Методическая разработка урока физики в 7 кл. «Силы в природе»

Автор: Тиманова Лариса Викторовна, учитель физики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18.

Класс: 7 класс.

Тема урока: Силы в природе

Тип урока: урок повторения и обобщения с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – С-П.: Каро, 2013, 176 стр.
  • Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2017, 99 стр.
  • Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. ФГОС. – С-П.: Каро, 2013, 144 стр.
  • Патруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.: Вако, 2017, 112 стр.

Аннотация к конспекту урока

Разработанный урок физики, отвечает требованиям, предъявляемым к урокам с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

На стадии вызова с целью актуализации имеющихся у учеников знаний по теме «Сила» учитель проводит беседу по вопросам. Используя прием «Кластер», ученики распределяют информацию по смысловым блокам и в определенном порядке. Таким образом, применение приема «Кластер» на стадии вызова направлено на развитие у детей умений выявлять в теме главное и систематизировать информацию.

На смысловой стадии, читая текст учебника, ученики ищут ответы на свои вопросы – таким образом обеспечивается процесс направленного, вдумчивого чтения.

На стадии рефлексии, работая в группах, учащиеся переводят информацию в графическую форму, составляют кластер и готовятся к презентации. Презентация новых кластеров очень важна, так как целью этой работы является установление причинно-следственных связей между «гроздьями», а не только систематизация информации. Данный вид работы был направлен также на развитие способности представлять продукт своей деятельности. Учителю удалось усилить стадию урока, предоставив ученикам возможность свободного выбора задания. Итоговая рефлексия с коллективным обсуждением позволила учителю увидеть, как учащиеся усвоили тему, скорректировать урок и внести дополнения.

Работа на уроке в режиме технологии РКМЧП позволила учителю и ученикам реализовать цель урока: обобщить знания, полученные при изучении сил. Этот урок демонстрирует возможности технологии в развитии таких компетенций, как способность переводить информацию с одного языка на другой (в данном случае, с вербального на графический), умения выделять главное в тексте, структурировать изучаемый материал, обобщать, работать в группе, способность к презентации продукта своей творческой деятельности.

 

 «СИЛЫ В ПРИРОДЕ» (7 класс)

 

Тип урока: обобщения и систематизации.

Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении сил.

Форма урока: практикум

Формы учебной работы:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Метод обучения: частично-поисковый.

Обоснование метода обучения и формы:

Перечисленные выше методы обучения и формы работы:

  • повышают мотивацию к обучению:
  • помогают активизировать внимание учащихся;
  • служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, четкости в выполнении действий и организованности.

Образовательные ресурсы: раздаточные материалы – тексты из учебника, бланки кластеров, бланки таблицы, карточки с индивидуальным заданием, компьютер, интерактивная доска.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: понимать физические термины: тяжесть, упругость, вес, трение; проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: сила, масса, длинна, объем, вес; пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы; использовать полученные знания в повседневной жизни; формировать чувства сопричастности окружающему миру.

Получат возможность научиться: проявлять смекалку, сообразительность при решении задач; доброжелательно общаться и проявлять уважение к себе и своим товарищам.

Личностные УУД: развивают навык вдумчивого чтения; развивают способности к анализу, синтезу, классификации и систематизации.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения экспериментального задания; учатся высказывать свои предположения (гипотезы); принимают учебную задачу; выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные: выполнение задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; развитие навыков выполнения физического эксперимента формирование навыка формулировки выводов на основе результатов нескольких экспериментов; формирование навыка формулировке вывода на основе экспериментальных данных, полученных разными экспериментаторами; обобщение имеющихся знаний по теме.

Коммуникативные: слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя; развитие умения владения монологической речью по объяснению результатов экспериментов; формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению экспериментального задания; развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока; развитие умения формулировки собственного мнения.

 Ход урока

 Первая стадия – «Вызов».

Учитель ведет вступительную беседу с учениками, в ходе которой учащиеся вспоминают, что такое сила как физическая величина, единицы измерения, виды сил, а также то, что у каждой силы есть направление, точка приложения, величина. Затем ученики вместе с учителем распределяют информацию, используя прием «Кластер» и формулируют свои вопросы.

Методическая разработка урока физики в 7 кл. "Силы в природе"

 

 

Так, определив заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, учащиеся систематизируют информацию по каждому блоку.

Например, смысловой блок «Свойства сил» выглядит следующим образом:

Методическая разработка урока физики в 7 кл. "Силы в природе"
 Вторая стадия – «Смысловая».

На этой стадии учащиеся читают текст учебника и ищут ответы на вопросы, поставленные из стадии вызова.

 Третья стадия – «Рефлексия».

На этой стадии урока обучающиеся объединяются в группы по числу сил: сила тяжести, сила упругости, вес, сила трения, сила Архимеда. Вначале каждая группа получает задание: нарисовать силы, действующие на тело (разные ситуации), и подготовиться к презентации «своей» силы, составив кластер. Затем ученики получают индивидуальное вариативное задание: заполнить сводную таблицу «Силы» (учитель раздает готовые бланки). После выполнения заданий ведется коллективное обсуждение таблиц с внесением дополнений и исправлений.

Таблица. Сравнение различных сил

Линии сравнения Определение На что действует Точка приложения Направление Рису

нок

Формула
1 2 3 4 5 6 7
Сила тяжести Сила, действующая на тело вблизи поверхности Земли На тело Центр тяжести Вертикально вниз   Fтяж = mg
Сила упругости Сила, возникающая в результате деформации На тело Центр тела Против деформации   Fупр= k Δl
Вес Сила, с которой тело действует на опору или подвес На опору На опоре Вниз   Р = mg
Сила трения Сила, возникающая при движении соприкасающихся поверхностей На тело На поверхности тела Против движения   Fтр = μN
Сила Архимеда Сила, действующая на погруженное в жидкость тело На тело Центр тяжести Вертикально вверх   FА = pgV

Подведение итогов: каждый ученик сдает листок с выполненным заданием и получает оценку.

 

Домашнее задание: составить синквейн на тему «Сила».

Пример синквейна:

Импульс.

Внезапный, мгновенный.

Бьет, толкает, ударяет.

И как будто бы играет.

Сила.