Кузнецов А. В.Торги проводимые для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Торги проводимые для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Bidding conducted to ensure state and municipal needs

Кузнецов Андрей Вячеславович

Kuznetsov Andrey Vyacheslavovich

Магистрант АСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

andreikuznecov31@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются общие положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассматриваются способы проведения торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также автором рассматриваются особенности проведения аукциона и конкурса.

Annotation. The article examines General provisions of the Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ (as amended on 31.12.2017) «On the contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs». The ways of tendering for state and municipal needs are considered. The author also considers the peculiarities of the auction and competition.

Ключевые слова: торги, организация торгов, публичные торги, аукцион, конкурс, запрос котировок, обеспечение государственных нужд, обеспечение муниципальных нужд, конкуренция, запрос предложений.

Key words: bidding, bidding, public bidding, auction, tender, request for quotations, ensuring state needs, ensuring municipal needs, competition, request for proposals.

Заключение договора на торгах в современном гражданском обороте, является распространённым способом заключения договора. Торги – это процедура позволяющая заключить договор, на выгодных условиях, путем определения наиболее благоприятного контрагента, путем определения наилучшей цены или условий на которых будет заключен сам договор. Согласно современному Гражданскому кодексу торги проводятся в форме аукциона или конкурса или иной форме, предусмотренной законом.

Торги являются способом заключения договора на любой конкурентной основе. [1] В связи, с чем можно сказать, что торги поддерживают конкуренцию и не позволяют одному контрагенту монополизировать рынок. Конечно, в большинстве случаев торги проводятся на добровольной основе сторон гражданского оборота, некто не обязывает в обязательном порядке проводить торги за исключением конечно определённых случаев установленных законом. В особенности хотелось бы рассмотреть торги, подпадающие по действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ). Сфера регулирования данного закона включает в себя, отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд товарами, выполнением работ, оказанием услуг. Данные закон был принят для обеспечения эффективности и результативности, осуществления государственных и муниципальных закупок, для предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Основной целью данного закона, конечно же, является определение контрагента, который определяется несколькими конкурентными способами.

Первым способом проведения торгов, является проведение открытого конкурса. Под открытым конкурсом понимается конкурс, информация о проведении которого сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, кроме того  предъявляются единые требования к участникам закупки.  [1]  Победителем конкурса считается, тот участник, которым предложены наилучшие условия исполнения контракта на основе определенных критериев установленных конкурсной документацией.

Вторым способом проведения торгов, является аукцион в электронной форме. Под электронным аукционом понимается аукцион, информация о котором сообщается путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем неограниченному кругу лиц, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение обеспечивается на электронной площадке ее оператором. [1] Особенностями электронного аукциона предусмотренного 44-ФЗ, являются: использование электронных торговых площадок, необходимостью прохождения участниками аккредитации на торговых площадках, весь документооборот ведется в электронной форме. Кроме того данный вид аукциона проходит в два этапа: первый этап рассмотрение первых частей заявок, которые подаются участниками до определенного времени в соответствии с аукционной документацией и извещением, а вторым этапом является непосредственно сам аукцион, который проходит на электронной торговой площадке. Победителем считается, участник, которым  предложена наиболее низкая цена контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным аукционной документацией.

Третьим способом проведения торгов, является проведение запроса котировок. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок неограниченному кругу лиц.  [1] Данный способ не предусматривает проведение торгов путем использования электронной площадки, все заявки участников подаются лицу разметившему запрос котировок в письменной форме в запечатанном конверте, кроме того конверт не должен иметь возможности просматривать содержание такой заявки непосредственно до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.  [2] Победителем считается участник, который подал заявку на участие в запросе котировок, соответствующую условиям и требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок размещённым заказчиком, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. В случае, когда два или более участников указали одинаковую наиболее низкую цену, победителем считается то участник, который подал заявку на участие в запросе котировок раньше всех остальных.

Четвертым способом является, проведение запроса предложений. Данный способ сочетает в себе запрос котировок и конкурс, процедура проведения соответствует процедуре запроса котировок, а результатом проведения запроса предложений и победителем считается тот, чье окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. Запрос предложений проводится в ограниченных случаях предусмотренных частью 2 статьи 83 Федерального закона  №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В законе также указаны еще два способа осуществления закупки это осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данные способы применяются в ограниченных случаях установленных законом. В первом случае торги не проводятся, так как под торгами понимается процедура, в которой принимают участие несколько участников, в данном случае проводится закупка у единственного поставщика. Во втором случаем проводятся закрытые торги, то есть закрытый конкурс или аукцион, информация о котором и извещение с документацией направляется ограниченному кругу участников, которые соответствуют требованиям и способны осуществить исполнение контракта. Данный способ осуществления торгов применяется в ограниченных случаях предусмотренных часть 2 статьи 84 Федерального закона  №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрев все способы заключения договора на основании торгов проводимых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно сделать выводы, что закупки, проводимые публично-правовыми образованиями в первую очередь направлены на защиту конкуренции, открытость, гласность, но в тоже самое время не нужно забывать, что в большинстве случаев победителем торгов будет считаться лицо, которое предложило наиболее низкую цену или в случаях проведения конкурса наиболее выгодные условия исполнения контракта, что способствует экономии бюджетных средств этих публично-правовых образований проводящих торги.

Кроме того условия контрактов которые заключаются к примеру путем проведения аукциона должны содержать такое условие как размер обеспечение исполнения контракта. Для заказчика это является дополнительной мерой защиты от недобросовестных контрагентов. Также ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей), который также в свою очередь является мерой защиты, так как туда включаются контрагенты контракты, с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Все эти и другие меры предусмотренные данным законом способствуют защите прав публично-правовых образований, а также недопущению недобросовестных участников в данную сферу. Кроме того все участники данных гражданско-правовых отношений и заинтересованные лица могут защитить свои права и законные интересы на любой стадии проведения торгов и по завершению процедуры проведения торгов.

Библиографический список:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013. — N 14. — ст. 1652.