Маркевич И.Л. Современные педагогические технологии при изучении технических дисциплин

Современные педагогические технологии при изучении технических дисциплин

Modern pedagogical technologies in the study of technical disciplines

Маркевич Игорь Любомирович

 Markevich Igor Lyubomirovich

преподаватель ГПОАУ Амурский колледж строительства и

 жилищно-коммунального хозяйства, г. Благовещенск

samsunngg@rambler.ru

Аннотация. В статье раскрывается сущность и цель метода кейс-стади, который позволяет развивать самостоятельную деятельность студентов, даёт возможность соединить теоретическую подготовку с практическими умениями для решения конкретных профессиональных ситуаций. Приведены этапы проведения занятия с использованием кейс-технологий на конкретном примере при изучении дисциплины «Охрана труда» студентами ГПОАУ  Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства».Annotation. The article reveals the essence and purpose of the case study method, which allows to develop students’ independent activity, makes it possible to combine theoretical training with practical skills for solving specific professional situations. Given the stages of conducting classes using the case study technology in a specific example, when studying of discipline Labor Protection students of the «Amur College of Construction and Housing Communal services».Ключевые слова: метод кейс-стади, профессиональная компетентность, ситуационная задача, дискуссия, мыслительная деятельность, познавательные интересы, альтернативные решения проблемы, аргументированная защита.Keywords: case study method, professional competence, situational problem, discussion, mental activity, cognitive interests, alternative solutions to the problem, reasoned protection. 

Метод кейс-стади – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности студентов в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. [1]

Цель метода кейс-стади: проанализировать совместными усилиями группы студентов ситуацию (кейс), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

Я применяю кейс-метод на практических занятиях по дисциплине  «Охрана труда». Кейс-метод в настоящее время весьма актуален, так как он ориентирован не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению. Метод кейс-стади учит самостоятельному поиску нужных знаний, которые приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений, умению слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение,  делает учебный материал более доказательным, а его усвоение более основательным и прочным, формирует и развивает познавательные интересы, формирует творческую личность. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. [2]

Занятие состоит из нескольких этапов:

  • распределение студентов по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство их с системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы студентов в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом – знакомство с ситуацией, оценка информации, полученной из материалов задания, обсуждение возможностей альтернативных решений, нахождение решения в группах;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии, аргументированная защита своих решений;
  • сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах;
  • обобщающее выступление преподавателя;
  • оценивание студентов преподавателем.

Занятия с применением кейс-стади провожу также в виде индивидуальной самостоятельной работы студентов, в ходе которой они составляют письменный анализ ситуации на основании представленного им кейса.

Анализ ситуации выполняется в следующей последовательности:

  • Резюме (краткое изложение содержания ситуации);
  • Проблема (формулирование проблемы, содержащейся в ситуации);
  • Варианты решения проблемы (перечисление возможных вариантов решения проблемы с указанием их преимуществ и недостатков);
  • Рекомендации (подробное изложение наиболее оптимального решения проблемы);
  • План действий (последовательное выполнение действий для успешного выполнения рекомендации).

Например, при изучении темы «Анализ условий труда и причины травматизма» студентам предлагаю ситуационную задачу:

«На дорожном участке, где Вы работаете мастером, произошел конкретный несчастный случай вследствие нарушения требований безопасности при выполнении работ. Необходимо выявить, какие из возможных существующих причин привели к несчастному случаю?

Дается классификация причин травматизма:

  1. Организационные: отсутствие или некачественный инструктаж, отсутствие проекта производства работ, отсутствие руководства и надзора, нарушение режима труда и отдыха, неправильная организация рабочего места.
  2. Технические: отсутствие, неисправность спецодежды и индивидуальных средств защиты, несоответствие строительных конструкций технического оборудования, несоответствие транспортных и энергетических устройств, несоответствие ручного и переносного механического инструмента, несоответствие грузоподъемных средств и монтажной оснастки, нарушение технологического процесса, отсутствие испытаний, технического обслуживания и ремонта оборудования, ограждений и других средств безопасности.
  3. Производственная среда: неблагоприятные метеоусловия, плохая освещенность, повышенный шум, вибрация, повышенная концентрация вредных веществ, наличие вредных облучений.
  4. Психофизиологические: несоответствие анатомических и психологических особенностей человека условиям труда, неудовлетворительный микроклимат в коллективе, алкогольное или наркоопьянение». [1]

После выявления конкретных причин студенты предлагают наиболее эффективные и безопасные способы их устранения.

Эффективность применения рассматриваемого метода обучения подтверждена результатами контрольных работ, устных опросов, тест-опросов по дисциплине «Охрана труда». По темам, изучаемым кейс-методом,  наблюдается  более высокий уровень усвоения материала, а опрос  студентов позволил сделать заключение, что анализ конкретных ситуаций – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, его применение  способствует обогащению социального опыта студентов путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а преподаватель осуществляет управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Впервые я применил технологию модульного обучения cо студентами 2 курса специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, при изучении темы «Расчет передаточных механизмов» по  дисциплине «Эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов». Передаточные механизмы и редукторы изучаются студентами в разной интерпретации на дисциплинах «Электротехника и электроника» (тема Электропривод), «Математика» (тема: Дробные числа и вычисления), «Инженерная графика» (тема: Изображение механических передач) и «Физика» (тема: Способы передачи механической энергии).

Причиной выбора данной технологии послужили требования ФГОС СПО третьего поколения к современному выпускнику – технику-дорожнику. Это формирование общих и профессиональных компетенций, таких, как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач; умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; умение работать в коллективе и в команде; умение брать на себя ответственность за работу членов команды; участие в расчетах технико-экономических показателей строительства автомобильных дорог и аэродромов.

Студентам предлагается выполнить задание, в котором требуется определить основные параметры механических передач и редукторов, их применение в дорожной технике, научиться подбирать повышающие и понижающие передачи для изменения крутящего момента и частоты вращения в зависимости от режима движения автомобиля в разных дорожных условиях.  Для выполнения задания необходимо умение работать с моментами передач и настоящими редукторами, определять передаточное число, межцентровое расстояние, модуль и шаг зацепления, т.е. не только выполнять расчеты («Физика», «Математика», «Электротехника и электроника»), но и грамотно изобразить редуктор и передачи («Инженерная графика»), а также найти область применения («Эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов»).

Студенты работают на занятии малыми группами.  В каждой есть руководитель, который организовывает и контролирует работу своей команды.

Анализ проведенного занятия показал более глубокое усвоение студентами данной темы, что впоследствии помогло им в изучении темы «Трансмиссия автомобиля». Доказательством послужили знания и умения студентов, показанные ими  по этим темам на экзамене по дисциплине «Эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов». Считаю, что цель проведенного занятия с применением модульного обучения была достигнута. 

Библиографический список:

  1. Захарова Н.В. классификация педагогических технологий. г. Сыктывкар, 2012
  2. Мельникова Н.Э. Новые педагогические технологии в образовательном процессе. г. Петровск-Забайкальский, 2012. — С. — 224