Методическая разработка занятия по организации художественно-эстетической деятельности детей (аппликация). Тема: «Мозаика»

Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель МКДОУ « Калачеевский детский сад№1 общеразвивающего вида»
Методическая разработка занятия
по организации художественно-эстетической деятельности детей (аппликация).
Тема: «Мозаика»

Аннотация
Методическая разработка – конспект учебного занятия «Мозаика»
Жизнь ребенка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению.
Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:
— игровые технологии: игра «Мозаика», игра «Живая картина»;
— наглядный метод; метод демонстрации приемов изготовления модулей;
— самостоятельная работа обучающихся.
— здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, физкультминутка, гимнастика для рук.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся знакомятся с мозаикой через игру и создают картинку, используя модули разного уровня сложности. Ребенок сам оценивает свои возможности.

Тема занятия: «Мозаика».
Предмет (направленность): художественное
Возраст детей: 7-8 лет. Количество -10 детей. Один ребенок-инвалид по зрению.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: создание условий для осваивания способа изготовление аппликации в технике модульное оригами-мозаика.
Задачи:
Познакомить с декоративно-прикладным видом искусства — мозаикой;
Совершенствование навыков составления композиции из цветной бумаги
Формировать умение доводить дело до конца.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Планируемые результаты:
Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый, любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила.
Предпосылки УУД:
коммуникативные — умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;
познавательные — умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения;
регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.

Учебно-материальное оснащение:
— Компьютер;
— мультимедиапроектор;
— экран;
Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,
Литературный ряд: стихотворение Веры Шипуновой «Чудесная мозаика»
Зрительный ряд: презентация «Мозаика»
Художественные материалы: цветная бумага, альбомный лист, цветной картон, клей, кисточка,
Методы обучения: игровой метод; наглядный метод (демонстрация приемов изготовления модулей, показ слайдов презентации по теме);
самостоятельная работа обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
• личностно-ориентированные;
• технология развивающего обучения;
• игровые технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
• информационно-коммуникационные технологии
Материалы и оборудование:
У педагога: презентация, выполненная в PowerPoint; мультимедийный проектор, экран, компьютер; толковый словарь С.И.Ожегова.
У обучающихся: цветная бумага, альбомный лист, цветной картон, клей, кисточка, салфетка, игра «Мозаика», технологические карты со схемами модулей.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, художественное чтение.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели.
И тихонечко все сели.
Проверить явку и готовность обучающихся к занятию.

2. Актуализация.

— Ребята, как называется игра, что перед вами?
Ответы детей.
— Выложите, пожалуйста, какой-нибудь узор из предложенных картинок.
— Ребята, а кто знает, что такое мозаика?
— Ребята, как выдумаете, что будем выполнять сегодня на уроке? Как вы догадались?
Ответы детей. (Аппликацию, т.к. приготовили цветную бумагу, клей, …)

— Сегодня мы будем выполнять аппликацию в технике оригами мозаика.
Ответы детей.

3. Изучение нового материала.
Стихотворение Веры Шипуновой «Чудесная мозаика»
Из осколков и кусочков
Сказку соберу для дочки:
Серый волк по лесу мчится,
Распустила хвост жар — птица,
Щука смотрит из воды,
Собирает лис цветы
Для соседа Заиньки-
Это все в мозаике!

Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке).
— Мозаику используют также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства: кувшинов, тарелок, чаш и других предметов.
Такие узоры выполнялись из разноцветных камней, дерева, стекла, керамики и других материалов.
Стеклянная мозаика, незаменима для облицовки высокотехнологичных объектов: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов зданий.
— Мозаику можно также выполнять с помощью ткани, осколков цветного стекла, из разноцветных кусочков пластилина.
Не зря мозаику называют вечной живописью. В действительности, это красочный метод картинного изображения, не тускнеющий на протяжении многих лет и не нуждающийся в специальных условиях для хранения.
В России мозаику, после периода её упадка возродил в середине 18 века М. В. Ломоносов.Он организовал смальтоварение. Смальта — это кубики стекла различных оттенков. Михаил Ломоносов провёл более 4000 опытов со смальтой для выявления многочисленных оттенков этого сплава. Так же он подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик.

— А где вы встречали рисунки, выполненные в технике мозаики?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами будем создавать аппликацию в технике оригами мозаика из модулей. Модули разного уровня сложности.
— Модуль №1 – «Квадрат». Модуль простой по сложности. Этот модуль — квадрат размером — 2см х2см. Приложение 1.
— Модуль №2- «Блин». Модуль средней сложности. Модуль «Блин» делается из квадрата размером3 см х 3см. Приложение 2.
-Модуль №3 – «Тройной блинчик». Модуль повышенной сложности. Модуль «Тройной блинчик» делается из квадрата размером — 4см х4см. Приложение 3.

Проведение физкультминутки.
Чтоб расти нам смелыми,
Чтоб расти здоровыми,
Никогда не унывать –
Физкультминутку сделаем.

Повороты влево,
Повороты вправо,
И присели все мы дружно-
Отдохнем на славу!

И наклоны влево,
И наклоны вправо,
И присели все мы дружно-
Отдохнем на славу!

5.Самостоятельная работа.
Практическая работа по группам (3 группы).
С помощью наводящих вопросов составляетсяалгоритм выполнения аппликации. Каждомуребёнку выдается технологическая карта трёх модулей. Дети с ОВЗ выполняют посильный вид модулей.
Основные этапы работы.
Для того чтобы создать аппликацию в технике оригами мозаика.

1. Подготовим основу для панно. Расчерчиваем картонное основание на квадраты 2х2 см. Приложение 5.
2.Выбираем картинку для аппликации. Приложение 4.
3. Делаем модули по технологической карте №1, №2 и №3.
3. Приклеиваем на основу.

Не забывайте о правилах технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове –
беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
Итак, приступаем к работе.
Практическая работа детьми выполняетсясогласно составленному алгоритму. Педагог оказывает индивидуальная помощь сильным и слабым учащимся
За 5 минут до конца занятия работы вывешиваются на доску рядом друг с другом

6. Закрепление пройденного материала. Игра «Живая картина»
— Ребята сейчас я буду демонтировать картины художников, а вы должны
должен поставить «живую картину», расположиться так, чтобы все поняли, какое событие произошло. Побеждает та группа, которая придумает самую выразительную «живую картину».

7. Подведение итогов.
— Какая из картин выполнена в технике мозаика?
— Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
— Вам нравиться? Что именно?
-С какой техникой Вы сегодня работали?
— Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником.
Ответы детей.

8. Рефлексия.
— У кого сейчас хорошее настроение? Почему?
Ответы детей.

Выберите смайлик, который отображает ваше настроение и чувства.
— Ребята сейчас каждый уберет свое рабочее место. Всем спасибо. Занятие окончено.
Использованная литература:

Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Петрова И.М. Объемная аппликация : Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.