МОДЕЛЬ «ЭЛЕМЕНТ-ИМЯ ПРИЗНАКА-ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА» НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Ветрова Ольга Михайловна,

учитель физики МБОУ «СОШ №14», г. Ангарск

Email: olga771222@yandex.ru

Скачать сертификат

Современное образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы. Необходимо внедрять педагогические технологии, в которых на первое место выходит деятельность обучающихся на уроке, а учитель и ученик находятся в «субъект – субъектных» отношениях.

Одной из таких современных технологий является теория решения изобретательских задач – ТРИЗ-технология, автором которой является Г.С. Альтшуллер. В конце XX – начале XXI века в образование все шире внедряется ТРИЗ-педагогика, приемы и методы, которой помогают научить школьников искать, анализировать, обрабатывать и использовать «недостающую» информацию, позволяют существенно повысить активность обучающихся и рассматривать новые формы проведения урока.

Н.Н. Хоменко на базе ТРИЗ-технологии разработал Общую теорию сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ), в которой предложил использование моделей.

Умение мыслить моделями – одна из главных особенностей человека. Без моделирования нет мышления. Однако в педагогике вопрос об обучении построению мысленных моделей до сих пор можно считать открытым.

Модели изучаются сегодня в школьных курсах, в том числе и на уроках физики (материальная точка, идеальный газ, броуновское движение, модели атомов, нитяной маятник и т.д.).

В своей педагогической деятельности мы применяем модель «Элемент – Имя признака – Значение признака» («ЭИЗ») – это инструмент, позволяющий описывать объекты окружающего мира через их признаки (назначение, форма, цвет и т.д.). Отличительные особенности модели – разделение понятий «имя признака» и «значение признака», выделение признаков, существенных в данной ситуации.

Как устроена модель «ЭИЗ»? Это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный знак ту часть, которую нужно найти (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Общий вид модели «ЭИЗ»

Элемент Имя признака Значение признака
? ! ?
! !
? !

С помощью модели «ЭИЗ» можно рассматривать любые физические элементы: тела, вещества, явления, величины, формулы, законы, теории и т.д.

Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:

– для описания и изучения объектов;

– для описания и изучения объектов как систем;

– для описания и изучения проблем, возникающих в системах.

В 7 классе модели даются обучающимся с пропущенными элементами, а в 9 классе обучающиеся уже сами формируют модели в ходе учебной деятельности.

При работе с моделью «ЭИЗ» были выделены уровни

  1. Элементарный уровень, обучающиеся должны уметь:

– описывать изменения значений признаков элемента и связи между ними;

– отслеживать изменения в модели в зависимости от изменения значений признаков;

– переходить от конкретных описаний к более общим, и наоборот.

  1. Достаточный уровень, обучающиеся должны уметь:

– строить описание объекта, исходя из функции объекта;

– описывать элемент по общим признакам;

– прогнозировать изменения в системе объекта.

В настоящее время в современной школе внедряются Федеральные государственные стандарты второго поколения, направленные на формирование у обучающихся «умения учиться» и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Формирование УУД составляет важную задачу образовательного процесса и неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Развитие УУД является психологической основой успешности усвоения обучающимися предметного содержания физики.

К настоящему времени в практике преподавания физики работа по развитию УУД осуществляется стихийным образом. Стихийный и случайный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах преподавания физики: в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, способности регулировать свою учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий.

Рассмотрим примеры заданий на формирование понятий физических величин у обучающихся на уроках физики в 7 классе с использованием модели «ЭИЗ».

  1. Мне задавали вопросы о физической величине – силе. На первый вопрос я ответила: F. На второй вопрос: Н. На третий вопрос: векторная. На четвертый вопрос: F=mg. На пятый вопрос: динамометр. Какие вопросы мне задавали?

Таблица 5.

Задание

Элемент Имена признаков Значения признаков
 

 

Сила

?  F
? Н
? векторная
?  F=mg
? динамометр

 

Результат выполнения задания:

1-й вопрос: Какой буквой обозначается величина?

2-й вопрос: В каких единицах измеряется величина в СИ?

3-й вопрос: Какой величиной является векторной или скалярной?

4-й вопрос: Как можно вычислить величину?

5-й вопрос: Каким прибором можно измерить?

  1. Составьте рассказ о скорости с использованием конструктора «ЭИЗ» по плану:

1) Какой буквой обозначается величина?

2) В каких единицах измеряется величина в СИ?

3) Какой величиной является векторной или скалярной?

4) Как можно вычислить величину?

Таблица 6.

Результат выполнения задания

Элемент Имена признаков Значения признаков
 

 

 

Скорость

Какой буквой обозначается величина? υ
В каких единицах измеряется величина в СИ? м/с
Какой величиной является векторной или скалярной? векторная
Как можно вычислить величину?

 

  1. Составьте загадку, используя модель «ЭИЗ».

Результат выполнения задания:

Эта физическая величина измеряется в СИ в м/с. Векторная величина и ее можно вычислить по формуле, Что это за физическая величина?

 

  1. Вопрос учителя классу: Отгадайте, что я загадала? Заполните пропуски в модели «ЭИЗ».

 

 

Таблица 7.

Задание

Элемент Имена признаков Значения признаков
 

 

 

?

? ?
Величина векторная
Прибор ?
? Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел.

 

Таблица 8.

Результат выполнения задания

Элемент Имена признаков Значения признаков
 

 

Скорость

Обозначается υ
Величина векторная
Прибор для измерения спидометр
Определение Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел.

 

Таким образом, из практики применения системы заданий по работе с моделью «ЭИЗ» в процессе обучения физике можно сделать вывод, что использование модели «ЭИЗ» способствует формированию и развитию у обучающихся познавательных УУД таких, как опознание, сравнение, выделение признаков, обобщение, классификация, сериация, моделирование и другие.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что универсальные учебные действия являются фундаментом образовательного и воспитательного процесса в школе. Формирование и развитие познавательных УУД обеспечивает развитие личности ребенка в системе физического образования  может быть достигнуто при использовании системы заданий, разработанных с использованием приемов и методов ТРИЗ-педагогики, в частности модели «Элемент-имя признака-значение признака».

Задания на основе моделей не должны применяться от случая к случаю, так как в совокупности они образуют систему заданий, по которой можно проследить степень сформированности и развития познавательных УУД. Научившись создавать систему своих заданий, учитель сможет сформировать у обучающихся «умение учиться».

 

Список литературы:

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1989. – 142 с.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
  3. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. – Новосибирск, 1992. – 104 с.
  4. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / .
  5. Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. – 2007. – № 7.
  6. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 кл.–М.: Просвещение, 2012.–222 с.
  7. Нестеренко А.А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ. [Электронный ресурс] .
  8. Хоменко Н. Краткая характеристика теории сильного мышления / Н. Хоменко // 3-я международная конференция Общественной организации «Волга-ТРИЗ» «Методы ОТСМ-ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3-10 лет», Тольятти, 26-27 апр. 2005 г. : материалы конф. – Ульяновск, 2005 – С. 9-21.