МОДЕЛЬ «ЭЛЕМЕНТ-ИМЯ ПРИЗНАКА-ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА» НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Ветрова Ольга Михайловна,
учитель физики МБОУ «СОШ №14», г. Ангарск
E–mail: olga771222@yandex.ru
Скачать сертификат
Современное образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы. Необходимо внедрять педагогические технологии, в которых на первое место выходит деятельность обучающихся на уроке, а учитель и ученик находятся в «субъект – субъектных» отношениях.
Одной из таких современных технологий является теория решения изобретательских задач – ТРИЗ-технология, автором которой является Г.С. Альтшуллер. В конце XX – начале XXI века в образование все шире внедряется ТРИЗ-педагогика, приемы и методы, которой помогают научить школьников искать, анализировать, обрабатывать и использовать «недостающую» информацию, позволяют существенно повысить активность обучающихся и рассматривать новые формы проведения урока.
Н.Н. Хоменко на базе ТРИЗ-технологии разработал Общую теорию сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ), в которой предложил использование моделей.
Умение мыслить моделями – одна из главных особенностей человека. Без моделирования нет мышления. Однако в педагогике вопрос об обучении построению мысленных моделей до сих пор можно считать открытым.
Модели изучаются сегодня в школьных курсах, в том числе и на уроках физики (материальная точка, идеальный газ, броуновское движение, модели атомов, нитяной маятник и т.д.).
В своей педагогической деятельности мы применяем модель «Элемент – Имя признака – Значение признака» («ЭИЗ») – это инструмент, позволяющий описывать объекты окружающего мира через их признаки (назначение, форма, цвет и т.д.). Отличительные особенности модели – разделение понятий «имя признака» и «значение признака», выделение признаков, существенных в данной ситуации.
Как устроена модель «ЭИЗ»? Это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный знак ту часть, которую нужно найти (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Общий вид модели «ЭИЗ»
Элемент | Имя признака | Значение признака |
? | ! | ? |
! | ! | |
? | ! |
С помощью модели «ЭИЗ» можно рассматривать любые физические элементы: тела, вещества, явления, величины, формулы, законы, теории и т.д.
Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:
– для описания и изучения объектов;
– для описания и изучения объектов как систем;
– для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
В 7 классе модели даются обучающимся с пропущенными элементами, а в 9 классе обучающиеся уже сами формируют модели в ходе учебной деятельности.
При работе с моделью «ЭИЗ» были выделены уровни
- Элементарный уровень, обучающиеся должны уметь:
– описывать изменения значений признаков элемента и связи между ними;
– отслеживать изменения в модели в зависимости от изменения значений признаков;
– переходить от конкретных описаний к более общим, и наоборот.
- Достаточный уровень, обучающиеся должны уметь:
– строить описание объекта, исходя из функции объекта;
– описывать элемент по общим признакам;
– прогнозировать изменения в системе объекта.
В настоящее время в современной школе внедряются Федеральные государственные стандарты второго поколения, направленные на формирование у обучающихся «умения учиться» и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД составляет важную задачу образовательного процесса и неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Развитие УУД является психологической основой успешности усвоения обучающимися предметного содержания физики.
К настоящему времени в практике преподавания физики работа по развитию УУД осуществляется стихийным образом. Стихийный и случайный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах преподавания физики: в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, способности регулировать свою учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий.
Рассмотрим примеры заданий на формирование понятий физических величин у обучающихся на уроках физики в 7 классе с использованием модели «ЭИЗ».
- Мне задавали вопросы о физической величине – силе. На первый вопрос я ответила: F. На второй вопрос: Н. На третий вопрос: векторная. На четвертый вопрос: F=mg. На пятый вопрос: динамометр. Какие вопросы мне задавали?
Таблица 5.
Задание
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
Сила |
? | F |
? | Н | |
? | векторная | |
? | F=mg | |
? | динамометр |
Результат выполнения задания:
1-й вопрос: Какой буквой обозначается величина?
2-й вопрос: В каких единицах измеряется величина в СИ?
3-й вопрос: Какой величиной является векторной или скалярной?
4-й вопрос: Как можно вычислить величину?
5-й вопрос: Каким прибором можно измерить?
- Составьте рассказ о скорости с использованием конструктора «ЭИЗ» по плану:
1) Какой буквой обозначается величина?
2) В каких единицах измеряется величина в СИ?
3) Какой величиной является векторной или скалярной?
4) Как можно вычислить величину?
Таблица 6.
Результат выполнения задания
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
Скорость |
Какой буквой обозначается величина? | υ |
В каких единицах измеряется величина в СИ? | м/с | |
Какой величиной является векторной или скалярной? | векторная | |
Как можно вычислить величину? |
- Составьте загадку, используя модель «ЭИЗ».
Результат выполнения задания:
Эта физическая величина измеряется в СИ в м/с. Векторная величина и ее можно вычислить по формуле, Что это за физическая величина?
- Вопрос учителя классу: Отгадайте, что я загадала? Заполните пропуски в модели «ЭИЗ».
Таблица 7.
Задание
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
? |
? | ? |
Величина | векторная | |
Прибор | ? | |
? | Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. |
Таблица 8.
Результат выполнения задания
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
Скорость |
Обозначается | υ |
Величина | векторная | |
Прибор для измерения | спидометр | |
Определение | Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. |
Таким образом, из практики применения системы заданий по работе с моделью «ЭИЗ» в процессе обучения физике можно сделать вывод, что использование модели «ЭИЗ» способствует формированию и развитию у обучающихся познавательных УУД таких, как опознание, сравнение, выделение признаков, обобщение, классификация, сериация, моделирование и другие.
Проведенные исследования позволяют утверждать, что универсальные учебные действия являются фундаментом образовательного и воспитательного процесса в школе. Формирование и развитие познавательных УУД обеспечивает развитие личности ребенка в системе физического образования может быть достигнуто при использовании системы заданий, разработанных с использованием приемов и методов ТРИЗ-педагогики, в частности модели «Элемент-имя признака-значение признака».
Задания на основе моделей не должны применяться от случая к случаю, так как в совокупности они образуют систему заданий, по которой можно проследить степень сформированности и развития познавательных УУД. Научившись создавать систему своих заданий, учитель сможет сформировать у обучающихся «умение учиться».
Список литературы:
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1989. – 142 с.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
- Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. – Новосибирск, 1992. – 104 с.
- Гин А.А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / .
- Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. – 2007. – № 7.
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 кл.–М.: Просвещение, 2012.–222 с.
- Нестеренко А.А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ. [Электронный ресурс] .
- Хоменко Н. Краткая характеристика теории сильного мышления / Н. Хоменко // 3-я международная конференция Общественной организации «Волга-ТРИЗ» «Методы ОТСМ-ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3-10 лет», Тольятти, 26-27 апр. 2005 г. : материалы конф. – Ульяновск, 2005 – С. 9-21.