Мамчиц В.Н., Нежинская О.А. Реализация межпредметных связей на уроках физики и электроматериаловедения через интегрированные уроки

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Реализация межпредметных связей на уроках физики и электроматериаловедения через интегрированные уроки

Implementation of interdisciplinary relations in physics lessons

and elektrimaterjalid through integrated lessons

 

Мамчиц Валентина Николаевна

Mamchic Valentina Nikolaevna

преподаватель ГБПОУ БПромТ, г. Братск

fizika205@mail.ru

Нежинская Ольга Алексеевна

Nezhinskya Olga Alekseevna

преподаватель ГБПОУ БПромТ, г. Братск

nezhin67@mail.ru

 

Аннотация. В статье говорится о реализации межпредметных связей на уроках физики и материаловедения. Приведены требования к реализации межпредметных связей на интегрированных уроках; значения межпредметных связей для формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Annotation. The article talks about the implementation of interdisciplinary connections in physics lessons and materials science. The requirements for realization of intersubject communications at an integrated lesson; the value of interdisciplinary connections for the formation of professional competencies.

Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, физика, электроматериаловедение, профессиональные компетенции, интегрированные уроки, систематизация.

Keywords: interdisciplinary connections, integration, physics, elektrimaterjalid, professional competence, integrated lessons, systematization.

На современном этапе развития профессионального образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Интеграция — есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого, процесс сближения и связи теории и практики.  [5]

Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний. [1] Реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений. [3]

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

Учебный материал отдельных тем уроков физики, оказывается, настолько тесно связан с учебным материалом электроматериаловедения, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего курса обучения.

Для формирования профессиональных компетенций будущего электромонтажника электрических сетей и электрооборудования мы целенаправленно используем интегрированные уроки с межпредметными связями.

Физика — наука о фундаментальных основах окружающего мира, его строении и взаимодействии. В физике изучают: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями. [6]

Электроматериаловедение — прикладная наука о связи состава, строения и свойств электротехнических материалов. Практической целью электроматериаловедения является оптимизация состава, структуры, свойств материалов и методов их переработки с целью получения конкретных изделий с заданными эксплуатационными свойствами. [4]

За время работы мы систематизировали свои уроки, структурные элементы взаимосвязи которых, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Структурные элементы взаимосвязи между учебными дисциплинами

Физические понятия Темы учебной дисциплины
Физика Электроматериаловедение
Физические объекты – макротела, частицы, поля – Строение газообразных, жидких и твёрдых тел;

– Кристаллические и аморфные тела;

– Электрическое поле;

– Магнитное поле

– Общие сведения о строении материалов.

– Классификация электротехнических материалов.

– Состав и назначение припоев, флюсов, клеев.

Физические явления — механические, тепловые, электромагнитные, оптические явления, явление тяготения

 

– Виды деформаций твердых тел. Механическое напряжение;

– Прочность, запас прочности;

– Пластичность и хрупкость;

– Тепловое расширение тел;

– Электрический ток в различных средах;

– Проводники в электрическом поле;

– Диэлектрики в электростатическом поле;

– Электрическое поле в проводнике с током.

Закон Ома. Сопротивление;

– Сверхпроводимость;

– Закон Джоуля-Ленца;

– Магнитное поле токов;

– Электромагнитная индукция.

– Механические, электрические, тепловые, физико-химические характеристики материалов;

– Основные виды проводниковых, полупроводниковых, диэлектрических и магнитных материалов, их свойства и области применения;

– Основные свойства припоев, флюсов, клеев.

 

Важно оптимально сочетать в зависимости от целей урока формы организации познавательной деятельности, методов обучения и содержания учебного материала.

Как показал опыт, основные дидактические требования к интегрированному уроку можно свести к пяти аспектам [2]:

  • урок должен иметь четко сформулированную специфическую учебно-познавательную цель;
  • урок должен возбуждать интерес обучающихся к установлению связей смежных наук;
  • на уроке должна быть обеспечена высокая активность обучающихся по привлечению знаний из других предметов;
  • урок должен расширять и углублять научное мировоззрение обучающихся;
  • урок должен способствовать развитию общих и профессиональных компетенций, навыков по приобретению новых знаний самостоятельно.

Деятельность обучающихся на интегрированном уроке направлена не на процесс, а на результат, где в цели обучения входит формирование четырёх опытов [8, 2]: опыт познавательной деятельности, опыт осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Если интегрированные уроки проводятся несколькими педагогами, тогда у обучающихся проявляется активность сначала в виде интереса, затем возникает внутренняя готовность к познавательной деятельности.

Опыт показывает, важна также и организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда обучающиеся видят только затылки впереди сидящих и только одно лицо — лицо преподавателя здесь может быть неуместно. Можно организовать учебное пространство в кабинете иначе. При входе в учебный кабинет у обучающихся возникает ответная реакция — готовность включиться в работу на уроке. [8, 2]

Уроки, построенные на основе интеграции знаний, достигают наибольшей эффективности, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения. Прежде всего, интегрированные уроки должны быть включены в тематический план программы учебной дисциплины, и отвечать основным целям и задачам образовательного процесса и иметь взаимосвязь с ранее изученным материалом. [7]

Что дает данная работа преподавателям?

  • рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации;
  • освобождает учебное время для изучения другого явления;
  • исключает дублирование учебного материала;
  • усиление межпредметных связей.

Данная работа дает обучающемуся [7]: активизация мыслительной деятельности, интенсификация учебного материала, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении, умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов, снижение перегрузок.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающихся и преподавателей в процессе обучения. [7]

Использование межпредметных связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала.

При этом правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления  практической направленности обучения физики. Интегрированные уроки показывают  значительный рост заинтересованности учащихся в обучении, общении, желании  высказывать то, что они хотят.

Использование в работе уроков с межпредметными связями оказалось для нас реальным путем обеспечения положительной мотивации обучающихся к изучению физики и электроматериаловедения, формирования устойчивого познавательного интереса к учебным дисциплинам, повышению качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей обучающихся. Эти уроки создают ситуацию успеха у каждого студента.

Межпредметные связи можно реализовывать не только на уроках теоретического обучения и на лабораторно-практических занятиях, но и на тематических часах общения, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, научно-практических конференциях, занятиях учебной практики, исследовательских работах обучающихся.

Уроки с межпредметными связями помогают обучающимся не только учиться, но и жить, позволяют ребятам видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном [8, 1]. Студент, успешный в других областях (литература, обществознание, история и т. д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться на интегрированных уроках. И мы начинаем смотреть на этого студента по-другому. Для некоторых ребят это может быть единственная возможность почувствовать себя успешными. Доля таких уроков в общем процессе обучения невелика, а значение их огромно.

Список источников:

  1. Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение [Текст] : Учеб. для нач. проф. образования. — М. : Изд. центр «Академия»; 2005. — 312 с.
  2. Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Сотский, Н.Н. [Текст] : Учебник Физика 10 класс. — М. : Просвещение, 2011. — 416с.
  3. Физика в школе [Текст] : научно-методический журнал / Издательство «Школа-пресс» — 2007, № 3.
  4. Шодиев, Д.Ш. Мысленный эксперимент преподавания физики [Текст] : Учебник — М. : Просвещение, 1987.
  5. Иванов, А.С., Проказа, А.Т. Мир механики и техники. [Текст] — М. : Просвещение, 1988.
  6. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин / под редакцией В.Н. Федоровой [Текст] — М.: Просвещение, 1990 г.
  7. Селевко, Т.К. Современные образовательные технологии. [Текст] : М. Народное образование, 1998.
  8. Колеченко, А.К. «Энциклопедия педагогических технологий». [Текст] :КАРО. Санкт-Петербург. 2005.