МБОУ НШДС № 13 Внеклассное мероприятие (2 «Б» класс). «Правовое воспитание детей через сказки и сказочные герои» Автор: Салтанова С.И. учитель первой квалификационной категории

Внеклассное мероприятие.

«Правовое воспитание детей через сказки и сказочные герои»

Цель: формировать и закреплять  знаний по теме «Права ребенка» на примере нарушения прав сказочных героев, развитие способности к анализу ситуаций, интереса к правовым вопросам, прививать  навыки адаптации в современном обществе, воспитывать правовую культуру личности.

Ход  мероприятия.

Ведущий      Сегодня у нас происходит Ассамблея сказочных героев. Сказочные герои собираются на ассамблею, чтобы обсудить свои проблемы. На Ассамблею мы пригласили учеников  2 классов, чтобы они помогли участникам разобраться в правовых проблемах наших сказочных героев. Ребята будут представлять команды «Колобки» и «Гуси – лебеди». У нас сегодня также виртуально присутствуют герои сказок «Лиса и волк»,«Волк и семеро козлят» , «Заячья избушка», «Золушка», «Крошечка -Хаврошечка».

Для проведения ассамблеи мы создали независимое жюри, которое оценит решения и выявит тех, кто лучше всего знает права ребенка и права человека. Члены жюри будут голосовать карточками.  Красная карточка  – очень понравилось, зеленая – понравилось.  Итог — у кого больше красных карточек тот лучше знает права человека и ребенка.

Наше сегодняшнее занятие будет состоять из нескольких частей. Начинаем первую часть занятия.

«Знакомство».

1.Сейчас чтобы начать наше мероприятие, постарайтесь вспомнить какие права вам известны.  Победит  та команда, которая назавёт последнее право.

2 «Загадки по правам» продолжить фразу (приложение «Мама работала ,папа трудился»)

Вторая часть. «Ответы на письма сказочных героев».

А)   В адрес нашей Ассамблеи пришло много писем с фотографиями от сказочных героев с просьбой ответить на их вопросы. Вот сейчас наши команды и попытаются помочь сказочным героям. Каждая команда по жребию получит конверт с вопросами и в течение 3 минут попробует дать на них ответ. Выступают по одному представителю от команды. Все остальные могут помогать.

1 конверт Сказка Г-Х Андерсена «Гадкий утенок».

  1. Кто из обитателей птичьего двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
  2. Все ли герои сказки относились друг к другу по -братски?
  3. Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка и справедливо ли это?

2 конверт Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

  1. Права ли была мама – коза, оставив козлят без присмотра?
  2. Послушны ли семеро козлят, всегда ли они делают то, что говорит им мама?
  3. Как волку удалось проникнуть в дом?

3 конверт.   Г-Х Андерсен  «Снежная королева».

  1. Какие права Кая нарушила Снежная королева?
  2. Какие права Герды нарушила старуха – волшебница, владелица волшебного сада?
  3. Какие права Герды нарушили разбойники?

Б)  «Выбери правильный ответ» по сказкам — «Гуси-лебеди»,

«Сестрица Алёнушка»,  «Лиса и заяц»,  «Гадкий утёнок».

Третья  часть  « Как мы знаем Декларацию прав  человека и ребёнка»

А) Давайте вспомним, когда была принята Декларация прав человека и Декларация прав ребенка?

(Декларация прав человека в 1948году, Декларация прав ребенка в 1959 году)

Б) По сказкам

 Сказка    Ш. Перро   « Золушка».

1.Какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?

. Жестокое обращение. Право на досуг и отдых.

2.Какой принцип, восстановила Фея

( тетя Золушки), отправив ее на бал? (полноценная возможность игр и развлечений, чтобы ребенок мог в полной мере развивать свои способности. Защита от жестокости и эксплуатации).

Сказка братьев Гримм «Красная шапочка».

1.Правильно ли поступила мать Красной Шапочки, отпуская ее одну к бабушке, далеко через лес?

Ответственность родителей за воспитание детей и за их благополучие.

2.Чего не должна была делать Красная Шапочка, встретившись в лесу с волком?

3.Какие права бабушки и Красной Шапочки нарушил волк?

 Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, неприкосновенность жилища.

Сказка о царе Салтане…»  А. С. Пушкина.

1.Какие права царицы и князя Гвидона нарушили подданные царя?(  Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, неприкосновенность жилища).

2.Какие права царя  нарушали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха?(  Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, неприкосновенность жилища).

 «Музыкальная пауза» —  Песня  о правах – определить, о каких правах звучит песня.

Четвёртая часть. Закончи стихотворение

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот — Мурлыка,

Пес — Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4)  Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5)  Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

Ведущий  Сейчас  мы проверим, как вы знаете положения из документов по правам  человека на примере сказочных героев.)

Пятая  часть   «Права сказочных героев»

  1. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
  2. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
  3. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

 Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

«Выбери правильный ответ» к сказкам —

 Лиса и заяц, Лиса и журавль,  Царевна — лягушка, Крошечка – Хаврошечка, По щучьему велению, Морозко.

Ведущий — Каждая команда сегодня  старалась выполнять задания вспоминая права сказочных героев, которые созвучны правам ребёнка и взрослого. Но у нас есть с вами и обязанности. На память  об сказочных героев вам эти памятки(вручаются памятки об обязанностях)

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Жюри подводит итоги.

Наиболее тщательно разбираются в правах представители  команды…( называют победителей).

Из каждой команды награждается лучший игрок команды.