Методическая разработка урока истории Средних веков в 6 кл. «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»

Автор: Лацигина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ № 90» р.п. Чунский Чунского района Иркутской области

Данный авторский проект ставит своей содержательной целью создание условий для формирования у учащихся представлений о своеобразии византийской цивилизации и государства. Деятельностная цель заключается в формировании умений реализации новых способов действия.

Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии с использованием элементов таких технологий как:

1) информационно-коммуникативная технология;

2) технология оценивания учебных успехов;

3) здоровьесберегающие технологии.

На уроке используются современные методы и формы обучения.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Я надеюсь, что предлагаемая мной авторская разработка окажет реальную помощь коллегам – историкам в текущем учебном году. 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 90» Р.П.ЧУНСКИЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок  в 6Г классе

 «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»

  Технологическая карта урока 

Предмет    История
Класс  6 класс
Дата проведения  25.09.2018 год
 Тема урока  «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»
Автор  Лацигина Ольга Николаевна
Тип урока  Урок открытия нового знания
Время реализации  40 минут
Содержательная цель создание условий для формирования представлений о своеобразии византийской цивилизации и государства
Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Задачи Образовательные:

·       Определить преимущества географического положения Византии;

·       Выявить сущность власти императора;

·       Дать характеристику  внутренней политики Юстиниана, его реформ, способствовавших укреплению власти;

·       Закрепить и расширить понятийный аппарат учащихся.

Развивающие:

·       Сформировать познавательный интерес;

·       Развить мыслительные операции;

·       Формировать навыки работы с историческим текстом, картами, схемами, таблицами;

·       Развивать внимание, память, устную речь.

Воспитательные:

·       Воспитание толерантности;

·       Воспитание коммуникативной культуры;

·       Формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре других народов

Образовательные
ресурсы, оборудование, материалы
Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку; схема «Полномочия византийского императора»; таблица «Направления внешней политики Юстиниана»; раздаточный материал для групповой работы «Реформы Юстиниана»; учебник «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2015),  рабочие листы
Дидактическая структура урока 1.     Мотивация к учебной деятельности — 1 минута

2.     Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы —

5 минут

3.     Выдвижение гипотез — 2 минуты

4.     Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения — 23 минуты

5.     Здоровьесберегающая пауза — 2 минуты

6.     Решение проблемы — 3 минуты

7.     Включение в систему знаний и повторения — 2 минуты

8.     Рефлексия — 2 минуты

Использование педагогических технологий, методов и приемов В уроке использовалась проблемно-диалогическая технология, а также  элементы таких технологий как:

1) информационно-коммуникативная технология

2) технология оценивания учебных успехов

3) здоровьесберегающие технологии

методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Личностно значимая проблема Представить себя частью средневекового общества, почувствовать свое отношение к реалиям средневековой жизни
Основные понятия Византия, ромеи, империя, евразийское государство, римское право
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Уметь работать с текстом учебника, исторической картой,  анализировать схемы и таблицы, давать характеристику исторических деятелей, высказывать свое мнение, суждения.  Уметь делать сложные обобщения.

Иметь представление о преимуществах географического положения Византии, уметь сравнивать с Западной Римской империей,  выделять полномочия императора, характеризовать реформы Юстиниана, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья.

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно. Давать определения понятий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия. Обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

 

 

Организационная структура урока

Приемы, цель Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности
Нестандартное начало

Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся

 

 

 

-Здравствуйте, ребята!

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Ваша задача — быть внимательными, активными, находчивыми, а главное — трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.

Давайте улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения.

Успехов вам и удач!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают и улыбаются

 

Личностные УУД:

освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

формирование мотивации к изучению нового материала

 

Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы
Актуализация и пробное учебное действие
Побуждающий диалог

Цель: подведение обучающихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации,

побуждение  к формулированию учебной проблемы

— Но прежде, чем мы начнем разговор по теме урока,

вспомните из истории Древнего мира, что произошло в 395 году?

 

 

-Что случилось с Западной Римской империей? 

 

Фиксирует этот факт на доске:.

Западная империя  пала.

 

—Ребята, а что же стало с Восточной Римской империей?

Давайте мы с вами обратимся к данным исторической энциклопедии и посмотрим, что говорится в ней про Восточную Римскую империю:

«Восточная Римская империя — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части. Через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Восточную Римскую империю исторической и культурной преемницей Древнего Рима на протяжении десяти столетий истории.

Восточную империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой — ему удалось выстоять под натиском варваров и  просуществовать более тысячи лет.

Сами же византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу  — «Римской (Ромейской) империей».

 

— Итак, ребята, что мы с вами узнали из энциклопедии об истории Восточной Римской империи?

— Какова судьба Восточной Римской империи, в отличие от Западной?
Фиксирует 2 факт на доске:

Восточная империя  выстояла.

 

Огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства — Восточную империю и Западную.

В 476 году она пала под натиском (ударами) варваров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Византия  выстояла.

Познавательные УУД:

умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  — Сравните 2 данных факта Западной и Восточной империи, какое наблюдается противоречие (в чем состоит противоречие)?

— Какой у вас возникает вопрос?

 

 

 

 

 

— Сформулируйте проблему урока.

Запись проблемы на доске:

Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров?

Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? 

Западная империя пала
Вост. империя выстояла

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя? Почему Византия просуществовала намного дольше Западной империи, на тысячу лет?

Учащиеся формулируют учебную проблему

Познавательные УУД:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску ответа

Выдвижение гипотез
Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и  целеполагание
«Версиада»

Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере  теоретического материала.

А) «Рассыпавшаяся тема»

цель: формирование мотивации к изучению нового материала.

Б) «Ключевые слова»

цель:   определение по  опорным словам задач урока

—Какие есть гипотезы (предположения)?

Ребята, вы предположили, что это было сильное, богатое  государство, здесь был мудрый правитель.

—Как нам проверить ваши гипотезы?

 

— Что нам предстоит сегодня выяснить?

 

—Ребята, название темы нашего урока рассыпалась на отдельные слова. Давайте соберем её.   

 

Объявление темы (презентация)

Тема урока: «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами» (1 слайд).

2 слайд:

—Перед вами на экране — ключевые слова. Используя их, сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

— Узнать ……

— Выяснить ……

— Сравнить …….

— Сделать вывод …….

 

—Исходя из ваших  задач, план работы будет такой:
План урока (3 слайд)

1.     Особенности развития Византии.

2.     Власть императора.

3.     Юстиниан и его реформы.

4.     Войны Юстиниана.

Учащиеся выдвигают гипотезы:

·       выгодное географическое положение

·       сильное государство

·       много богатств

·       мудрый правитель

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД:

умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность в учебной ситуации

 Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  «Найти соответствие»

Цель: установление  соответствия между понятиями и их определениями

—Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?

Я предлагаю  минуту разминки.

Перед вами  рабочие листы, сегодня в течение всего урока мы работаем только в них. Подпишите листы.

Выполните, пожалуйста, первое задание — необходимо установить соответствия между понятиями и их определениями.

Знание этих слов необходимо при изучении новой темы.

 

—А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга.

 

—Каких знаний нам не хватает, чтобы решить  проблему урока?

—Где и как их добыть (открыть)?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание 1 в рабочих листах.

 

 

Познавательные УУД:

способность определять понятия, умение находить достоверную информацию для решения учебной задачи.

 

Коммуникативные УУД: высказывание собственного мнения,  построение понятных речевых высказываний

 

 

 Работа с картой

Цель: изучение исторической карты, определение местоположения нужных территорий и перенос их на контурную карту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кластер»

Цель: оформление учебного материала графически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра

Цель:

усиление интереса к новому учебному материалу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Выбери главное»

Цель: построение логически обоснованных рассуждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Заполни таблицу»

Цель: систематизация учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности развития Византии

—Ребята, определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю.

Ваша задача — работая с текстом учебника (п.1 параграфа 6) и картой, выполнить задание 2 в рабочем листе по контурной карте.

 

На экране карта «Византийская империя» (слайд 4).

 

—Какие территории входили в Византийскую империю?

Это очень богатые страны, здесь было развито земледелие, скотоводство  (слайд 5).

—Можно отметить, что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI вв.?

 

—Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи?     (Слайд 6)

—Какой город был столицей Византии?

—Каково расположение главного города Константинополя?
—В чём заключалось преимущество расположения Константинополя?    (слайд 7)

 

 

—Таким образом, какой вывод мы можем с вами сделать о преимуществах географического положения Византийской империи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Итак, давайте сделаем предварительный вывод по проблемному вопросу нашего урока

 

 

 

 

 

—Какая версия подтвердилась?

2. Власть императора

—Ребята, вы говорите, что Византийское государство успешно развивалось, было богатым, сильным. Тогда какой властью должен обладать правитель в таком государстве?
—Давайте проверим наши предположения, опираясь на текс учебника (с.48-49), выделите основные полномочия, которыми обладал византийский император и составьте схему, указав их.

 

 

 

 

 

 

(Слайд 8)

 

—Ребята, какой вывод по проблемному вопросу мы можем сделать?

 

3. Юстиниан и его реформы

—Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации нашего учебника.
—Изображение какого императора мы с вами видим?

На экране портрет Юстиниана в молодости – мозаика (слайд 9).

Он не случайно находится в учебнике.

—Предположите. Каким был этот человек?

Учащийся разыгрывает роль Юстиниана:

Я родился в 482 году в семье простых крестьян и лишь юношей попал в Константинополь. Сюда я был вызван моим дядей Юстином, который был влиятельным придворным. От него я и получил свое новое имя — Юстиниан (это было обычно для Византии). В результате дворцового переворота дядя Юстин стал императором. Он был неграмотный, выбился из простых солдат, поэтому дал мне прекрасное образование и должность при дворе. После смерти дяди я стал императором в 527 году.

Принял государство в довольно плачевном состоянии: от Римской империи осталась только ее восточная часть, которая подвергалась постоянным нападениям сильных соседних народов — славян и персов; в церкви начались разногласия, местная знать чинила произвол, крестьяне разбегались, в городах проходили бунты, наметился финансовый кризис.

Я поставил перед собой задачувосстановить единство страны.    И выполнил ее.

В годы моего правления Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Для достижения своей цели я привлекал талантливых людей, сам назначал всех военачальников и чиновников, провел реформы.

(Слайд 10)

 

—Ребята, какие у вас возникли вопросы?

 

 

 

Задание: прочитайте ист. текст (листы с текстами на столах) и, исследовав и проанализировав его, выделите наиболее важные, по вашему мнению, реформы для укрепления страны и объясните свой выбор.

На экране слайд 11 «Реформы Юстиниана».

 

 

 

 

 

 

 

—Какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

—Какая версия подтвердилась?

 

4. Войны Юстиниана

Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на берегу пролива между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света (слайд 12).

– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.

—Работая с картой и текстом учебника (пункт 4 параграфа 6), выполните задание 4 в рабочих листах — заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

 

Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет  могущество и блеск Юстиниановской эпохи.
В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

—Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?

 

Работают с текстом учебника и контурными картами  (задание 2 в рабочих листах).

 

 

 

 

Балканский п-в, часть Закавказья, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет.

 

Это было евроазийское (евразийское) государство с очень разнообразным по происхождению, облику и обычаям населением.

 

Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.

 

Константинополь.

 

На берегу пролива Босфор, на пересечении двух важных торговых путей: сухопутного — из Европы в Азию и морского — из Средиземного моря в Черное.

 

Вывод: Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении — на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока.

В Византии сохранились оживленные города Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим с богатыми природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Ираном, Индией, Китаем.

Все раннее средневековье Византия оставалась Великой морской державой (обилие морских гаваней, господство над проливами).

 

Византийская империя имела преимущества по сравнению с Западной империей в географическом положении, здесь сохранилось много древних городов, была развита торговля, было много богатств.

Записывают в рабочих листах.


Выгодное географическое положение, много богатств.

 

 

 

 

 

Ученики фиксируют в рабочих листах (задание 3) информацию в виде схемы:

Византийский император:

1) верховный судья;

2) назначал военачальников;

3) назначал чиновников;

4) принимал иностранных послов;

5) распоряжался богатой казной;

6) содержал большую армию и сильный флот.

 

Вывод:

Византия – единое государство с сильной императорской властью.

Записывают в рабочих листах.

 

 

 

Юстиниана.

 

 

 

Версии учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Какие реформы провел император Юстиниан, чтобы укрепить  единство страны?

Ученики работают в группах с ист. текстами. Каждая из 6 групп получает задание — карточку:

I группа – государственные реформы;

II группа – экономические реформы;

III группа – реформа права;

IV группа — военная реформа;

V группа — церковная политика;

VI группа – строительство

 

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

Вывод:  

Юстиниан — выдающийся правитель Византии, который сохранил единство империи.
Записывают в рабочих листах.

 

Мудрый правитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задание 4 в рабочих листах — составление таблицы

«Направления внешней политики Юстиниана»:

Направле-

ние

Средство Итог
Борьба с вандалами Война Отвоевание северной Африки
Борьба с остготами Война Возвращение  Италии
Борьба с вестготами Война Отвоевание южной Испании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это требовало огромных средств, а народ не мог выносить постоянное бремя налогов на военные расходы; захваченные территории сопротивлялись грабительской политике Византии, там постоянно вспыхивали восстания.

Познавательные УУД:

1.Владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты).

2.Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне, сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

3. Умение выражать свои мысли,

приводить примеры.

 

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование промежуточных выводов урока,

оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок.

 

Личностные УУД:

проявление интереса к новому учебному материалу, положительное отношение к процессу познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание игровой ситуации, позволяющей сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Здоровьесберегающая пауза
Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться, отдохнуть А сейчас, чтобы снять усталость, давайте немного подвигаемся:

1) посмотрите на контур границ Византийского государства, закройте глаза, начертите в воздухе объект носом; откройте глаза, сравните с оригиналом;

2) я буду называть исторические термины: если термин относится к Средним векам, нужно встать, а если к истории Древнего мира — сесть.

Выполняют упражнения Личностные УУД:

формирование положительного отношения к процессу познания

 Решение проблемы
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое задание

Цель: выявление слабых мест, требующих доработки

Вот мы и узнали много нового и интересного о Византийской империи.

—Напомните, какая проблема стояла на сегодняшнем уроке?

 

 

– Какие ответы на основной вопрос урока мы можем дать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чьи версии подтвердились?

 

––А теперь, используя свои новые знания, выполните тестовое задание.

 

–Ребята, оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки, находящемуся в ваших тетрадях по истории.

 

Ответы учащихся:

Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? 

 

1.Византийская империя имела преимущества по сравнению с Западной империей в географическом положении, здесь сохранилось много древних городов, была развита торговля, было много богатств.
2. Византия – единое государство с сильной императорской властью.

3. Юстиниан был мудрым правителем, который сохранил единство империи.

 

Учащиеся выполняют задание 5 в рабочих листах.

Предметные УУД:
объяснение причин и следствий ключевых исторических событий.

 

Познавательные УУД:

умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции.

 

Личностные УУД:

проявление интереса к новому учебному материалу, выражение положительного отношения к процессу познания, решение личностно значимой проблемы урока.

 

Регулятивные УУД:

оценивание уровня усвоения изучаемого материала и учет характера сделанных ошибок

Включение в систему знаний и повторения
Организация домашнего задания Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее задание  (слайд 13):
1.  Первый уровень:

§ 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».
2. Второй уровень:

§ 6, ответить на вопрос: «Почему замысел Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах был обречен на неудачу?»
3. Третий уровень:

§ 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй»

Выбирают  домашнее задание Регулятивные УУД:

оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание

Рефлексия
«Букет настроения»

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса

 

Учитель предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу:

зеленые — урок полезен, все понятно;

желтые — лишь кое-что чуть-чуть неясно;

красные — еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться.

 

 

Ответы учеников Регулятивные УУД:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.