Корнейчук К. В., Канина Е.Н., Московкин А. В. Современная проблематика российско-китайских отношений

Современная проблематика российско-китайских отношений

Modern problems of Russian-Chinese relations

Корнейчук Константин Витальевич

 Korneychuk Konstantin Vitalyevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

korneichyk1998@mail.ru

Канина Елена Николаевна
federal Kanina Elena Nikolaevna  
К. п. н., доцент ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска

Kanina_e@mail.ru

Московкин Алексей Вячеславович

Moskovkin Alexey Vyacheslavovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Alexmos456@gmail.com

Аннотация. В данной статье дан краткий анализ российско-китайских взаимоотношений.  Рассмотрены некоторые актуальные проблемы способные к ухудшению международных отношений России и Китая. В статье дается краткая характеристика современным российско-китайским внешнеторговым отношениям и характеристика деятельности китайских граждан и образованных ими юридических лиц на территории. Сделаны предположения о будущем развитии взаимоотношений рассматриваемых стран.

Annotation. This article provides a brief analysis of Russian-Chinese relations. Some actual problems capable of worsening the international relations of Russia and China are considered. The article gives a brief description of the modern Russian-Chinese foreign trade relations and a description of the activities of Chinese citizens and the legal entities formed by them in the territory. Assumptions are made about the future development of relations between the countries in question.

Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, международные отношения, внешнеторговые отношения, Озеро Байкал.

Keywords: Russian Federation, People’s Republic of China, international relations, international trade relations, Lake Baikal.

На данный момент взаимоотношения России и Китая являются наиболее важными как для обеих держав, так и для всех стран мира в целом. Многочисленные торгово-экономические, военные, гуманитарные, политические связи между Россией и Китаем направляют не только внутригосударственное развитие в этих странах, но и имеют существенное влияние на международной арене. Активное участие Российской Федерации в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИКС, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) в Совете Безопасности ООН (Организация Объединенных Наций), регулярные встречи политиков на высшем уровне, подписание множества межгосударственных договоров и соглашений, всё из перечисленного позволяет сделать вывод о том, что современные российско-китайские отношения находятся в крайне благоприятных условиях. Данный тезис подтверждают слова политиков: «Мы дали высокую оценку уровню российско-китайского сотрудничества, – отметил российский министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. – Этот уровень является наилучшим за всю историю наших отношений». Похожее мнение выразил уже глава министерства иностранных дел Китая Ван И, выступая на Совете по международным отношениям в Нью-Йорке в 2018 году: «Россия – наш самый большой сосед. Между соседними странами необходимо поддерживать дружественные отношения, поэтому мы прилагаем все усилия для установления таких добрососедских отношений». Несмотря на такие позитивные заявления, между Россией и Китаем всё же существует ряд проблем, которые в последствии могут оказать негативное влияние на взаимоотношения данных стран.

Одной из существенных проблем являются экономические российско-китайские отношения. Экспорт России в КНР (Китайская Народная Республика), как и в большинство других стран, имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Сырьё и сырьевые товары в общей сложности занимают более половины объёма экспорта.

  Хотя построенная на таких предпосылках внешняя торговля, несомненно, несёт определённую выгоду обеим сторонам, этот обмен едва ли можно считать полноценным и равноправным. В данной ситуации Китай имеет преимущество – обладает более современной и диверсифицированной экономикой и благодаря этому может в известной мере диктовать выгодные именно ему условия во внешней торговле. Еще сильнее усугубляет ситуацию позиция Китая на мировом рынке. КНР занимает примерно 5,9% в мировом экспорта 5,3% в мировом импорте, Россия 1,8% и 0,8%, соответственно [2].

Такой значительный перевес приводит к неравноправию и повышенной заинтересованности в взаимных экономических связях именно российскую сторону, а не китайскую. В будущем это может сказаться на истощение российских сырьевых запасах, хотя уже прямо сейчас вопрос о колоссальной вырубке леса для экспорта в Китай приобрел наиболее актуальное значение. В России работают 564 китайских лесозаготовительных компании, которые экспортируют ежегодно сотни кубометров леса. Так, согласно отчётности Сибирского таможенного управления, в 2016 году из страны вывезено 7 млн. кубометров хвойной древесины.

В то же время импорт России из Китая имеет совершенно иную направленность. Здесь преобладают машины, оборудование и транспортные средства, составляющие примерно половину общего объёма импортируемых товаров.

При этом Китай является самым главным торговым партнером для России. Доля КНР в общем внешнеторговом обороте России составляет 12,1% [2], но основными торговыми партнерами для Китая всё же остаются США и страны АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион), хотя в связи с введением Америкой санкций против КНР ситуация может измениться.

Проблемным также остается вопрос о миграции граждан из Китая на территорию Сибири и Дальнего Востока. Так, по мнению А.Г. Дугина
демографическое распространение китайцев на территорию слабозаселенных территорий Сибири, грозит радикальным изменением самой социальной структуры российского общества  и несет в себе прямую угрозу безопасности.

 Особую роль в китайской миграции играют государственная политика и корпоративный сектор. Современное правительство Китая активно поощряет эмиграцию своих граждан. В частности, в 2000 г. 3-й сессией ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) десятого созыва была принята стратегия «Идти во вне», предусматривающая выход китайских предприятий на внешний рынок, создание китайскими компаниями филиалов за рубежом, освоение природных ресурсов других стран. [1] В соответствии со стратегией предусмотрено завоевание значительной доли международного рынка труда. В отраслевой структуре экспорта рабочей силы из КНР приоритет принадлежит строительству и освоению природных ресурсов за рубежом. [5]

Уже сейчас результаты данной политики наиболее остро ощущаются на территории Байкала. Так, Большая часть баз отдыха, размещенных на самом популярном туристическом направлении озера Байкал, острове Ольхон, работают незаконно. К таким выводам пришла после проверки объектов Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, владельцами которых преимущественно являются граждане из Китая, при этом нелегальный бизнес размещен почти во всех туристических зонах Байкала, что приводит к катастрофическим экологическим последствиям, росту социального напряжения, созданию неблагоприятной правовой атмосфере, снижающую у граждан нашей страны веру в силу закона. Так же Правительство России одобрило создание совместного с Китаем предприятия для добычи золота в Ключевском месторождении в Забайкалье. Конечно же, власти говорят гражданам, что данное предприятие будет приносить большую прибыль и откроет много рабочих мест. Но судя по Федеральному Закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [4], там будут работать в основном граждане Поднебесной

Перспективы развития российско-китайских отношений можно назвать крайне неоднозначными. На данный момент Китай является важнейшим экономическим и политическим партнером Российской Федерации. Напряженная международная ситуация, которая связана с ростом террористической угрозы, конфронтационными отношениями с Америкой, во многом послужила укреплению взаимоотношениям между этими странами, но ряд определенных проблем не дает однозначно определить надолго ли эти отношения будут взаимовыгодными. Китайцы называют свою страну «Чжунго», что означает «центральная страна», тем самым определяя свой национальный менталитет. [3] В первую очередь Китай и его граждане будут преследовать только свои интересы и поддерживать те страны, которые могут максимально эффективно и долгосрочно быть им полезны.

Библиографический список:

  1. Галенович Ю. Наказы Цзян Цзэминя. Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М.: Инфра-М, 2013, – 218 с.
  2. Головнин. М.Ю. Влияние экономической динамики стран – соседей России на российскую экономику / М.Ю. Головнин. М.: Изд-во Ин-та экономики РАН, 2014. 93 с.
  3. Дугин А.Г. Геополитика России: Учебное пособие для вузов / А.Г. Дугин. М.: Академический Проект,2015. – 592 с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №1. – Ст. 26.
  5. Пэнг Уэн Дзе. Миграция рабочей силы из Китайской Народной Республики в условиях усиления открытости экономики // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2015. – № 10. – 52-61 c.