МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Сертификат

Автор: Медведев В.В. — кандидат исторических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарного образования,

Сургутский государственный педагогический университет

Курс: 1

 

Цель дисциплины: Научиться выявлять основные тенденции и движущие силы исторического процесса Руси (России) в X–XXI вв.

Модуль: Россия в XX – начале XXI вв.

Цель модуля: Научиться выявлять основные тенденции и движущие силы исторического процесса России в Новейшее время.

 

УЭ: Трансформация российского общества в конце XIX – начале XX вв.

 

Цель УЭ: Научиться выявлять тенденции трансформации российского общества в конце XIX – начале XX вв.

Тема занятия: Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания

общенационального кризиса

Цель занятия: Научиться осваивать способ сравнение в рамках изучения темы «Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса».

 

Компетенции:

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК–5).

Ожидаемые результаты:

Метапредметные результаты: освоение метапредметного способа действия «сравнение».

Предметные результаты:

Студент должен:

знать:    

– движущие силы и тенденции развития исторического процесса;

– основные закономерности историко-культурного развития человечества;

уметь:

– выделять причины и следствия ключевых событий отечественной истории;

– формулировать и отстаивать собственную точку зрения в оценке различных событий в истории России разных периодов;

владеть:

– приёмами научного описания и объяснения исторических фактов на основе анализа информации различных источников по отечественной истории разных периодов;

– способами преобразования совокупности исторических фактов в различные системы представления информации (опорные конспекты, схемы, таблицы);

иметь опыт:

оценки и интерпретации событий в истории России (с точки зрения развития гражданственности).

 

Методическое пояснение: учебное занятие «Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса» является необходимым компонентом в структуре УЭ «Трансформация российского общества в конце XIX – начале XX вв.».

Данный УЭ, как и модуль «Россия в XX – начале XXI вв.» в целом, достаточно сложны и противоречивы для изучения и понимания, поскольку насыщены событиями, не имеющими к настоящему времени однозначной трактовки. В указанный хронологический период российское общество начинает переживать ряд потрясений, которыми был наполнен XX в.

Учебное занятие «Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса» находится в плане после практического занятия, посвящённого развитию России конца XIX – начала XX вв. На предыдущем занятии студенты освоили метапредметное действие «анализ» и уверенно ориентируются в трансформациях российского общества данного периода (выделяют особенности экономического развития, объясняют причины и итоги первой Русской революции 1905–1907 гг., знают положения Манифеста 1905 г. и определяют его значение в развитии государства, сопоставляют политические партии и деятелей и т.д.).

Место действия в структуре профессиональной деятельности:

Тема «Развитие России в конце XIX – начале XX вв.» – отработка способа действия «анализ».

Тема «Россия в условиях Первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса» – отработка способа действия «сравнение».

Тема «Революции 1917 г. в России. Советская Россия» –  отработка способа действия «оценка», в рамках которого студентам необходимо представить оценку исторических событий.