Корецкис О.И. Инновационное правовое обучение
Материалы Всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” (2017 г.)
Инновационное правовое обучение
Innovative legal education
Корецкис Ольга Игоревна, преподаватель
ГАПОУ ИО ИКЭСТ, г. Ангарск koretskis_olga@mail.ru |
Аннотация: Данная статья посвящена инновационному правовому обучению.
Annotation: This article is devoted to innovative legal education.
Ключевые слова: обучение, право, студент, колледж.
Keywords: education, law, student, college.
Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности.
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активной жизненной позиции студента.
В целях контроля результатов усвоения учебного материала преподаватель может применять современные приемы обратной связи. Современным методическим приемом обратной связи является «ПОПС-формула» – аналог PRES-formula (Position – Reason – Explanation or Example – Summary), разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсон из ЮАР.
Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение. Структура ПОПС – формулы приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура ПОПС-формулы
Элементы | Содержание | Примеры фраз |
П – позиция | Представление собственной точки зрения | Я считаю, что… |
О – обоснование (объяснение) | Обоснование точки зрения | Потому, что… (Так как…) |
П – пример | Примеры (факты, доводы), подтверждающие данную точку зрения | Я могу доказать это на примере…
Я могу это подтвердить тем, что…. |
С – следствие (суждение) | Заключение (вывод) | Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…
В этой связи…… |
ПОПС формула представляет собой:
– интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
– данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у студентов и побуждает их к деловому спору.
– Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответа на экзамене или зачете, а также для решения профессиональных задач.
Возможности ПОПС-формулы не ограничиваются применением в качестве приема обратной связи. ПОПС-формулу используют как инструмент построения дискуссии, подготовки публичных выступлений. У студентов возникает интерес к высказываниям одногруппников, появляется желание обсудить точку зрения выступающего, поспорить. ПОПС-формула упрощает процесс формулирования позиции (точки зрения) в сложных ситуациях, при изучении учебного материала, насыщенного фактами, событиями, датами и т.д. ПОПС-формула привлекает студентов простотой выполнения, однообразными правилами оформления, возможностью применения формулы по аналогии. В результате использования формулы увеличился процент студентов, выполняющих домашние задания, основанные на решении проблемы с использованием ПОПС-формулы. Работая дома, студент может расширить содержание ответа несколькими примерами, в итоге получается полноценное выступление. Закрепление на занятии с использованием формулы позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях учащихся, предпринимать своевременные меры по коррекции учебной траектории студентов.
Таким образом, выступление студента занимает примерно1-2 минуты и может состоять из двух – четырех предложений. На занятиях по дисциплине Право преподавателю необходимо инициировать самостоятельную работу студентов, поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно предлагать студентам небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно пояснить студентам, записать на ватмане и вывешивать по мере необходимости.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет студентам в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого преподавателя, чья работа ограничена строгими временными рамками занятия. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии: проверки домашнего задания; фронтального опроса на этапе повторения изученного; подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе; создания проекта по теме или целому блоку тем.
ПОПС – формула позволяет: за короткое время опросить нескольких учащихся; получить информацию о глубине понимания студентом темы; узнать, какую нравственную оценку даёт учащийся тому или иному событию, явлению. Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает: формировать оценочное мышление у студентов; учит лаконично выражать свои мысли; структурировать идеи.
Библиографический список:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Консультант плюс.