Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада «Пиратское приключение»

Автор: Щербакова Ирина Юрьевна , воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»
397601, Воронежская область, Калачеевский район, г .Калач, ул. Селянская, д. 55
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада
«Пиратское приключение»


Форма проведения Познавательное развитие, игра-путешествие
цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды
задачи:
развивающие — развивать собственный познавательный опыт, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
— развивать умение проводить несложные опыты с водой;
— развивать память и внимание.
оздоровительные — способствовать развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений.
обучающие — расширить представления детей о свойствах воды;
— знакомить с техникой проведения опытов;
— способствовать развитию мышления, внимания, памяти, слуха;
— формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
воспитательные
— воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
— воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы
наглядные наглядно-зрительные приемы (использование наглядных пособий (пазл-напоминалка), зрительные ориентиры).
словесные объяснения, пояснения, указания; подача команд, сигналов; эвристическая беседа; словесная инструкция
практические Игры-опыты, игры-эксперименты, занимательный опыт, трудовые поручения, действия
инвентарь Столы, оборудование для проведения опытов
Аппаратное обеспечение Магнитофон, ноутбук, интерактивная доска

Программное обеспечение Аудиозапись «Шум моря», песня пиратов , музыка для сундука, музыка на выход воспитателя.
Предметно-развивающая среда Видео послание, фото «Пиратский корабль», сундук с пиратскими костюмами, сундук с сокровищами, макет лодки, пиратская карта, бинокль, пазл-напоминалка, оборудование для проведения опытов (стаканы, банки, коробки, термос с кипятком, емкости разной формы (с круглым, квадратным, треугольным дном и т.п.), блюдца, полотенце, подносы, соль, сахар, вода, молоко, компот, лимон, мыло, шоколадные конфеты, апельсин, яйца )
Реализация ФГОС ДО Экспериментирование способствует погружению ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы, прежде всего в форме игры и исследовательской деятельности обеспечивает развитие дошкольника.

Ход занятия Организационно-методические указания
1.Вводная часть. Содержание.
Дети заходят в зал и становятся в полукруг
Воспитатель(одет в костюм пирата):
— Здравствуйте ребята!
Дети:
— Здравствуйте.
Воспитатель:
— Вы догадались кто я?
Дети: Да! Вы пиратка!
Воспитатель:
— Приветствую вас в своей бухте! Здесь бросают якорь самые отчаянные и смелые пираты! Меня зовут Пуля, я внучка старого пирата Черная Борода. Я набираю себе команду, чтобы отправится за сокровищами на корабле под названием «Капелька». Есть ли среди вас смельчаки, чтобы плыть со мной?
Дети: Да!
Воспитатель:
— Только что-то вы, ребята, совсем не по-пиратски одеты. Что это за внешний вид у вас? Разве так должен выглядеть настоящий пират? Мы же пираты! Мы же разбойники!
У меня припрятан старый пиратский сундук, в котором много всего интересного и полезного для нас.

Воспитатель: Ребята смотрите, что я нашла на дне сундука!
Здесь, на самом дне сундука нашлось послание для нас и карта сокровищ. Я могу предположить, что это сюрприз от моего деда пирата. Давайте посмотрим, что это за послание и изучим карту.

Воспитатель: На карте обозначены острова, на которых мы выполним задания и сможем-таки решить задачу капитана Флинта: узнаем все свойства воды и соберём весь пазл, доберемся с вами до сундука с сокровищами. Ну что отправляемся на поиски сокровищ?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы справимся! Мы же с вами команда! Разрази меня гром!
Итак, команда в сборе! Можно отправляться за сокровищами! Приглашаю всех на борт нашей «Капельки». Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем!!!!

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля
Воспитатель достаёт сундук, в котором лежат пиратские вещи: тельняшки, жилетки, банданы, шляпы, бутылка с картой, и видео послание. Под музыку пиратов помогает ребятам одеться.

На экране воспроизводится видео послание.
Письмо старого пирата:
Разрази меня гром!!! Что вы делаете на моем острове «Тайна воды»?
Разве вы не знаете, что обычным людишкам тут не место?
Ну да ладно, я смотрю, вы вроде хорошие ребята, а мне как раз нужны помощники.
Дело в том, что много лет назад капитан Флинт на «Острове сокровищ» зарыл клад. Карта оказалась в моих руках, руках старого пирата «Чёрной Бороды», я даже сам пытался найти сокровища, но по пути мне встречались такие сложные задания, что я и не справился. Я же в детский сад не ходил, в школе не учился. Ох, и задачку задал мне капитан Флинт — «Свойства воды». Я всю жизнь плаваю по воде, вода себе и вода, думал, лучше всех всё про воду знаю, а оказалось нет. Поможешь мне, Пуля, вместе со своей командой пиратов? По карте вы сможете найти клад! Вперёд мои, маленькие пираты! Я жду вас с победой! В пути вы должны найти части пазла, собранный пазл и будет ключом, который откроет сундук.
Основная часть
Остров «Тайна аромата и цвета»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Справа вижу остров! Причаливаем! Это остров «Тайна аромата и цвета».
Здесь нас ждут первые испытания. Перед нами, как вы помните, пираты, стоит задача, узнать каковы же свойства воды. И так приступим.
Проводится опыт №1 «Цвет воды».
Воспитатель: Ребята, у нас на столе стоят три стаканчика, давайте с вами рассмотрим, что за вещество налито в них и определим какого оно цвета.

Воспитатель: Давайте сделаем с вами вывод; вода у нас прозрачная, не имеет цвета.

Воспитатель: А теперь переходим к следующему испытанию.
Проводится опыт №2 «Запах воды».
Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент и определим, как же пахнет вода. Смотрите ребята, у нас здесь находится четыре баночки. Нам с вами не обходимо определить по запаху, что же там спрятано.

Воспитатель: Из эксперимента следует вывод, что вода у нас без запаха, она ни чем не пахнет.

Воспитатель: Переходим к следующему заданию.
Проводится опыт №3 «Вкус воды».
Воспитатель: Ребята, давайте определим каков вкус продуктов, которые лежат перед нами.
Дети: Соль — солёная, сахар — сладкий, лимон — кислый.

Попробовав воду, ребята подводят итог, что она безвкусная.

Воспитатель: Ой, друзья-пираты, смотрите, а вот под последним подносом и наш первый элемент пазла. Давайте его рассмотрим, это не просто пазл – он еще и подсказка!

Воспитатель: На этом острове мы прошли первое испытание. Забираем с собой элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем.
На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря

Опыт №1 «Цвет воды».
На столе стоят три стакана с жидкостью, в которых налита вода, компот и молоко. Ребята по очереди рассматривают жидкости (сначала компот, потом молоко, потом вода) и в форме эвристической беседы с воспитателем определяют цвет этих веществ: компот – оранжевый, коричневый, молоко – белое, вода — прозрачная, не имеет цвета.

Опыт №2 «Запах воды».
На столе стоят четыре закрытые непрозрачные баночки, в каждой из которых лежит ароматный продукт (апельсин, мыло, шоколад), а в последней баночке – вода. Воспитатель по очереди приоткрывает баночки и предлагает ребятам определить по запаху, что находится в баночке. После определения воспитатель показывает продукт детям. Последняя баночка ничем не пахнет, возникает предположение, что там пусто. К удивлению детей, там находится вода, и подводится итог, что вода не имеет запаха.

Опыт №3 «Вкус воды».
Перед ребятами стоят три блюдца с продуктами: одно с лимоном, второе с солью, третье с сахаром. Воспитатель спрашивает у детей, знаком ли им вкус данных продуктов и просит его назвать. Желающим с помощью ложечки или вилочки предлагается попробовать на вкус. В ходе эвристической беседы с воспитателем ребята определяют вкус этих продуктов: лимон – кислый, сахар – сладкий, соль — соленая. Далее воспитатель раздает каждому ребенку индивидуальный стаканчик и из бутылки наливает каждому немного воды, предлагает попробовать и озадачивает вопросом: какого же вкуса вода?
Общими усилиями подводится итог, что вода безвкусная, не имеет вкуса.

На элементе пазла изображены три рисунка: нос рядом с цветком, язык, и радуга. Глядя на эти рисунки-подсказки, ребята называют запах, вкус и цвет воды.

Все располагаются на корабле и отправляются дальше
Остров «Трех состояний»

Цель: уточнить представления детей о форме воды (принимает форму сосуда, в который ее наливают) и о трех состояниях воды: жидком, газообразном и твердом.
Воспитатель: Друзья, я вижу второй остров, он прямо по курсу. Это остров «Трёх состояний». Причаливаем на остров! И снова нас здесь ждёт испытание.
Проводится опыт №4 «Форма воды»
Воспитатель: ну что, друзья-пираты, давайте разберемся, какую форму имеет у нас вода?
Дети: Да!….

Воспитатель: Проведя исследование, мы определили, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Разрази меня гром! Да мы молодцы!

Проводится опыт №5 «Три состояния воды».
Воспитатель: Ребята, вода может быть в трёх состояниях. Давайте проведем эксперименты и узнаем, в каких именно состояниях она может быть.

Воспитатель: Тысячи чертей! Да вы настоящие исследователи! Справились с таким сложным заданием! Но что-то я не вижу пазла, может мы не справились? Давайте его искать. Ура, нашли!
Что там изображено? Давайте подведем итог.
Дети: …….
Воспитатель: Разрази меня гром! Забираем с собой второй элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем.

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря
Опыт №4 «Форма воды»
Ребятам раздаются формочки разной формы: с квадратным дном, треугольным, прямоугольным, круглым, в форме ромба, звезды, а также в форме бабочки и корабля. Воспитанники под руководством воспитателя переливают одну и ту же воду из одной формочки в другую, констатируя при этом, что вода приняла форму круга, квадрата и так далее, и даже корабля. Таким образом ребята приходят к выводу что вода принимает любую форму, форму того сосуда в который ее наливают.

Опыт №5 «Три состояния воды».
1. Воспитатель предлагает перелить воду из стакана в стакан. Таким образом, ребята наблюдают жидкое состояние воды.
2. Воспитатель наливает кипяток в банку и обращает внимание детей на пар, который идет от воды, и сообщает, что этот пар и есть вода, ее газообразное состояние. И предлагает ребятам это доказать. Воспитатель накрывает банку блюдцем (которое предварительно дает потрогать детям в доказательство того, что оно сухое) и укутывает полотенцем. Через несколько минут полотенце убирается, блюдце переворачивается, и на нем образуются капли воды. Ребята вместе с воспитателем приходят к выводу, что пар превратился в воду.
3. Ребятам предлагается рассмотреть кубики льда. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лед твердый и предлагает растопить лед. Воспитатель и ребята (желающие) берут лед в ладошки, и от тепла он тает, ладошки становятся мокрыми. В ходе эвристической беседы ребята приходят к выводу, что лед – это вода в твердом состоянии.

На боковой части стола приклеена вторая часть пазла- подсказки с изображением капельки, пара над чашкой, и сосульки, а также изогнутый сосуд с водой. Глядя на пазл ребята подводят итог: называют форму и 3 состояния воды.

Все располагаются на корабле и отправляются дальше
Физкультминутка (проводится на корабле)
Воспитатель: Ой, мои маленькие пираты! Что-то я притомилась! Никогда столько сложных заданий не выполняла. Давайте разомнемся с вами, повторяйте за мной. Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок!
Раз, два, три!
Наклонился левый бок!
Раз, два, три!
А сейчас поднимем ручки!
И дотянемся до тучки!
Остров «Подводная лодка из яйца»
Воспитатель: Мои маленькие пираты! Нас ждёт последний элемент пазла. Чтобы его получить, мы должны добраться до следующего острова с интересным названием « Подводная лодка из яйца». Вижу его по левому борту. Причаливаем!

Проводится опыт №6 «Подводная лодка из яйца»
Воспитатель: Сейчас мы проведем с вами занимательный опыт, который так и называется « Подводная лодка из яйца». Выполнив его, мы познакомимся еще с некоторыми свойствами воды.

Воспитатель: Итак, маленькие пираты-экспериментаторы, какой у нас с вами получается вывод? Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать на море легче, чем в реке. Поэтому и наше яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.

Воспитатель: Вот мы, ребята, исправились с последним испытанием. Давайте искать последнюю часть пазла. Теперь, ребята, мы с вами отправимся на последний остров, который называется «Остров сокровищ». Все на борт! Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем! На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря.
Воспитатель за штурвалом с детьми рулит, смотрит в подзорную трубу, сообщает, что слева по борту земля.

Опыт №6 «Подводная лодка из яйца»
На столе 2 литровые банки, в которых на дне лежат по сырому яйцу. В одну банку дети наливают чистую воду. В третью банку дети совместно с воспитателем наливают 0,5 л. воды и добавляют в нее 5 столовых ложек поваренной соли, размешивают. Получается насыщенный раствор. Медленно вливают насыщенный солью раствор в банку, где на дне лежит яйцо. Яйцо потихоньку всплывает. В ходе эвристической беседы с воспитателем дети приходят к выводу, что вода стала тяжелее из-за раствора соли, в соленой воде плавать легче, чем в пресной (на море плавать легче, чем в бассейне).

Под крышкой стола приклеена третья часть пазла- подсказки с изображением яйца. Глядя на пазл ребята подводят итог: яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.
Все располагаются на корабле и отправляются дальше
Заключительная часть. «Остров сокровищ»
Воспитатель: Вот мы и добрались, причаливаем на «Остров сокровищ». Давайте, ребята, мы с вами соберём пазл, и посмотрим, что же у нас получилось.
Ой, смотрите, да это же настоящий ключ от сундука с сокровищами! Но просто так он не работает. Нам надо выполнить задание моего дедушки Черной Бороды и назвать все свойства воды, всё что мы сегодня о ней узнали. А помогут нам в этом напоминалки, которые изображены на пазле.

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш сундук, к которому мы так долго добирались. Посмотрим, что за сокровища приготовил нам мой дед пират Чёрная Борода. Разрази меня гром! Да это же золотые монеты!
Воспитатель: Ну что, мы отлично с вами попутешествовали и весело и с пользой провели время, теперь давайте из пиратов снова превращаться в ребят, а то мамы нас не узнают.
Воспитатель: До свидания ребята!
Дети прощаются с воспитателем и отправляются в группу.
На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря.

Ребята собирают все части пазла, получается ключ. Дети называют все свойства воды и совместно поворачивают ключ, в это время появляется сундук.
Ребята открывают сундук, находят там шоколадные монеты и делят пиратскую добычу.
Воспитатель помогает раздеться детям под музыку пиратов и прощается.