Козлова А.А. Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO — конструирование в соответствий с ФГОС

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO — конструирование в соответствий с ФГОС

Organization structural-model activities with preschool children using the LEGO design in accordance with GEF

 

Козлова Анна Анатольевна

Kozlova Anna Anatolyevna

воспитатель,  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №46», г Братска

Kozanna84@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье акцентировано внимание об использовании  LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми, которое выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно — игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста.

Abstract. This article focuses on the use of LEGO designers in educational work with children, which is the best means of formation of skills of constructive play activities and the criterion of psychophysical development of children of preschool age.

Ключевые слова: конструирование, LEGO – технология, инновация, исследовательская деятельность.

Keywords: construction, LEGO – technology, innovation, research.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Однако, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. [3] Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой.

Конструирование во ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. [2]

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий.

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно — игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Конструирование как занимательный вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. [3]

Занятия LEGO конструированием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию ребенка. Интеграция образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций образования, способствует овладению новыми знаниями, умениями, навыками и расширению круга интересов детей. [1]

На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются в игровой деятельности. Идея сделать LEGO-  конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего проекта «В ногу со временем».

Целью проекта является: Организация конструктивно-модельной деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС ДО.

Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO в образовательный процесс ДОУ для детей дошкольного возраста, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Педагогическая ценность проекта заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках темы, а также в обосновании того, что использование LEGO- конструкторов имеет большое  значение для развития индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме LEGO-конструирования. В данном проекте обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO. Были разработаны конспекты образовательной деятельности с детьми «Путешествие с Незнайкой», «В мире диких животных», «В лес – чудес пойдем с тобой…»; собраны картотеки дидактических игр, подготовлены консультации для педагогов и родителей «Конструирование – это весело», «LEGO – конструктор – идей для игры», организовано и проведено итоговое мероприятие: выставка детских работ «Наш чудесный городок».

Таким образом, в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц. Повысился интерес родителей к LEGO- конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми. В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.

Список источников:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Младшая группа. – М. Москва-синтез, 2014. c. 74-75.
  2. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. — 2015.-№ 2 — с.15-22.
  3. Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребёнка [Текст]// Детский сад от А до Я. — 2015. — №4 c.16.