Корнакова А.В. Предоставление налоговых льгот для малого бизнеса

Материалы всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” февраль 2017 г.

Предоставление налоговых льгот для малого бизнеса

Provision of tax benefits for small business

 

Корнакова Анна Вадимовна

Kornakova Anna Vadimovna

Cтудентка ВСФ ФГБОУВО  РГУП, Г. Иркутск

 

Аннотация. Налогообложение – это важный механизм деятельности государства. При этом необходимо понимать, что налогом облагаются разные сферы деятельности, а также имущество, доходы и другое. Введение института льгот помогает освободить налогоплательщика от определенных налогов или же помочь уменьшить их размер, что положительно влияет на благосостояние граждан и юридических лиц которые развивают малый бизнес.

Annotation. The taxation is an important mechanism of activity of the state. Thus it is necessary to understand what is assessed with a tax different fields of activity, such as property, the income and another. Entering of system of privileges helps to exempt the taxpayer from certain taxes or to help to reduce their size that positively influences a welfare of citizens and legal entities who develop small business.

Ключевые слова: налоговая льгота, налогообложение, малый бизнес, индивидуальный предприниматель, микробизнес, стимулирование, лимит годовой выручки.

Keywords: tax concessions ,  taxation, small business,
individual entrepreneur, microbusiness, promotion, limit of annual revenue.

Уплата налогов и сборов – это обязанность, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации (статья 57) [1]

Для стимулирования развития малого, среднего и крупного бизнеса необходимо предоставлять какие-либо преимущества, снисхождения предусмотренные налоговым законодательством.  Но это также необходимо и гражданам. Эта стимуляция воплощается в жизнь, например, посредством предоставления налоговых льгот.

Налоговые льготы – это предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги и сборы, или же уплачивать их в меньшем размере(статья 56 НК РФ).[2]

Виды налоговых льгот:

  1. налоговое изъятие – льгота, направленная на сокращение предмета или объекта налогообложения;
  2. налоговая скидка – льгота, направленная на сокращение налоговой базы;
  3. налоговый кредит – льгота, которая направлена на сокращение общей суммы начисляемого налогового платежа.

Освобождения от уплаты налога, в свою очередь, подразделяются на множество видов, в зависимости от форм предоставления льгот. Сюда относятся:

  1. снижение ставки;
  2. отсрочка или рассрочка уплаты налога в случае, когда изменяется срок уплаты налога, установленный законом;
  3. налоговые каникулы – когда дается полное освобождение от уплаты налога на определенный период;
  4. налоговая амнистия – когда имеет место возврат ранее уплаченного налога либо его части (также термин «налоговая амнистия» означает освобождение налогоплательщика от финансовых санкций);
  5. инвестиционный налоговый кредит – когда организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, предоставляется право уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов на срок от одного года до пяти лет.

На нынешний момент в нашей стране имеется достаточно большое количество трудоспособного населения, которое нигде официально не работает и не выступают в качестве субъектов малого бизнеса.

К субъектам малого бизнеса  относятся (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):индивидуальные предприниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Лимит годовой выручки перечисленных субъектов должен составлять не более 800 млн. рублей без учета НДС, а также численность  работников не должна превышать 100 человек; в отношении микробизнеса – не более 120 млн. рублей без учета НДС, численность работников – не более 15 человек.[3]
С целью роста малого бизнеса и его развития на территории РФ необходимо заинтересовать граждан заняться  своим собственным делом, но, как нам известно, одним из камней преткновения в этом случае являются требование большого объёма  задействованных ресурсов, а льготирование в этом плане должно помогать, так как его цель – сократить размер налогового обязательства. Такого рода преимущества носят характер не индивидуально направленный, а, наоборот, обращенный к большому кругу лиц. Этому  способствует принятие Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” от 29.12.2014 N 477-ФЗ (действующая редакция 2016), а именно в пункт 4 статьи 346.20, в соответствии с которой возможно предоставление  двухлетних налоговых  каникул для индивидуальных предпринимателей (занимающихся деятельностью в производственной, социальной  или научной сферах) по следующим критериям:

– Быть зарегистрированным впервые в качестве индивидуального предпринимателя в период с 2015 по 2020 года.

– Выбрать налоговые режим ПСН или УСН.

– Заниматься деятельностью, указанной в региональном законе о налоговых каникулах. [4]

Также для поддержания развития малого бизнеса было вынесено  распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с дополнениями и изменениями) в рамках антикризисного плана, путем снижения финансовых и административных издержек. [5]

В России есть четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, пользоваться которыми могут только представители малого бизнеса и микробизнеса:

  1. УСН(упрощенная налоговая ставка)– лимит годовой выручки в 2016 году – не более 79,74 млн. руб., численность работников – не более 100 человек. Для индивидуальных предпринимателей применяется в виде установленной ставки налога  равной 0%, действующей до 2020 года. Возможно снижение ставки налога с 6% до 1%.
  2. ЕНВД(единый налог на вмененный доход) – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников также не должно превышать 100 человек. Региональные  власти могут снижать ставку ЕНВД до 7,5 %.
  3. ПСН (патентная система налогообложения)– в рамках такого режима могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников здесь всего 15 человек, причем по всем видам деятельности  в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн. рублей. Данной системой могут воспользоваться самозанятые граждане, не имеющие наемных работников, при этом  обязательно необходимы сведения о расчетах, размерах страховых взносов в ГВФ.
  4. ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)– лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для индивидуального предпринимателя и рыбохозяйственных организаций. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Несмотря на предоставление государством налоговых льгот для развития малого бизнеса остается проблема выведения из тени нелегальных предпринимателей, которые опасаются вести свою деятельность на законных основаниях. По моему мнению, таких лиц пугает отсутствие поименованности в виде полного перечня налоговых льгот и привилегий, которые могут использовать индивидуальные предприниматели. Также в силу этой проблемы лица, зарегистрированные в качестве ИП, упускают возможность экономии за счет налогов и сборов. Это особенно распространенная проблема для бизнесменов, которые не пользуются услугами профессиональных бухгалтеров, а ведут самостоятельно налоговый и бухгалтерский учет.

Механизм льготирования, с точки  зрения теории в РФ, получил свое широкое распространение, что подтверждается принятием Н-ПА государством. Это говорит о том, что государство заботится о развитии малого бизнеса и предпринимательства с целью развития экономики.

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 16.07.1998) (с дополнениями и изменениями по состоянию на 25.10.2016)
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция, 2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  4. Федеральный закон РФ от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2014 №477-ФЗ (действующая редакция, 2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172963/
  5. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» http://base.garant.ru/70852914/