Леонов В.Г. Организация исследовательской деятельности школьников в процессе изучения

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Организация исследовательской деятельности школьников в процессе изучения

 естественнонаучных предметов

Organization of schoolchildren’s research activities in the study of natural sciences

 

Леонов Виктор Геннадьевич

Leonov Viktor Gennadevich

Учитель МКОУ СОШ с. Парфеново

leonowictor@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения исследовательской деятельности учащихся как одной из популярных форм учебной работы и формирования у обучающихся ключевых компетенций. Основным элементом формирования опыта исследовательской деятельности школьников является учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Важной задачей перечисленных видов исследовательской деятельности является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска. Представляется подход организации исследовательской деятельности учащихся с ориентацией на системное изучение биологии, химии и экологии.

Annotation. In this article considers the experience of applying the research activity of students as a one of popular forms of study and the formation of main competencies. The basic element of the formation of the experience of research activities of schoolchildren is the research activities. The most important task of research activity is the preparation of a student-researcher who has modern methods of investigation searching. In article presented approach for the organization of the teaching of biology, chemistry, and ecology.

Ключевые слова: учащиеся, исследовательская деятельность, учебно-воспитательный процесс, естественнонаучные предметы.

Keywords: pupils, research activity, teaching and educative process, natural-science disciplines.

 

В философском энциклопедическом словаре под термином «исследование» понимается «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью». [8]

Исследовательский подход как метод познания мира и способ изучения был испытан ещё в античности. Сократовский способ подразумевал собою особую беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, раскрывалось несоответствие между обычными суждениями и теми соображениями, которые давал тщательный разбор, обнаруживались различные противоречия. Анализ данных противоречий вызывал свежие вопросы, которые шаг за шагом приводили к истине. Сократ учил смело и самостоятельно думать, считаясь не с расхожими догмами и воззрениями, а с теми данными, которые открывало само исследование в процессе его проведения.

Бурно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение методов исследовательской работы в практике основного и общего образования [2,6]. C приходом XX века становится все яснее, что способности и умения исследовательского поиска важны не только тем, чья жизнь связана с научной работой, oни необходимы любому человеку. В наше время общество нуждается в профессионалах, которые имеют все шансы автономно ориентироваться потоке изменяющейся информации, способные анализировать, сравнивать, отыскивать наилучшие варианты решений, проводить исследования в различных условиях. По этой причине значительно изменились запросы к уровню подготовки школьников.

Значимость проблемы организации исследовательской работы школьников в процессе их обучения предопределена проникновением процессов гуманизации и демократизации в систему образования, потребностью создания всевозможных вариантов для наилучшего развития любой личности. [1] На нынешний момент, общество предъявляет другие требования к выпускнику школы, которому предстоит осваивать ряд всевозможных профессий, что вынуждает переходить c традиционных систем обучения на новые технологии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. [4]

Исходя из собственного опыта работы, можно констатировать, что главная особенность исследования в образовательном процессе, заключается не в значимости его с научной точки зрения, а то, что оно позволяет школьникам научиться чему-то новому в процессе его проведения. А это значит, что его ключевой целью считается становление личности, а не вывод эмпирического строго достоверного результата, как в «большой» науке. [3] Если в науке ключевой целью считается получение новых знаний, то в образовании задача исследовательской работы – в приобретении ученикам активного опыта изучения как универсального метода освоения реальности. [2] Это не значит, что можно пренебрежительно подходить к организации и проведению эксперимента, получению заведомо ложных данных или неверная их интерпретация. Очевидно, что научная компонента также очень важна. Но с точки зрения образования, гораздо значимее активизировать личную позицию ученика на основе приобретения свежих знаний, развить возможности исследовательского типа мышления, и спровоцировать школьника на дальнейшие самостоятельные исследования.  [7]

В современных условиях, становится безусловной необходимостью формирование опыта исследовательской деятельности у школьников на ранних этапах их обучения, а затем закрепления данного опыта путем проведения опытно-экспериментальной работы, с последующей ее защитой.  [5] Такой опыт формирует предпосылки для самоопределения личности и в дальнейшем выборе профессии.

Небольшой, но плодотворный, педагогический опыт и творческий поиск оптимальных технологий обучения привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания конкурентоспособной личности является организация исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из основных форм работы с обучающимися на своих уроках и во внеурочное время. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. В первый год обучающиеся, в основном, только начинают познавать методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательских работ, до учеников доводится примерная методика, а также способы планирования исследовательских работ. Затем производится анкетирование, по результатам которого определяются влечение к тем, или иным естественно-научным дисциплинам, в том числе сильные и слабые стороны ученика. Любому ребенку от природы дарована предрасположенность к познанию и исследованию. Верно выбранные формы обучения надлежат улучшать данную предрасположенность, содействовать развитию умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для достижения исследовательских целей.

На завершающем этапе подготовки к исследованию обучающиеся добровольно, в зависимости от своих интересов и склонностей, выбирают исследовательские работы по направлениям наук естественно-научного цикла.

Я работаю в сельской школе с 2015 года. Преподаю химию, биологию, экологию, являюсь руководителем научного объединения школьников «Синяя птица», заведующий учебно-опытнического участка. Учащиеся, под моим руководством, начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью с раннего возраста, трудясь на пришкольном участке, посещая химико-экологический кружок. По мере взросления темы исследовательских работ усложняются.

Вот некоторые темы учебно-исследовательских проектов, выполненных моими учениками:

  • Влияние различных шампуней на морфологическую структуру волос. Яковлева Ю.
  • Изучение фауны и экологии синантропных и зимующих насекомых в помещениях села Парфеново. Шарыпова А.
  • Изучение химического состава почвы с. Парфеново. Неудачин В.
  • Исследование микрофлоры рук. Новикова Е.
  • Влияние моющих средств на популяцию аборигенной водоросли водоема м. Кораньжа. Склянова Н.
  • Определение и изучение закономерностей передачи групп крови по системе AB0 Токаревская Д.
  • Исследование ощущений растений. Никитенко П.

Обучающиеся, выполняющие научно-исследовательские работы, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Только в 2015-2016 учебном году мы приняли участие в XXII Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (диплом); XXI межрегиональной научно-практической конференции «Исследователь природы Восточной Сибири» (диплом); Всероссийский конкурс юношеских работ им. В.И. Вернадского (диплом победителя); XI муниципальная научно-практическая конференция школьников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (два диплома первой степени, два диплома второй степени); XXIV Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (два диплома)  и др.

Занятия по предметам естественно-научного цикла в весеннее и осеннее время иногда проводятся в полевых условиях: в лесопарковой зоне села Парфеново Черемховского района Иркутской области. Школьники проводят исследование окружающей среды, готовят отчеты. В течение года для старшеклассников были проведены экскурсии в лабораториях биологического факультета Иркутского государственного университета.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности. Следует обозначить, что те обучающиеся, которые занимаются научно-исследовательской работой, отличаются от других особенной собранностью, целеустремлённостью, любознательностью.

Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время позволяет получить ряд практических результатов: отсутствие второгодников, рост качества знаний, активное участие учащихся в научно-практических конференциях. Самое главное, участие в исследованиях позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Список  источников:

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина П.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательские работы школьников. 2001. – №1. – С. 24 – 34.
  2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  3. Бойцов М. И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Дис. … канд. пед. наук – М., 1975. – 220 с.
  4. Гузеев В.В. Исследовательская работа в профильном обучении. //Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 192 – 196.
  5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  6. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. – 1965. – № 3. – С. 19-32.
  7. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся.//Народное образование. – 2004. – №2. – С. 146-149.
  8. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Титов Е.В. и др. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя. – М.: 2006. -145 С.