Краснеева И. В. Создание условий для формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период учебной и производственной практики

Создание условий для формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период учебной и производственной практики

Creating conditions for the formation of professional competencies of students in the profession of «Cook, confectioner» during training and practical training

Краснеева Ирина Васильевна

Krasneeva Irina Vasilievna

ГБПОУ ИО БТТТ, г. Братск

krasneeva2017@mail.ru

Аннотация. Представлены основные аспекты понятия профессиональной компетенции, особое внимание уделено формированию профессиональных компетенций на учебной и производственной практике.

Annotation. The main aspects of the concept of professional competence are presented, special attention is paid to the formation of professional competencies in educational and industrial practice.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, общие компетенции, компетентность.

Key words: professional competence, General competence, competence.

Главной задачей мастера п/о при реализации ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессии Повар, кондитер является формирование профессиональных и общих компетенций в период прохождения всех видов практики.

Учебная и производственная практика представляет собой вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Термин «компетентность» в переводе с латинского означает – круг вопросов, относительно которых человек хорошо осведомлен, обладает умениями, знаниями и опытом.

Рассмотрим понятие «компетенция» c точки зрения профессиональной деятельности.

  • работодателю необходимы специалисты, обладающие способностью решать конкретную производственную проблему, что будет использовать специалист при этом (знания, умения, опыт и т.д.) для работодателя неважно, т.к. его интересует не процесс решения проблемы, а конкретный результат. Но с точки зрения достижения конкретного результата важна не способность применения знаний, умений и опыта, а степень (уровень) готовности к выполнению должностных обязанностей (основных функций).

Таким образом, компетенция это не способность применять знания, умения, использовать опыт, а сами знания, умения, опыт, ответственность и т.д. При этом нужно особо подчеркнуть комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающийся во взаимном сочетании необходимых знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Актуальность выбранной темы определяется следующими аспектами:

  • необходимостью подготовки компетентного специалиста, способного оперативно реагировать на качественные преобразования характера и содержания труда;
  • переходом к компетентностной модели обучения в среднем профессиональном образовании, обусловленной необходимостью обеспечения уровня профессиональной подготовки выпускников, отвечающей требованиям работодателей.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении задач профессионального характера, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции обучающихся это:

  • готовность использовать в профессиональной деятельности знания.
  • умение проводить анализ современного рынка труда.
  • высокое профессиональное мастерство и качество труда.
  • способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность.

Профессиональные компетенции формируются в процессе деятельности обучающегося. Чтобы сформировать то или иное умение, необходимо многократное повторение действий, упражнений, тренировка. Чтобы обеспечить выполнение обучающимися задач, в процессе решения которых они овладевают профессиональными компетенциями, применяются современные педагогические технологии[1].

Формирование профессиональных компетенций осуществляется на протяжении всего процесса обучения: в период введения в профессию, в период овладения профессией, а так же на заключительном этапе обучения. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней, это происходит в период знакомства с профессиональной образовательной организацией. Для более четкого профессионального самоопределения проводятся различные мероприятия, например классный час «Дорога длиною в жизнь», где представлен рассказ о профессии «Повар», о наших выпускниках, добившихся успеха в профессиональной деятельности, о перспективах карьерного роста. Начальное формирование профессиональных компетенций обучающихся происходит в учебной лаборатории (рис.1).

Рисунок 1.  Учебная лаборатория

Где они последовательно осваивают технологические приемы, операции. С первых дней учебной практики организовывают рабочее место, взвешивают сырье, работают с технологической картой, проверяют органолептическим способом качество продуктов, выбирают производственный инвентарь. В учебной лаборатории формируются профессиональные компетенции обучающихся в процессе выполнения учебно-производственных работ с применением типичных для данной профессии инструментов: мясорубка, миксер, весы, блэндер, венчики, выемки, фритюрница. Самостоятельно взвешивают сырье с целью научиться работать с весами, развивая глазомер, память, внимание. Здесь обучающиеся формируют умение организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, соблюдению производственной и технологической дисциплины. На каждом учебном занятии работают со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, выполняют задание на расчет сырья, составляют в опорных конспектах технологические карты, технологические схемы приготовления блюд [2].

На вводном инструктаже для актуализации опорных знаний и определения уровня подготовки применяются модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные (рис.2).

Рисунок 2. Модульные мультимедиа системы (ОМС)

Для проверки усвоения знаний используется компьютерное тестирование в программной оболочке МуТеst.

При приготовлении блюд обучающиеся самостоятельно доводят их до вкуса, пользуются специями, пряностями. При выполнении практического задания работают с инструкционно-технологическими картами, где описаны поэтапно дальнейшие действия, выполнена технологическая схема блюда, технологическая карта, представлено изображение блюда, т.е. конечный результат [3].

На втором этапе обучающиеся уже обладают основными умениями ведения технологического процесса приготовления блюд и изделий, основными приемами и навыками работы в учебной лаборатории, в связи с чем появляется интерес к выполнению определенных технологических операций, а также демонстрация своих умений (рис.3).

Рисунок 4. Демонстрация обучающимися основными умениями, приемами и навыками работы в учебной лаборатории

Заключительный период характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса, в результате чего он становится чертой личности современного молодого рабочего[4]. На данном этапе обучающиеся увереннее работают на производственной практике, быстро ориентируются в производственной деятельности, владеют технологией приготовления блюд и изделий и могут самостоятельно выполнять не только технологические операции, но и технологический процесс в целом.  На данном этапе можно сказать, что обучающиеся овладели видом профессиональной деятельности. Благодаря сформированным компетенциям обучающиеся проявляют свое творчество, воплощают идеи при оформлении блюд и изделий.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки обучающегося в интересах реального производства можно рассматривать как источник для формирования профессиональных компетенций и стимул для профессионального роста.

Библиографический список:

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие / Г.И. Кругликов. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
  2. Сергеева Т.А., Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. — М.: 2003, — 129 с.
  3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие/В.А. Скакун.-М.:ФОРУМ-ИНФА-М,2007.-320с.
  4. Шуберт Ю.Ф., Андреешева Н.Н Формирование у студентов профессиональных компетенций/ Среднее проф. образование.- М.,2009.