Методическая разработка учебного занятия в рамках дисциплины «Основы кросс-культурного взаимодействия»

Сертификат

Медведев В.В. – кандидат исторических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарного образования,

Сургутский государственный педагогический университет

Методическая разработка учебного занятия

в рамках дисциплины «Основы кросс-культурного взаимодействия»

 

Сессия межэтнического согласия

«Гастрономическая штудия: съестное и иное»

 

Текущий контроль

Учебный элемент: Маркеры идентичности и этничности в условиях современности.

 

Цель оценивания: оценить умения кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов в поликультурной среде.

 

Контроль результатов обучения

Индекс (код) контролируемой компетенции  

Компонента компетенции

 

Результаты

 

 

Уровень усвоения

УК–5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах Определение принципов

кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов

в поликультурной среде

Правильно

определённые принципы

кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов

в поликультурной среде

 

 

 

 

Применение

 

 

 

 

 

Содержательные элементы оценочного средства

 

Порядок организации и проведения сессии межэтнического согласия «Гастрономическая студия: съестное и иное»:

1 этап. Организационный.

2 этап. Основной.

3 этап. Подведение итогов.

4 этап. Заключительный (рефлексия, дискуссии в группах).

Сессия межэтнического согласия ориентирована на формирование умений анализа и обобщения представлений о традициях и культуре питания народов мира в контексте антропологического подхода и осознания параллелей этнической культуры. Сессия демонстрирует традиции питания как маркера этничности, т.е. пища и система питания в целом служат элементом этнической идентичности в рамках кросс-культурного взаимодействия.

Сессия межэтнического согласия позволяет студентам презентовать традиции питания как маркера этничности в реалиях современности и фокусирует внимание на следующих дискуссионных вопросах:

– подходы к изучению традиций и культуры питания народов мира с позиции исторического, этнического, конфессионального и природно-географического многообразия;

– особенности потребления продуктов питания, технологической обработки и подачи среди разных народов мира;

– гастрономические пристрастия и особенности традиционной кухни народов мира;

–  застольный этикет народов мира;

– кухня регионов в контексте мировой культуры питания;

– тенденции развития традиций и культуры питания народов мира на современном этапе.

Традиции и культура питания народов мира как маркеры идентичности и этничности являются приоритетными научными направлениями. Так, в 2014 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялся I Международный симпозиум «Традиционная культура в современном мире: история еды и традиции питания народов мира», ставший специализированным научно-практическим событием, посвящённым исключительно проблемам истории пищи / еды и традиций питания.

В перечне научно-методических и учебно-консультационных мероприятий «Северного форума по устойчивому развитию» (24–28 сентября 2019 г., Якутск) состоялась презентация результатов проекта Арктического совета «ЕАЛЛУ: Молодёжь коренных народов, культура питания и перемены в Арктике». В рабочую группу вошли представители научного сообщества Дании / Гренландии, Канады, Норвегии, России и США. Книга о культуре питания объединила традиционные системы питания 16 коренных народов мира – алеуты, атабаски, гвичины, долганы, духа, инуиты, инупиаты, коряки, ненцы, нивхи, саамы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры, юпики, удостоившись высшей награды Международной премии кулинарных книг GourmandAwards.

Проектно-исследовательская деятельность студенчества является неотъемлемым компонентом организационного и основного этапов сессии межэтнического согласия «Гастрономическая штудия: съестное и иное». В данном случае, это не только часть образовательного процесса, т.е. учебной и внеучебной деятельности, но и успешная интеграция в реалии общественно-культурной жизни. Поскольку процессы социализации и формирования гражданской идентичности в молодёжной среде протекают параллельно, необходимо привлечение молодых людей к активной общественной жизни города, региона, страны.

Этническая культура служит значимым фактором, определяющим самосознание студенчества. Однако следует учитывать мультикультурализм, возникший в условиях глобализации современного общества. Гарантия эффективного взаимодействия разных этнических и культурных групп обеспечивается через реализацию соответствующих образовательных и социально-культурных программ и проектов, решающих такие задачи как:

– формирование у конкретных представителей социума устойчивого понимания полиэтничной гармонии внутри российской нации;

– формирование знаний о традициях народов мира, Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– формирование умений и опыта презентовать элементы культуры народов мира, Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– воспитание целевой аудитории в духе патриотизма, взаимоуважения и гуманного межэтнического общения.

Результаты имеют практическую направленность, поскольку затрагивают вопросы национальной политики в региональном и общероссийском контексте, демонстрируя практику межэтнического согласия:

– формирование представлений о многообразии народов и культур мира, Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– воспитание положительного отношения к культурным различиям и этнической мозаике мира, Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– формирование чувства сопричастности с жизнью страны, её регионов и народов;

– популяризация традиций и культурного наследия.

Студенческая среда транслирует процессы, протекающие в городском и региональном пространстве. Молодёжь включена не только в образование, но самостоятельно формирует среду и регулирует происходящие в ней события, в том числе межэтнические взаимоотношения. Культурная, этническая и конфессиональная палитра, окружающая студентов, предполагает собственные рассуждения о вопросах этнической / культурной самоидентификации в современном обществе.

Проблемы идентификации / сознания / самосознания в наши дни действительно актуальны. Антропологи, этнологи и историки рассматривают идентичность или идентичности / сознание / самосознание конкретных персоналий, этнических групп и наций.

Потребность в собственной идентификации с более широкой общностью существует всегда, поскольку создаёт ощущение стабильности и защиты. Именно поэтому, порой даже неосознанно, мы стараемся идентифицировать себя с конкретной этнической группой, социальной средой, географическим пространством, государством. В формировании и укреплении идентичности и самосознания студенческой молодёжи заметный след оставляет проектно-исследовательская деятельность, направленная на диалог и достижение межэтнического согласия.

Сессия межэтнического согласия «Гастрономическая штудия: съестное и иное» предлагает студентам интерактивные формы взаимодействия. Содержательно сессия наполнена кейс-заданиями. Студенты оказываются в смоделированной практико-ориентированной ситуации, требующей активных действий, публичного выступления и навыков ведения диалога с позиции гармонизации взаимоотношений межэтнического и межконфессионального согласия. Для успешного решения задач необходимо обладать творческим и интеллектуальным потенциалом, а также навыками общения. Сессия способствует развитию коммуникативной компетенции студентов и формирует культурный релятивизм участников образовательного процесса.

Учебные задачи сессии связывают конкретные черты культуры этноса и проблемы идентификации / этничности с особенностями предложенной ситуации. Варианты задач:

– студентам необходимо смоделировать и организовать «Welcome-зону», продемонстрировав культуру и традиции гостеприимства определённой этнической группы, представив характеристику главных блюд данной культуры – «брендов» национальной кухни, используя кулинарное описание ингредиентов и технологической карты, «легенду» о происхождении блюда, кулинарные аналоги среди других народов;

– студентам необходимо осуществить приём делегации конкретной этнической группы и разработать проект делового ужина, составив набор блюд, угощений и напитков, лежащих в основе традиционной системы питания данного народа. При этом учесть, что блюда должны быть совместимы друг с другом и напитками, отвечать формату встречи.

Подобная форма взаимодействия студентов раскрывает личностный и творческий потенциал, поскольку в рамках работы сессии воссоздаются социальные отношения и реализуются психологические функции. В результате – студенты осваивают социокультурные ценности народов и формируют собственное представление о проблемах идентичности и этничности в современном мире, анализируя в качестве маркера традиции и культуру питания.

Критерии оценки в баллах от 0 до 10 согласно модульно-рейтинговой технологии

Критерии оценивания Оценка

(10- балльная шкала оценки)

Характеристика принципов кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов

в поликультурной среде.

Осознание и понимание межэтнических процессов России и мира.

Формирование понимания полиэтничной гармонии внутри российской нации.

Формирование знания о традициях народов мира, России, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Умение осуществлять диалог в контексте кросс-культурного взаимодействия.

 

 

 

 

10–9 баллов – характеризует принципы кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов в поликультурной среде; осознаёт и понимает динамику межэтнических процессов России и мира; демонстрирует понимание полиэтничной гармонии внутри российской нации; объясняет особенности традиций народов мира, России, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; ведёт диалог в контексте кросс-культурного взаимодействия.

8–7 баллов – может характеризовать основные принципы кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов в поликультурной среде; частично осознаёт динамику межэтнических процессов России и мира; частично демонстрирует понимание полиэтничной гармонии внутри российской нации; объясняет особенности традиций народов мира, России, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; ведёт диалог в контексте кросс-культурного взаимодействия.

6–5 баллов – может назвать некоторые принципы кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов в поликультурной среде; затрудняется в понимании динамики межэтнических процессов России и мира; частично демонстрирует понимание полиэтничной гармонии внутри российской нации; объясняет некоторые особенности традиций народов мира, России, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; ведёт диалог в контексте кросс-культурного взаимодействия.

4–1 баллов – затрудняется назвать принципы кросс-культурного взаимодействия и самоидентификации студентов в поликультурной среде; затрудняется в осознании динамики межэтнических процессов России и мира; затрудняется в понимании полиэтничной гармонии внутри российской нации; затрудняется объяснить особенности традиций народов мира, России, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; старается осуществлять диалог в контексте кросс-культурного взаимодействия.

0 баллов – продуктивная деятельность отсутствует.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Сессия межэтнического согласия «Гастрономическая штудия: съестное и иное»: рекомендованное обеспечение и ресурсы

Арутюнов, С.А. Карта культуры питания народов мира / С.А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. – 2011. – №1. – С. 7–16.

В статье рассматриваются основные принципы и перспективы картографирования этнографии питания в общемировом масштабе. Выделяются основные пищевые модели, характеризуемые традиционным соотношением важнейших источников крахмала, как дающего большую часть калорий, и дополняющего крахмал белка, прежде всего животного, а также реликтовые пищевые системы доземледельческого этапа, в которых крахмал ещё не выступает основным источником калорий. Пищевые модели подразделяются на пищевые системы и подсистемы, отражающие локальное и историческое своеобразие практикующих их популяций. Указывается на сопряженность пищевых моделей и систем с хозяйственно-культурными типами и историко-этнографическими областями.

 

Гавриленко, М.В. Методологические принципы изучения культуры питания / М.В. Гавриленко // Философия образования. – 2014. – №2. – С. 247–253.

В статье рассматриваются методологические принципы исследования культуры питания как совокупности локальных вариантов в динамике преобразований, связанных с изменениями в общественном и домашнем быте и этнокультурными взаимодействиями. Научные дискуссии, затрагивающие различные аспекты культуры питания – это результат всё более возрастающего общественного интереса к этой теме. Различные этнические культуры целесообразно рассматривать в исторической динамике. Говоря о культуре питания определенной этнографической группы, нельзя не затронуть вопросы адаптации и основные составляющие традиционных систем питания. Традиционные системы питания постепенно исчезают. Вместе с тем экологическое поведение этноса по-прежнему во многом связано с его пищевыми традициями и определяется его экономической и культурной деятельностью. Таким образом, пища и культура питания изучаются с разных точек зрения: исторической, социологической, психоаналитической, этнографической.

 

Молданова, Т.А. Пища как элемент этнической идентичности и межкультурного взаимодействия / Т.А. Молданова // Вестник угроведения. – 2017. – Т.7. – №4. – С. 131–143.

Пищевые традиции этнических групп относятся к наиболее устойчивым элементам культур, они способны сохраняться в современном унифицированном мире и в силу этого могут служить наиболее стойким маркером их этнической идентичности. Целью статьи является рассмотрение особенностей пищевых предпочтений различных этнических групп в сельском поселении Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В статье выявлена динамика трансформации семейных пищевых традиций. Наиболее существенные изменения происходят в последние годы, пища унифицируется в связи с завозом большого разнообразия продуктов в магазины и доступностью информации посредством интернета. Исследование праздничных и обрядовых блюд, с одной стороны, показало общность блюд праздничного стола, с другой – сохраняющиеся различия ритуальной пищи.

 

Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. – М.: Феория, 2008. – 320 с.

В издании содержится информация о народах России, их истории, традиционной культуре (в том числе о традициях и культуре питания), религиях. Подробные карты дают представление о характере расселения этнических общностей, масштабах распространения основных конфессий и традиционных верований в России, что позволяет получить разносторонние знания о многообразии этнокультурной мозаики российского общества.

 

Праздничная и обрядовая пища народов мира / отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. – М.: Наука, 2017. – 773 с.

Коллективная монография впервые обобщает обширный этнографический материал, посвящённый праздничной и обрядовой пище некоторых народов Российской Федерации и ближнего зарубежья, Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и Африки. Авторы, не ограничиваясь простым описанием фактологической стороны традиционного питания, анализируют терминологию и символику праздничных блюд, особенности застольного этикета. Кроме опубликованных данных, в книге использованы архивные материалы и полевые наблюдения авторов.

 

Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. – М.: Наука, 2001. – 293 с.

Книга содержит этнографические данные о традиционном питании народов Европейской России, Западной Сибири, Украины, Кавказа, Средней Азии в прошлом и настоящем. Полевые исследования позволили показать, как такой обыденный и повседневный компонент культуры, как пища и напитки, остаются важным компонентом этнического самосознания. Особое внимание уделено роли питания в системе экологической адаптации, сохранности и отбору традиционных блюд в современном пищевом рационе. Книга представляет не только научно-теоретический, но и прикладной интерес.

 

Фаис-Леутская, О.Д. К вопросу о современном состоянии антропологии питания / О.Д. Фаис-Леутская // Этнографическое обозрение. – 2019. – №2. – С. 5–16.

Статья представляет собой введение в специальную тему номера «О еде: пища в контексте антропологических исследований». В обзоре рассматривается судьба антропологии питания – нового направления мировой гуманитарной мысли, представляющего собой обширное исследовательское поле на стыке множества научных областей, что и предопределяет междисциплинарный подход к изучению такого интереснейшего социокультурного феномена, как пища.

 

Хлеб в народной культуре: этнографические очерки / отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. – М.: Наука, 2004. – 413 с.

В сборнике представлен обширный этнографический материал, посвященный хлебу и разнообразным мучным изделиям у народов Европейской России, Беларуси, Украины, Крыма, Кавказа, Средней Азии, а также у народов некоторых зарубежных стран. Авторы анализируют терминологию, семантику и символику хлеба – незаменимого атрибута будничного и праздничного стола, обрядов. Кроме опубликованных данных использованы архивные материалы и полевые наблюдения авторов.

 

Хмельное и иное: напитки народов мира / отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. – М.: Наука, ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2008. – 488 с.

Книга посвящена роли безалкогольных и алкогольных напитков в повседневном, праздничном, ритуальном и церемониальном общении народов Европейской России, Кавказа, Средней Азии, Молдавии, Японии, Монголии, народов Передней Азии, Океании и Кубы. Авторы выявляют круг связанных с напитками обычаев, традиций, этикетных и этических норм. Особое внимание уделяется витальной ценности напитков, их составу, воздействию на организм, питательной ценности, технологии приготовления напитков и другим вопросам, относящимся к материальной и духовной сфере культуры того или иного народа. Представлен обширный этнографический материал по терминологии, семантике и символике напитков, а также связанного с ними застолья.

 

Щеникова, Н.В. Традиции и культура питания народов мира: учебное пособие / Н.В. Щеникова. – М.: Форум: Инфра-М, 2017. – 296 с.

В издании рассмотрена специфика традиций питания славянских народов, выделены главы, отражающие кулинарное искусство Франции и его влияние на традиции питания народов Европы и Америки. Показана самобытность культуры питания народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Особое внимание уделено влиянию религий на формирование, становление традиций и культур питания. Приведены рекомендации по организации обслуживания приёмов и банкетов, культуре застолья для иностранных туристов.

 

Абазины. Вкус мёда и халвы // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1299780/video_id/1479286/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.02.2022).

Абазины – один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. В настоящее время в России насчитывается около 40 тысяч абазин, что делает этот народ малочисленным, а язык находится под угрозой исчезновения. Программа рассказывает о традициях и культуре абазин.

 

Адыгская кухня // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1234350/video_id/1392491/viewtype/picture/# (дата обращения: 12.01.2022).

В программе перенесемся на Северный Кавказ и поговорим о традициях питания и приготовления пищи у адыгов. Как разделялась пища на завтрак, обед и ужин? Каковы правила поведения во время семейной трапезы? Как готовят для свадеб и поминок? Что должно быть обязательно на традиционном и современном столе?

 

Антропология пищи // Курс лекций «Символика этнографических реалий русской культуры» А.К. Байбурина. – URL: http://tube.sfu-kras.ru/video/670 (дата обращения: 12.01.2022).

Лекция содержит материалы, формирующие представления о традициях и культуре питания восточнославянских народов в контексте антропологического подхода и создающие систему знаний об антропологии пищи. Система питания представляет собой не только комплекс конкретных элементов материальной культуры, но и совокупность множества социокультурных кодов и ключей, позволяющих раскрыть характер локального сообщества: ментальность, традиционные модели поведения, распределение социальных ролей.

 

Баурсак татарский, характер сибирский // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1378843/video_id/1533987/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Отправимся в Красноярский край и поговорим о татарах, которые живут в Сибири. Как и когда происходило переселение татар из Поволжья в Сибирь? В Сибири у потомков татарских переселенцев появились какие-то отличия от татар Поволжья? Как ислам повлиял на язык и культуру татар? По каким правилам устроен татарский дом?

Голодная кухня // История русской еды. – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63506/episode_id/2035243/video_id/2086769/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.11.2022).

Голод – то, от чего осыпаются в прах страны, теряют короны могущественные тираны. В 1601 году Московию потряс Великий голод. В июне замёрзли реки, затем 10 недель, не переставая, лил дождь. Весь урожай сгнил на корню. Взошедший недавно на трон Борис Годунов, как мог, старался беду превозмочь, на площадях раздавали народу деньги и хлеб. Не помогло ничего. Великий голод во многом стал причиной крушения династии Годуновых.Единственное, что возможно было противопоставить голоду – кухня, экстремальная, резко отличающаяся от кухни обычной. Приёмы выживания передавались из поколения в поколение и жили в народе всегда. Голодная кухня необыкновенно изобретательна, чрезвычайно искусна, именно она спасла миллионы жизней.

 

Кухня ногайцев // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1164373/video_id/1130297/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

В этой программе поговорим о кухне ногайцев. Есть ли понятие традиционного ногайского застолья? Существует ли какой-то специальный застольный этикет, жестко регламентированный порядок проведения застолья? Имеют ли какие-либо блюда особое ритуальное значение, например, гостевое, семейное или праздничное? Какое мясо употребляют в пищу более всего? Разговор сопровождается демонстрацией видеосюжетов, которые съемочная группа привезла из экспедиции.

 

Кушать подано! // История русской еды. – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63506/episode_id/2035210/video_id/2085077/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Весной 1598 года Борис Годунов, избравшись царём, не стал венчаться на царство, а поспешил выйти в поход против крымского хана, который, по слухам, грозил войной. Отойдя от Москвы всего на сотню километров, Борис велел накрыть в чистом поле столы. Грянул пир, каких не бывало – пищу, мёд, вино везли днём и ночью. Готовившееся к битве войско гуляло 6 недель. Какую цель преследовал царь Борис? Что ели и пили на пирах, какой существовал дворцовый этикет, когда на русском столе впервые появилась вилка? И правда ли, что почти вплоть до XVIII века на пирах не присутствовали женщины? Варила ли Екатерина Вторая русские щи? Ответы на эти вопросы в центре серии, которая охватит почти тысячелетний период истории, отмечая, как менялся пиршественный стол и нравы присутствовавших гостей, какие вкусовые предпочтения имели русские монархи.

 

Откуда что пошло // История русской еды. – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63506/episode_id/2035314/ (дата обращения: 12.01.2022).

Садясь за стол, мы не задумываемся, когда и откуда возникло на русском столе то или иное блюдо. Как наши продукты завоевывали западный вкус? История почти каждого из них теснейшим образом связана с историей страны. Можно ли сегодня представить, к примеру, что куры в раннем Средневековье были гораздо меньше кур современных, и яйца, которые они несли, были тоже мелкими – чуть более перепелиных. Когда произошла «куриная эволюция»? Как Русь познакомилась с новой породой одомашненных пернатых? Неужели капуста тоже была когда-то экзотическим то ли овощем, то ли цветком? А сливочное масло, без которого невозможна изысканная французская кухня, чемпион вкусов, – оно ведь тоже существовало не всегда, а где, думаете, его родина? Можно удивиться – ведь некоторые из продуктов, появившись у нас, имели довольно странные названия. Так, рис звался «сарацинским зерном». Или хлеб – способ его изготовления Русь позаимствовала, как и религию, от Византии. Не определил ли вкус принятого хлеба и вкус всей русской кухни?

 

Русская кухня // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1434294/video_id/1550829/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Выпуск программы посвящён особенностям русской кухни. Несмотря на то, что русские расселились на огромных пространствах, русская кухня в основе своей едина. Это кухня земледельческого народа, живущего в суровых условиях рискованного сельского хозяйства. Народа, который привык сочетать в своем рационе продукты земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства.

 

Сладкое искусство пряника // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1939114/video_id/2006307/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Тема программы – традиционные русские пряники и пряничные доски. Когда в России появились первые пряники? Ответ на этот вопрос предлагают материалы программы «Моя любовь – Россия».

 

Традиции застолья // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/962317/video_id/968984/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Ведущий программы в этом выпуске расскажет о застольных традициях народов России. Более подробно остановится на традиционных праздничных блюдах и особенностях их приготовления у осетин, якутов, нивхов, балкарцев, чувашей. Расскажет и покажет, как представители этих народов сохраняют традиционные рецепты, как проходит сама застольная трапеза. Разговор в студии сопровождается демонстрацией фрагментов документальных фильмов, показывающих особенности традиционной кухни каждого народа.

 

Традиции чаепития // Цикл передач «Моя любовь – Россия». – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/2140972/video_id/2164176/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Чай стал распространяться в России с XVII века – сначала он проник в богатые дома, а потом стал переходить в дома горожан, сельского духовенства и крестьян. К этому времени у России существовали постоянные торговые связи с азиатскими народами, где чай в разных видах был давно известен и популярен за его тонизирующие и питательные свойства.

 

Утоление жажды // История русской еды. – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63506/episode_id/2035235/video_id/2085966/viewtype/picture/ (дата обращения: 12.01.2022).

Француз маркиз де Кюстин, путешествуя по России в 30-х годах XIX века, однажды остановился на ночлег в простой крестьянской избе, где его угостили чаем, который сравнил со знаменитым европейским лакомством – испанским шоколадом. Как же получилось, что появившись на Руси во времена царя Алексея Михайловича, чай, родившийся в Китае, стал за два века с небольшим русским национальным напитком? Что делали русские купцы, чтобы приучить русского человека к восточному напитку? Кофе появился на Руси с чаем почти одновременно, однако популярность напиток обрел лишь в эпоху Петра.