Малюшева Е. Ю. Самостоятельная работа обучающихся, как средство развития общих компетенций по учебной дисциплине «Охрана труда»

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Самостоятельная работа обучающихся, как средство развития общих компетенций по учебной дисциплине «Охрана труда»

Independent work of students, as development means of general competences for academic discipline «Labour Protection»

 

Малюшева Елена Юрьевна

Malyusheva Elena Yuryevna

преподаватель ГАПОУ ИО ИТАиМ, г. Иркутск

malyuseva@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о самостоятельной работе, она является средством развития общих компетенций. В ней указано назначение самостоятельной работы через задачи.  Так же приведены виды и формы самостоятельной работы по учебной дисциплине «Охрана труда». На основе примеров расписаны, какие компетенции получают развитие в ходе выполнения самостоятельной работы по «Охране труда». Перечислены  результаты, которых добивается педагог, используя самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Annotation. In this article there is question about an independent work. It is development means of general competences. In there is indicated a purpose of this work through tasks. Also there are independent works for educational discipline «Labour Protection». Based on examples is what competences get development during implementation of independent work. Results wat a teacher also there are want to howe using independent work for educational discipline.

Ключевые слова. Самостоятельная работа, компетенции, формы и виды заданий, информационно-компьютерные технологии, критерии оценки результата.

Keywords. Independent work, competences, forms and types of tasks, informatively-computer technologies, criteria of estimation of result.

 

В ходе получения образования должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков, как таковая,  а набор ключевых компетенций, необходимых будущему специалисту в различных сферах жизнедеятельности, начиная от профессиональной и заканчивая личной сферой.

С введением федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) нового поколения перед педагогом поставлена задача – научить обучающегося самостоятельно приобретать знания, тем самым способствовать развитию общих компетенций, необходимых в будущей трудовой  деятельности.

Таким образом, самостоятельная работа  обучающегося и умение самостоятельно работать ставиться во главу учебного процесса. Отсюда   самостоятельная работа обучающегося – это способ вовлечения его в самостоятельную познавательную деятельность, развивающую у него потребность в систематическом самообразовании, тем самым обучающийся становиться полноправным объектом учебного процесса, а сам процесс формирует мотивацию на получение и развитие компетенций. [1]

Сущность самостоятельной работы обучающихся как специфической педагогической деятельности обусловливается особенностями установленных в ней учебно-познавательных задач. Значит, самостоятельная работа – это не просто самостоятельная деятельность по прохождению и усвоению  учебного материала, но и система условий обучения, организуемых педагогом. Соответственно  задачи самостоятельной работы:

– развитие навыков самостоятельной учебной работы и формирование потребности в самообразовании;

– освоение содержания дисциплин в рамках тем, выносимых на самостоятельное прохождение обучающимися;

– углубление содержания и основных положений дисциплин в ходе конспектирования материала на лекциях, переработке его в ходе подготовки к лабораторным и практическим занятиям;  [1]

– формирование и развитие умения принимать решения, ставить цель и определять задачи для ее достижения и составлять план по реализации этих задач, что в свою очередь, представляют  собой ценностно-смысловые компетенции;

– воспитание понимания и принятия другой точки зрения,  при выполнении коллективах заданий самостоятельной работы, что составляет общекультурные компетенции.

– развитие навыков самопрезентации, умение представлять свою работу, убеждать, задавать вопросы, что есть коммуникативные компетенции.

При выполнении заданий самостоятельной работы обучающийся учиться понимать необходимость и значимость труда (социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования).

Главным направлением в своей деятельности в процессе  подготовки заданий для самостоятельной работы считаю разработку и составление разнообразных и разноуровневых заданий для развития общих компетенций обучающихся.

Итак, при составлении заданий самостоятельной  работы обучающихся   по учебной дисциплине «Охрана труда» для специальности «Мастер по обработке цифровой информации» мною используются следующие  виды и формы заданий для развития общих компетенций.

Таблица 1

Формы и виды заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Охрана труда»

 

Тема дисциплины (МДК) Вид задания самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля и оценивания
Тема 1. Правила техники безопасности и охраны  труда при работе с электрооборудованием
Самостоятельная работа № 1 Составление опорного конспекта по теме «Негативные химические факторы» 4 Оценка конспекта

 

Самостоятельная работа № 2 Составление глоссария по теме 4 Оценка глоссария
Тема 2. Нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов
Самостоятельная работа № 1 Составить глоссарий по теме 3 Оценка глоссария
Самостоятельная работа № 2 Ответить на вопросы по теме 4 Оценка  ответов на вопросы
Тема 3. Инструктаж по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)
Самостоятельная работа № 1 Подготовка к дифференцированному зачету 3 Оценка выполненного задания

 

Предоставленные задания, в частности,  составление глоссария по теме позволяет освоить понятийно-категориальный аппарат и прибрести практический опыт работы со справочной литературой по поиску и систематизации понятий на основе информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ) и оформлению библиографий в соответствии с требованиями, что дает  развитие общей компетенции осуществлять поиск информации, использовать ИКТ в своей деятельности.

Ответы на предложенные вопросы содействуют изучению определенной темы, позволяет оперировать понятиями по изученной теме, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, и осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Например, изучив тему «Нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов» обучающиеся отвечаю на такие вопросы:

  • Перечислите требования к физической реализации интерфейсов видеомониторов.
  • Что значит словосочетание «линия общий обратный провод»?
  • Что значит понятие «линия интерфейса»?
  • Руководящий документ Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации, направлен на решение каких задач?
  • К основным способам НСД относят что?
  • Нарушители классифицируются по уровню возможностей, предоставляемых им штатными средствами АС и СВТ. Перечислите уровни этих возможностей.

Ответив на эти вопросы, обучающиеся самостоятельно могу определить уровень усвоенности темы, используя предложенные критерии оценки.

Таблица 2

Критерии оценки результата

Оценка Уровень освоения Характеристика уровня
3 допустимый Предоставлены ответы на 4 вопроса, с небольшими недочетами
4 высокий Предоставлены ответы на 5 вопросов и без видимых недочетов.
5 оптимальный Предоставлены ответы на 6 вопросов, которые не содержать фактических  ошибок.

 

Составление конспекта по предложенной теме позволяет теоретически рассмотреть понятия и привести примеры к ним, что составляет сущность информационной компетенции, так как обучающийся неограничен в источниках информации, информационных технологиях, что способствует творческому подходу при выполнении данного вида задания.

Умение работать в команде, взаимодействовать друг с другом и овладевать различными социальными ролями позволяют развивать дидактические игры, проблемные и ситуационные задачи, используемые во внеурочное время.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся, как средство развития общих компетенций позволяет добиться следующих результатов:

  • облегчает процесс усвоения материала обучающимися в силу их индивидуальных особенностей;
  • способствует овладению обучающимися умением добывать информацию из разнообразных источников;
  • в процессе работы обучающиеся активно выдвигают гипотезы и предлагают возможные варианты развития событий.

Из вышеизложенного следует, что использование самостоятельной работы для развития общих компетенций наиболее эффективное средство, приближенное к интересам и возможностям обучающихся, что в свою очередь помогает социализации и адаптации их в современном обществе.

Список источников:

  1. Ламанова Л.А., Ходина Е.Н. Охрана труда: учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов (технический профиль). – Череповец. –  – С. 26
  2. Темняткина О. В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации. – Екатеринбург. –  – С. 79