Костина М.А. Садовая терапия для детей дошкольного возраста в группах с компенсирующей направленности

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Садовая терапия для детей дошкольного возраста в группах с компенсирующей направленности

 Gardening therapy for preschool children Group compensating direction 

Костина Мария Андреевна

Kostina Mariya Andreevna

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 131

Россия, г. Иркутск

Escarabajo-irk@yandex.ru

 

Аннотация. В статье приведен опыт работы детского сада по оздоровлению образовательной среды, социальной адаптации и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов садовой терапии.  Раскрыт термин «Садовая терапия».

Annotation. In the article the experience of kindergarten on improvement of the educational environment, social adaptation and rehabilitation of children with severe speech disorders with the use of garden therapy. Revealed the term «Gardening Therapy»

Ключевые слова. садовая терапия, дети с тяжелыми нарушениями речи, оздоровление образовательной среды, работа с растениями.

Keywords. garden therapy, children with severe speech disorders, improvement of the educational environment, working with plants.

В настоящее время многие дети имеют различные трудности в развитии речи. В нашем ДОУ работает две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Проанализировав различные нетрадиционные методы терапии (арт-терапия, гиппо-терапия /с использованием лошадей, садовая терапия) воспитателям понравилась идея садовой терапии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что садовая терапия использует благотворные отношения между людьми и растениями для того чтобы улучшить самочувствие человека. Однако механизм воздействия растений на организм и психику человека пока что еще изучен недостаточно, чтобы сказать, как должно проводится это терапевтическое воздействие.

В МБДОУ г. Иркутска детском саду № 131 воспитатели и дети совместно с Фондом «Иркутский Ботанический сад» работают над проектом «Площадка садовой терапии в ДОУ» Что же такое садовая терапия?

Садовая терапия – это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека. Американская Ассоциация Садовой Терапии определяет садовую терапию (садоводческая терапия, horticultural therapy, Therapeutic horticulture) как дисциплину, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопровождения, соучастия, эмпатии [1].

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и все дети, любят смотреть на растения, ухаживать за ними, наблюдать, как они развиваются. Видеть в них все понимающих друзей, вступая с ними в процесс общения на другом уровне, посредством запахов, выделяемых ими веществ, цвета и т.д.

Работа с растениями включает: легкую физическую нагрузку, нахождение на свежем воздухе при работе в цветнике и в огороде (улучшается координация движения, концентрация внимания, развивается память); зрительные образы, запахи, звуки, тактильные  ощущения и пр. стимулирующие все органы чувств (звуко-, арома-, цветотерапия); установку эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатию (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшается агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации).

Исходя из имеющихся ресурсов и возможностей, мы определили свою стратегию и направление развития образовательного процесса. Для развития проекта мы осуществляем медицинское наблюдение за детьми; занимаемся подбором ассортимента растений, рекомендаций по уходу за растениями и методических рекомендаций для включения (использования) растений в практическую деятельность с детьми; обучение воспитателей основам экологического фито дизайна.  Для реализации данного проекта нами была выбрана старшая группа для детей с ТНР. В данной группе было подобранно соответствующее оборудование и расходные материалы для организации фитомодуля, был осуществлен подбор неаллергенного ассортимента растений для оборудования фитомодуля, имеющих фитоитоцидные и газопоглотительные свойства, создание необходимых условий для выращивания растений, наблюдений и ухода за ними (подсветка, рабочие столы и свободный доступ к ним детей, необходимый инвентарь и оборудование), произведено информирование о проводимой работе родителей, дети которых участвуют в данном проекте.

Воспитателями совместно с Фондом «Иркутский ботанический сад», составлен перспективный план работы с детьми в рамках проекта в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом.

В целях реализации перспективного плана разработаны конспекты образовательной деятельности «Путешествие плодов и семян, части растения, охрана растений и другие. Воспитатели используя данные конспекты не раз участвовали в конкурсах и занимали призовые места. Проведена интеллектуальная игра «В зеленом царстве, цветочном государстве» сценарий которой разработала воспитатель Гуляева Ольга Витальевна, который прошел проверку специальной программой на плагиат, авторство составило 87%, данный материал был заочно представлен на IV Международной научно-практической конференции г. Чебоксары в 2016 г., и опубликован в сборнике «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика»

В основу проводимой работы выбранного нами направления легли экскурсии. На одной из таких экскурсий дети получили в подарок укорененные черенки разных растений. Выбрав для себя растение по душе, каждый ребенок взял на себя полную ответственность за него. С любовью, заботой и вниманием дети выращивали свое растение в течении всего лета у себя дома, кто-то на даче, а в сентябре вернулись с ним в детский сад.

В части практической работы с детьми мы затронули следующие направления:

– обучение уходу за комнатными растениями (правильный полив, посадка, подкормка, опрыскивание, содержание комнатных растений в чистоте, удаление пыли кисточкой и влажной салфеткой, рыхление).

Ежедневно наблюдая и ухаживая за своими растениями, дети своевременно срезают пожелтевшие веточки, убирают засохшие листья, учатся по внешним особенностям растения определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Ухаживая за растениями, дети попробовали сами вырастить их разными способами: из семян, луковиц, черенков, усов и т.д.

– составление коллекции (СЕМЯН: семена летучки /одуванчик, кипрей, бодяг; семена крылатки /клен, липа, береза, ель; семена колючки /лопух, череда, гравилат) Сбор семян растений позволил детям сделать свои маленькие открытия. Эта практическая деятельность превратила детей в настоящих исследователей. Об этом свидетельствуют детские зарисовки семян, которые они выполняли самостоятельно. Данная работа вызвала у детей восхищение, принесла много положительных эмоций, доставила радость первых открытий.

– опытно – экспериментальная работа это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. Они имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей и всегда строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда (наблюдение за появлением и ростом корней, как растение ищет свет? «Где растение будет развиваться лучше?» /глина, песок, перегной; «Какие семена быстрее всходят?» /замоченные или сухие; «Зачем семенам крылышки?» /семечко клена и фасолинка)

– практические задания (сколько лет дереву /подсчет годичных колец на спилах сосны и березы)

На территории детского сада оборудован цветник и огород. Осенью дети обрезают многолетники (пион, лилейник), прикрывают их на зиму, защитив от вымерзания, выкапывают луковицы, (гладиолус) и клубни (георгин), убирают однолетние растения. Весной-раскрытие многолетников, рыхление; посадка однолетников семенами (календула, космея) и рассадой (бархатцы, астры). Для огорода готовят семена к посеву: сортировка луковиц, разделение луковиц чеснока на зубки, замачивание семян (горох, фасоль) перед посадкой, набивка емкостей (стаканчиков) для посадки семян на рассаду и т.д. А далее посадка на грядки и клумбы и уход за всходами.

Воспитателями был произведен подбор игр, логопедических речевых задач,  литературы, музыкальных произведений, проводится работа с родителями (консультации, развлечения /интересно прошло музыкально-тематическое развлечение «Цветики-цветочки» дети имели возможность перевоплотится в цветы, почувствовать себя ими, вжиться в их образ, практические задания /детям совместно с родителями было предложено выбрать любое растение, с которым они себя ассоциируют (по характеру, по внешнему виду или другим признакам), ребятишки и их родители  собирали материалы об этом растении (стихотворения, загадки, иллюстрации, фотографии, биологическая информация и др.)

Материалы были оригинально оформлены и представлены в виде отчетов. Традицией в данной группе стало выращивание комнатных растений к 8 марта в подарок мамам (такая работа вызывает у детей радость и восторг от результатов своего труда), фотовыставка «Дети и цветы».

По результатам мониторинга и анкетирования родителей на начало и конец учебного года мы выделили положительную динамику эмоционального состояния детей не только в детском саду, но и дома. Так же было отмечено что в группе где ведется работа по методикам садовой терапии и в группе детей такого же возраста где она не проводится, заболеваемость значительно ниже. Отмечается положительная динамика личностного роста наших воспитанников. Ни у одного ребенка в данной группе не отмеченно неприязни к растениям. У воспитателей присутствует чувство морального удовлетворения, потому что, воспитанники, работая с растениями, становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.

В настоящее время мы видим положительные результаты нашей работы и планируем расширение данного направления. Уже начали подготавливать и другие группы к наполнению фитомодулей, планируется расширение цветников, разрабатывается релаксационная дорожка. Данный уже расширенный проект мы планируем назвать «Создание здоровьесберегающей образовательной среды посредством фито-садовой терапии»

Дело не только в том, чтобы научить детей выращивать цветы. Важно привить им уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни. Мы предполагаем что использование фитомодуля может быть успешно применено для садовой терапии. Это новый инструмент социальной адаптации и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи. По богатству ощущений сад оставляет позади всевозможные тактильные игрушки. И именно на получении разнообразных ощущений и стимуляции органов чувств основывается большая часть программы работы с детьми с нарушением речи. Здоровья Вам и не болейте!

Библиографический список:

  1. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. САДОВАЯ ТЕРАПИЯ: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие.- Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2006.- 48 с.