Мастер — класс «Музыка и физкультура»

Автор: Захарова Ирина Борисовна, учитель физической культуры МКОУ СОШ №16, г. Бирюсинска

«Если физическая культура важна для взрослого человека, то для детей она просто жизненно необходима. Уже давно стало аксиомой – каждому человеку необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физвоспитанию с музыкальным сопровождением».


«Когда заканчиваются слова, начинается музыка».
1. На уроках физического воспитания музыка имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач:
• развитие и совершенствование чувства ритма и согласованности движений;
• воздействие музыки на эмоциональное состояние, в целях создания лучших условий для восприятия изучаемого материала;
• повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся и т.д..
2. При подборе музыки, как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений и для урока в целом, я использую различный музыкальный темп.
Темп музыки Возможные упражнения
Медленный Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие.
Умеренный Упражнения на растягивание, для мышц шеи.
Средний Упражнения спортивно-гимнастического стиля, (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги.
Быстрый Бег, прыжки, танцевальные движения.
Очень быстрый Бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла.
Темп музыки определяет часть урока: умеренный и средний – подготовительная; быстрый и очень быстрый – основная; медленный – заключительная (звучат отрывки музыкальных композиций).
3. Наиболее часто функциональная музыка применяется в подготовительной и заключительной частях урока. Сейчас мы с вами разучим три небольших комплекса упражнений под музыку, для различного возраста ребят, которые не требуют специальной подготовки и могут быть использованы любым учителем — предметником на своем уроке в качестве физминутки.
1 и 2 комплексы — младший школьный возраст
(песня «У жирафа пятна, пятнышки везде»; песня «Черный бумер»);
3 комплекс для ребят среднего и старшего звена (ритмичная музыка).
4. В заключительной части лучше всего использовать успокаивающую музыку
— Примите сидя расслабленное положение тела, закройте глаза, представьте себя безмятежно отдыхающим в желаемом уголке мирозданья на лоне прекрасной природы (звучит композиция «Уединение в горах»).
5. По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее целесообразно использовать музыку на уроках совершенствования пройденного материала, так как такие уроки направлены на улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся.
Таким образом, к различным формам урока существуют определенные методические особенности использования музыки. На одних уроках музыка нежелательна, а на других особенно эффективна
«Музыка – одна из тех «изюминок», которые поднимают не только настроение, но и эффективность урока, превращая выполнение монотонных программных заданий в интересное занятие».
Вот и подошел к концу мой мастер-класс. Уважаемые коллеги, помогите мне пожалуйста подвести итог моего выступления.
Закончите, пожалуйста, эти предложения:
1).Больше всего мне понравилось _________
2).Самым сложным для меня было_________
3). Сегодня я научился_________
4). Приму к сведению; возьму на заметку; буду использовать (выбрать ответ)