Методы и приемы развития речи дошкольников при обучении пению

Методы и приемы развития речи дошкольников при обучении пению

Методы и приемы развития речи дошкольников при обучении пению
Methods and techniques for developing the speech of preschool children

when teaching singing

Дорофеева Оксана Николаевна                                       
Dorofeeva Oksana Nikolaevna  

Педагог допобразования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №18»

г. Воронеж

mdouds@ mail.ru

Аннотация: представленный опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, поскольку в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения и родителей.

Annоtion: the presented experience will be interesting to themusical leaders and educators of kindergartens, as the lastyears, unfortunately, an increase is marked of amount ofchildren, having an allolalia. Musical education of children inkindergarten matters very much for development of speech ofchildren. For the receipt of good results cooperation of allteachers of preschool establishment and parents is obligatory. 

Ключевые слова: выразительность, дикция, речевые игры, ритм, пропевание, коммуникативные игры.

Kеуwords: expressiveness, diction, speech games, rhythm, пропевание, communicative games.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально — ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).

Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон: это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру « понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как начнет формироваться правильное дыхание. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению — это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи: — совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника; — культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность; — формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи; — развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

 Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии).

Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть скороговорку на одной – двух ступенях:

“Не по шоссе, а около катилось О и охало”

Чистоговорка “ Мама мыла Милу”:

 Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.

 Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.

 Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше.

 Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции.

 Научить естественному, без напряжения  звучанию первого звука, тона можно используя в играх и упражнениях  восклицания: ой, ох, ах, ух… В р.н.п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”.

Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса. Примером может служить коммуникативная распевка «Здравствуйте…».

Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

Музыкальное сопровождение на занятиях радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

  Ильина Н.С. отмечает, что эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки — короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка.[5]

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму». Игра на металлофоне способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.[7]

 Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

Библиографический список:

  1. Н.А. Ветлугина“Методика музыкального воспитания в детском саду” – М., “Просвещение”, 1989.
  2. А.Н. Зимина“Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста” – М., “Владос”, 2000.
  3. Т.М. Орлова, Е.И. Бекина“Учите детей петь” – М., “Просвещение”, 1988.
  4. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, “Музыкальное воспитание дошкольников” – М., “Просвещение”, 1994.
  5. Стацура, Т. Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Стацура // Дошкольное воспитание.- 1987. — № 11.
  6. Тарасова, КВ. Формирование певческого голоса как средство развития звуковысотного слуха [Текст] / К.В. Тарасова // Отногенез музыкальных способностей. — М., 1988.
  7. Тютюнникова, Т.Э. Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.