Методы воспитания физических качеств на занятиях по физической культуре в техникуме
Методы воспитания физических качеств на занятиях по физической культуре в техникуме
Methods of education of physical qualities in physical education classes at the technical school
Савицкий Станислав Владимирович
Savitsky Stanislav
преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения различных методов воспитания физических качеств на занятиях по физической культуре в техникуме. Показана необходимость сочетания на занятиях специфических методов физического воспитания, которые в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме и методов общей педагогики, направленных на восприятие и понимание получаемой информации.
Annotation. The article deals with the application of various methods of education of physical qualities in physical education classes at a technical school. It is shown that it is necessary to combine specific methods of physical education in the classroom, which are mainly aimed at achieving and consolidating adaptive changes in the body, and methods of General pedagogy aimed at perception and understanding of the information received.
Ключевые слова: методы физического воспитания, теория физического воспитания, учебно-воспитательный процесс, физическая культура.
Keywords: methods of physical education, theory of physical education, educational process, physical culture.
В определении теории физического воспитания, физическими (двигательными) качествами называются отдельные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Все они проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры самого движения. Трудно назвать такой вид спорта, в котором можно было бы достичь высоких результатов, не обладая этими качествами [1].
Методы физического воспитания – это способы применения физических упражнений. Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных группах является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждой учебной группы с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. Учебно-воспитательный процесс в группах проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы. Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы [1].
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание указанных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
К специфическим методам, применяемым на уроках физического воспитания в техникуме относят: методы строго регламентированного упражнения; игровые и соревновательные методы.
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания в системе среднего профессионального образования является строгая регламентация упражнений, то есть каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют, например, осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе, строго регламентируют нагрузку по объему и интенсивности, а также управляют ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач, точно дозируют интервалы отдыха между частями нагрузки и т.д.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры) [2]. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.) или как элемент организации урока, любого физкультурно спортивного занятия, включая и спортивную тренировку [2].
Помимо специфических методов в физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед обучающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
Не все обучающиеся могут воспринимать информацию на слух, поэтому необходимо также использовать методы, воздействующие на зрительную память обучающихся. В физическом воспитании это методы обеспечения наглядности, способствующие зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
- метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
- методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
- методы направленного прочувствования двигательного действия;
- методы срочной информации.
Применение таких методов в практике обучения дает возможность для создания у обучающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из обучающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между преподавателем и обучающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Список источников:
- Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 80 с.
- Воспитание физических качеств студентов на уроках физической культуры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-fizicheskih-kachestv-studentov-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-2383227.html, дата обращения 21.10.2020
- Методы физического воспитания [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/274-metody-fizicheskogo-vospitaniya.html?showall=1, дата обращения 21.10.2020