Методы воспитания в системе профессионального образования, как фактор ус-пешной социализации личности обучающихся
Методы воспитания в системе профессионального образования, как фактор успешной социализации личности обучающихся
Methods of education in the system of professional education as a factor of successful socialization of students’ personality
Чупрова Елена Евгеньевна
Chuprova Elena Evgenievna
Педагог – психолог ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск
Аннотация. Целью данной статьи является описание основных методов воспитания в системе профессионального образования обучающихся СПО, которые оказывают влияние на процесс социализации личности человека. В данной работе обобщены результаты научных трудов по вопросам профессионального воспитания таких известных ученых, как: В.Ф. Шаталов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн и др.
Annotation. The purpose of this article was to describe the main methods of education in the system of vocational education of students of vocational schools, which affect the process of socialization of a person’s personality. This paper summarizes the results of scientific works on professional education of such famous scientists as: V. F. Shatalov, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, E. P. Belozertsev, I. F. Isaev, E. A. Klimov, S. L. Rubinstein, and others.
Ключевые слова: воспитание, педагог, среднее профессиональное образование, социализация, социальная группа, личность, закон об образовании, сознание, поведение.
Keywords: education, teacher, secondary professional education, socialization, social group, individual, education law, consciousness, behavior.
Сегодня, ни для кого не является секретом, что система среднего профессионального образования (далее – СПО) является одной из ведущих отраслей всей системы образования в нашей стране, ведь именно в системе СПО происходит подготовка специалистов среднего звена, а также квалифицированных рабочих служащих, которые в будущем внесут огромный вклад практически во все отрасли экономики России.
Безоговорочно, ведущую роль в системе подготовки будущих профессионалов играет именно учебная деятельность, но не стоит забывать и о воспитательном компоненте данной системы. Даже такой великий педагог, как А.С. Макаренко писал о воспитании: «Воспитание – самая важная область нашей жизни, а правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – наше будущее горе, наши слезы». [4]
Если говорить о воспитательном процессе, как об общественном явлении, то его можно описать, как: очень сложный и противоречивый процесс, во многом стихийный, но в то же время и более богатый, так как на становление личности влияет множество факторов и способов воздействия: семья, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др., поэтому воспитание в широком смысле трактуется как общественное явление, в русле которого целенаправленно создаются материальные, духовные, организационные условия для всестороннего развития человека. [1]
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и его последней редакции от 31.07.2020, вступившей в силу 01.09.2020 воспитание определяется, как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». [5]
Воспитание, как педагогический процесс представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, стимулирующее активную деятельность последних по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Подчеркнем, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника, в результате которого у детей формируется система определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. [2] Стоит обратить внимание, что данная трактовка воспитательного процесса дана лишь в узком, педагогическом смысле.
Говоря о методах воспитания в СПО, то хотелось бы отметить, что это конкретные пути влияния педагога на поведение обучающихся, помогающие в решении педагогических задач. В современной педагогике описано множество классификаций методов воспитания, но мы хотим предложить вам классификацию, основанную на структуре личности человека. [3]
- Методы формирования сознания. Сознание человека – основа его мировоззрения, а так же поведения и межличностных отношений. Среди данной группы методов главенствующую роль занимает метод убеждений. Метод убеждений основывается на формировании взглядов на жизнь путем воздействия педагогом на уже сформированные знания обучающегося. Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.Одним из основных противоречий, которое разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями студента о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания. Данный метод является ведущим в воспитательной работе.
- Методы формирования поведения. Человек – субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К данной группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формированияповеденияи деятельности обучающихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.
- Методы формирования чувств и отношений. К данным методам относятся такие методы, как: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
По нашему мнению данная классификация методов воспитания оказывает значительную роль в социализации личности обучающегося профессиональной образовательной организации.
В современном обществе социализация личности является достаточно значимой проблемой, ведь включение человека в единую социальную целостность общества – это очень сложный и тонкий процесс. Социализация личности – это процесс вхождения человека в определенную социальную структуру, в результате которого происходят изменения, как в самом человеке, так и в вышеописанной структуре. [7]
Результатом социализации личности является усвоение норм и правил жизнедеятельности определенных социальных групп, проявление индивидуальности и личностной уникальности, усвоение индивидом ценностей, социальных норм, а так же образцов поведения. Исходя из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что успешная социализация личности жизненно необходима человеку для успешного существования в любом обществе. По нашему мнению, воспитательный процесс в образовательной организации, может оказать положительное влияние на социализацию воспитанников.
Благодаря широкому разнообразию методов воспитания современный педагог, вооруженный ими, может решать многие педагогические трудности, связанные не только с воспитанием, но и с образованием, развитием учащихся. Педагогические задачи в отдельности требуют от современного педагога проявления всех качеств личности, от доброты и честности до верности своим идеалам. Немаловажное значение приобретают в XXI веке в сфере образования принципиально новые аспекты обучения, такие как компетентность, лояльность, коммуникабельность и пр. Чтобы соответствовать современным требованиям, грамотно выполнить государственный заказ, от преподавателя любого учебного заведения необходимы абсолютная самоотдача, проявленная в выдержке, опыте, саморазвитии, многогранности взглядов, мыслей, чувств, умений, навыков. [6]
Воспитание здорового поколения напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Привить человеку высокие ценности, помочь ему найти правильную дорогу в жизни – важнейшие задачи современного воспитательного процесса. Самоопределение обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях. Отношения – новый опыт-предшествующий накопленный опыт, полностью отражают концепцию развития современной молодежи.
Список источников:
- Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2007, – с. 368
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев ; Междунар. акад. пед. образования. – М. : Академия, 2002, – с. 208
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996, – с. 400
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт Макаренко. М. 1987, – с. 159
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, дата обращения 17.10.2020
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., Педагогика, 1987. – с.38.
- Щеглов И.А. Социализация личности как теоретическая проблема / И.А. Щеглов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. – . с.36-39.