Михайлова О.А. Организация творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционного обучения

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Организация творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционного обучения

Organisation of creative activities students with disabilities  through distance-learning

 

Михайлова Ольга Александровна,

Mikhailova Olga Alexandrovna

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 17»,  г. Усолье-Сибирское

 

Аннотация. Современное общество ставит перед педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Среди них главная — раннее включение детей с нарушениями развития в открытое образовательное пространство и создание условий для их полноценного воспитания и обучения.

Аnnotation. Modern society confronts the pedagogic and special psychology new professional challenges. Chief among them is the early inclusion of children with disabilities in an outdoor education space and creating conditions for their full education and training.

Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, изобразительная деятельность, дистанционное обучение, тампонирование, монотипия.

Keywords: children, disabilities, visual activities, distance learning, plugging, monotype.

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

Известный исследователь детского творчества Е.А. Флёрина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им, через слова, картинку и другие виды искусства».

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам. [1] Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. Обеспечить такой дифференцированный подход  и открыть новые возможности в области изобразительного искусства детям с ограниченными возможностями здоровья поможет дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий. [2]

На сегодняшний день существуют различные модели дистанционного обучения, для которых разработаны учебные, методические, информационные электронные материалы, отлажены каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать учащемуся с преподавателем и получать быструю обратную связь. Обучение детей с ограниченными возможностями проходит преимущественно в режиме on-line с помощью Skype: ребенок, находясь дома за компьютером, слышит и видит учителя, разговаривает с ним; при этом и учитель видит ученика, объясняет, показывает, задает вопросы в реальном времени. [3] Дистанционное обучение изобразительному искусству имеет свою специфику, обусловленную тем, что у педагога нет возможности принять непосредственное участие в творческой деятельности ученика (поправить рисунок, помочь вырезать, приклеить и т. д.); он может руководить и корректировать работу ученика только устно, используя словесные и наглядные методы.

Т.С. Комарова, заслуженный деятель науки РФ, отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива – «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей.

Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. [4] Тампонирование – совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения. Актуальная в настоящее время интеграция видов изобразительной деятельности, разнообразие и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности, создание максимально комфортных условий для общения ребёнка и педагога – всё это способствует развитию творческого потенциала обучаемых мною детей.

Список источников

  1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Староверова М.С. (ред.) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. — М.: Владос, 2011. — 167 с.
  3. Солдаткин В.И., Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность технология, организация – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350с.
  4. Лыкова И.А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.