Литвинцева К. А., Филипенко А. А. Проблема внедрения новых методик профессионального самоопределения обучающихся на примере профориентационной работы в Иркутском гидрометеорологическом техникуме
Проблема внедрения новых методик профессионального самоопределения
обучающихся на примере профориентационной работы
в Иркутском гидрометеорологическом техникуме
The problem of introducing new methods of professional self-determination of students on the example of professional orientation work
in the Irkutsk Hydrometeorological Technical School
Литвинцева Ксения Александровна
Litvintseva Ksenia Alexandrovna
преподаватель ГБПОУ ИО ИГТ, г. Иркутск
Филипенко Анастасия Александровна
Filipenko Anastasia Alexandrovna
Заведующий УВР ГБПОУ ИО ИГТ, г. Иркутск
Аннотация. Целью данного исследования является анализ и систематизация опыта специалистов Иркутского гидрометеорологического техникума, направленного на решение проблемы внедрения новых методик профессионального самоопределения обучающихся. Разработка и реализация программы профессиональных проб в форме квест-игр является приоритетным направлением в рамках комплекса мероприятий профориентационной работы техникума.
Annotation. The purpose of this study is to analyze and systematize the experience of specialists of the Irkutsk Hydrometeorological Technical School, aimed at solving the problem of introducing new methods of professional self-determination of students. The development and implementation of the program of professional samples in the form of a quest games is a priority in the framework of a complex of career professional orientation work of the technical school.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, обучающийся, образовательное учреждение, квест-игра, профессиональная проба.
Keywords: professional orientation work, profession, student, educational institution, quest-game, professional test.
«Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни одного
дня в твоей жизни»
Конфуций
В современном мире трудовая деятельность – это не только способ материально обеспечить свое существование, но и возможность успешной самореализации человека. От того насколько осознанно был сделан выбор профессии зависит и то насколько успешным будет профессиональный путь молодого специалиста. Выбор профессии – это выбор жизненного пути, от которого зависит место в обществе, карьера и эмоциональное состояние. А значит, проблема профориентации многогранна и каждая образовательная организация ищет свои пути решения этой проблемы. Ведь найти «своего» студента – это значит обеспечить качество образования. Абитуриент, зная и понимая, куда и зачем пришел учиться, целенаправленно поступая в техникум на выбранную специальность, будет гораздо успешнее того, кто пришел случайно.
Целью профессионального просвещения в Иркутском гидрометеорологическом техникуме является не только ознакомление учащихся школ с профессиями, по которым обучаются в техникуме, но и создание необходимых условий, в которых «юные умы» смогли бы сделать осознанный выбор профессии, попробовать себя в разных ролях и понять что им по душе. Профориентационная работа в техникуме охватывает не только потенциальных абитуриентов – девятиклассников, целевой аудиторией являются также школьники начального и среднего звена.
Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда требуют от нас использования новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы.[1]
Сегодня актуальным становится иной подход к профессиональной ориентации: применение интерактивных форм профориентации, поиски нетрадиционных подходов к организации профориентационных мероприятий.[1] Современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, специалисты техникума разработали и внедрили новую систему профориентационной работы в техникуме, которая на сегодняшний день является, пожалуй, одной из лучших практик в Иркутской области.
Учитывая особенности специальностей, одной из целей данной работы является формирование у подрастающего поколения географической культуры, познавательного интереса к изучению географии, экологии и гидрометеорологии. Для достижения данной цели техникум с представителями организаций – работодателей и социальных партнеров организует различные мероприятия профессиональной направленности:
– Всероссийская практико-ориентированная олимпиада для школьников «4 стихии. Вода. Земля. Солнце. Воздух». Команды школьников со всех уголков России отвечают на задания, которые способствуют развитию профессионального интереса к наукам о Земле.
– Всероссийский фестиваль «Дом, в котором мы живем», в рамках которого проводится научно-практическая конференция, Сувенирная лавка, Дни открытых дверей.
Пять лет назад появилась идея создания новой формы проведения Дня открытых дверей. Сегодня – это актуальный метод профориентационной работы – профориентационные квесты «Путешествие в страну Гидрометеорология» и «Байкал.4 стихии».
Для победы в квесте участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Ребята не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, коммуникабельности. Квест-игры – по сути это профессиональные пробы, которые дают возможность школьникам, пусть на короткий срок, и не совсем «по-настоящему», но стать гидрологом, побывать на метеорологической станции, провести экологический эксперимент. А в роли проводников в профессию выступают студенты – волонтеры, для них это еще одна возможность осмыслить свою будущую профессию и ее значимость.
Профориентационная квест-игра – это принципиально новый для профессионального образования области подход. В квесте организована деятельность локаций (станций) различной тематической направленности (по специальностям: гидролог, метеоролог, радиотехник, эколог; или по названиям природных стихий: солнце, воздух, земля, вода). В результате чего создаются условия для получения школьниками новых знаний и навыков, а также для осознания своих склонностей к будущей профессии путем профессиональных проб. На каждой станции ребятам предоставляется возможность применения теоретических знаний, ознакомления с приборами, участия в экспериментах и практической деятельности. А педагоги реализуют сразу практически все основные формы профориентационной работы: профпросвещение, профконсультацию и профотбор.[1]
Таким образом, создано интерактивное игровое пространство, где обучающиеся приобщаются к миру профессий и пробуют свои силы в каждой специальности.
В общей сложности квест-игры уже посетили 34 организованных группы из 29 школ г. Иркутска и области. В техникум поступили 47 человек, которые в свое время стали участниками квест-игр. В этом году, первые 7 человек, поступившие в техникум после участия в квесте, заканчивают свое обучение и станут специалистами. Проведя опрос среди ребят-выпускников мы узнали, что ни один из студентов не пожалел о сделанном выборе и не разочаровался в выбранной профессии. А значит, выбранная нами методика работы, дает свои результаты и является достаточно эффективной.
Библиографический список:
- Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. — URL https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 08.04.2018).