Мониторинг обученности учащихся культуре здорового образа жизни в рамках реализации проекта “Культура здоровья”

Габушева С.А., учитель математики.
Жилкина И.Н., заместитель директора по ОБЖ

Введение.
Сохранение здоровья учащихся находится на одном из первых мест в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии с документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами. Последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе – определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, обеспечивающих получение достоверных и сопоставимых данных, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе – к педагогическому мониторингу, предполагающему длительное системное слежение за состоянием системы образования. Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: утверждены федеральные государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и т.д.
Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении принципиально определяет развитие его в целом и развитие управленческой деятельности администрации в частности.
Актуальность данной работы обусловлена одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования – сохранением здоровья школьников. Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Анализ состояния здоровья населения России по данным организационной статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будет изменены многие условия, влияющие на здоровье.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.
Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают систематических знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное здоровье. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия сохранения здоровья, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения. [1]
На мониторинг здоровья школьников в образовательном учреждении распространяются общие подходы к мониторингу в образовании. Организация и проведение мониторинга здоровья школьников в образовательном учреждении не является принципиально новым видом деятельности для школы. Перечень различных методик, ориентированных на получение данного вида информации, необозрим. Однако большая часть из них не предназначена для решения мониторинговых задач, где предполагается их стандартизированное многократное систематическое использование.
Развитие мониторинга здоровья в образовании на настоящем этапе характеризуется широчайшим размахом исследований в поиске постоянных констант и разработки средств их измерения, организации и осуществления педагогического мониторинга (А.С.Белкин, Н.О.Вербицкая, Н.К.Жукова, В.И.Зверева, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова и Д.М.Полев, Л.Б.Сахарчук, А.В.Сотов, Т.А.Строкова, А.А.Орлов, С.Е.Шишов и др.). В области диагностирования, тестирования и др. выходило много регламентирующих документов, предупреждающих возможные негативные следствия в случае применения некачественных методик, нарушения правил представления и интерпретации информации. В этом процессе активно участвуют специалисты, непосредственно работающие с детьми – педагоги, психологи, воспитатели, в том числе и учителя МБОУ г. Иркутск СОШ №67. Вместе с тем имеется необходимость в анализе и отборе наиболее информативных средств мониторинга.
Тема исследования: «Мониторинг результативности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе (на примере реализации проекта «Культура здоровья»)
Цель исследования: обобщение и систематизация опыта мониторинга результативности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе школы по программе «Культура здоровья» как основы управленческих решений.
Объект исследования: организация здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: мониторинг здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать здоровьесберегающую деятельность как приоритетное направление развития современного образования.
2. Дать сущностную характеристику педагогического понятия «мониторинг».
3. Раскрыть основное содержание и методы мониторинга результативности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе МБОУ г.Иркутск СОШ №67 по проекту «Культура здоровья»
Для решения поставленных задач следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение опыта организации педагогического мониторинга.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений исследования и комплекса диагностических методик для проведения мониторинга результативности здоровьесберегающей деятельности в ОУ.
Здоровьесберегающая деятельность как приоритетное направление развития образования (ФГОС)
Школа и общество — сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложил ряд мероприятий в целях их устранения.
В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция, и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования в советский и постсоветский период убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»: проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
— реальной разгрузки содержания общего образования;
— использования эффективных методов обучения;
— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
В качестве ожидаемых результатов предполагались значительные изменения и личностные достижения обучаемых и воспитанников:
• усвоение обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на активные занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности;
• осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
• формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, и готовности активно им противостоять;
• овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
• формирование готовности обучающихся к социальному воздействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний, убежденности в правоте выбора здорового образа жизни и вреде от употребления алкоголя и табакокурения.
Эти положения послужили основой для разработки локальных программ по здоровьсбережению в образовательных учреждениях разного уровня.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО) продолжают эту тенденцию и регламентируют здоровьесберегающую деятельность (ЗСД) как обязательную в каждом образовательном учреждении[1].
Мониторинг в образовании: сущностная характеристика понятия
Потребность в мониторинге возникает тогда, когда в ходе какой-либо деятельности появляется необходимость в постоянном отслеживании происходящих в реальной предметной среде процессов и явлений, с тем чтобы на основе собранной информации принять адекватные управленческие решения.
Мониторинг как механизм отслеживания каких-либо изменений имеет одинаковые признаки в любой сфере деятельности, но каждая сфера вносит свои особенности в содержание, организацию, осуществление мониторинга и практическое использование мониторинговой информации.
Мониторинг в образовании, эффективность осуществления которого зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, призван выполнять более широкий спектр предназначений. В научных работах выделяются множество разнообразных функций мониторинга: адаптационная (А.А.Орлов и др.), диагностическая (В.И.Андреев, А.С.Белкин и др.), интегративная, компаративистская, прагматическая (В.Г.Попов и др.), формирующая, системообразующая (Г.Т.Емельянова, С.Н.Силина и др.) и другие функции. Действительно, в силу специфичности предмета изучения и разносторонности использования мониторинг в образовании – полифункционален.
Попытку объединить разные определения педагогического мониторинга в единое целое делают Н.Вербицкая и В.Назаров, представляя мониторинг в виде многогранника, который поворачивается к нам, то одной, то другой своей стороной [5]. Авторы выделяют следующие «грани» мониторинга. Мониторинг – это:
– наблюдение с целью контроля, оценки и последующего прогноза;
– система получения данных для принятия решений;
– независимаяэкспертиза состояния образовательного процесса;
– функция управления, обеспечивающая получение обратной связи;
– информационная база управления.
Мониторинг, действительно, является смежным с такими понятиями, как «изучение», «экспертиза», «наблюдение», «контроль», «диагностика», «информационное обеспечение управления» и др.; в связи, с чем его нередко отождествляют с наблюдением (Г.В.Гутник, Г.М.Коджаспирова, А.Талых и др.), контролем (В.А.Мижериков и др.), диагностикой (В.И.Андреев и др.), экспертизой (М.В.Занин и др.). У практических работников отмечаются попытки отождествления мониторинга с изучением, информационным обеспечением управления.
Сущность педагогического мониторинга настолько сложна, что все определения этого понятия отражают разные его стороны, функции, признаки.
Тем не менее, очерчивается достаточно четкий круг наиболее существенных характеристик педагогического мониторинга:
– непрерывность изучения того или иного объекта;
– длительность и систематичность отслеживания;
– целенаправленность мониторинговой деятельности,
– целостность системы мониторинга.
Для того чтобы глубже понять сущность педагогического мониторинга, рассмотрим мониторинг как систему: состав этой системы, структуру, системообразующие факторы.
Структуру мониторинга как системы образуют взаимосвязанные элементы: цель его проведения, объект отслеживания, субъекты организации и осуществления мониторинга, комплекс критериев и показателей оценки, методы сбора информации, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых замеров (см. рис.1).Субъектами мониторинга могут выступать функциональные службы образовательного учреждения, администрация, учителя, даже учащиеся и их родители, а также другие лица, непосредственно не связанные с образовательным процессом, но принимающие участие в его проведении (ученые, представители органов управления образованием и др.).
Объектом мониторинга является здоровье учащихся образования. В процессе мониторинговых срезов субъекты воздействуют на объект с целью его изучения, а от объекта, в свою очередь, поступает необходимая для субъектов информация. Субъекты мониторинга, ориентируясь на объект, определяют цель изучения. Эти три вида связей (субъекты – объект, субъекты – цель, объект – цель) являются системообразующими, они обеспечивают целостность системы мониторинга, ее реализацию в процессе.
Системообразующим элементом системы мониторинга, как и любой деятельностной системы, является цель: чтобы система работала, необходимо определить, ради чего она должна действовать. Наличие цели является определяющим звеном в мониторинговом исследовании. Цель как центральная нить исследования пронизывает все остальные элементы системы мониторинга: исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки, подбираются методы исследования, выстраивается процедура проведения мониторинга; цели подчинены анализ, интерпретация и дальнейшее использование мониторинговой информации.
Разработка комплекса критериев и показателей представляется сложной проблемой в связи с многосторонностью предмета исследования. При отборе критериев и их показателей важно предусмотреть их необходимость и достаточность. Отобранные показатели должны всесторонне охватывать изучаемое явление, но не быть второстепенными.
Для сбора информации по каждому из показателей определяются методы исследования с учетом особенностей изучаемого явления и возможностей (материальных, временных, интеллектуальных) субъектов. Методы должны обеспечивать объективность, достоверность и надежность получаемой мониторинговой информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Разработка в процессе мониторинга рекомендаций и принятие решения по их практическому воплощению является точкой пересечения мониторинга как системы с системой управления, выступающей для него внешней средой.
Теоретическим основанием опытно-поисковой работы для нас явились следующие принципы мониторинга:
• Принцип целенаправленности. В соответствии с ним мониторинг под-чиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится содержание мониторинга, с целями соотносится собранная информация.
• Принцип непрерывности направлен на получение полной и разносторонней информации о наблюдаемом объекте в течение длительного времени. Этого можно достичь лишь при систематическом, постоянном отслеживании выбранных для наблюдения предметов и, прежде всего, тех из них, которые были заранее определены как доминирующие, ведущие.
• Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения предписывает при организации и осуществлении мониторинга исходить из образовательного процесса в целом, всесторонне охватывать все его структурные компоненты и связи между ними, использовать методы смежных с педагогикой наук, фиксировать все относящиеся к изучаемому явлению факты.
• Принцип согласованности действий руководителей образовательных учреждений, работников школьных функциональных служб и отдельных учителей, отвечающих за конкретные участки организации и осуществления мониторинга, требует их однонаправленности и непротиворечивости, согласованности и координации; он предполагает также следование единым теоретическим основаниям и нормативам, выработку единого плана деятельности.
• Принцип адресности мониторингового исследования заключается в его дифференциации. Имея общие характеристики, мониторинг в конкретном образовательном учреждении носит индивидуальные, особенные черты, отражающие специфику учебно-воспитательного процесса, педагогического и ученического коллективов и образовательного учреждения в целом. Система мониторинга строится с учетом определенной базы.
• Принцип гласности предполагает проведение различных мероприятий по информированию всех пользователей о сведениях, добытых с помощью мониторинга. При этом они получают информацию не только о тех сторонах образовательного процесса, которые составили специальный предмет мониторингового исследования, но и о побочных явлениях, зафиксированных в процессе мониторинга.
Под педагогическим мониторингом, мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательной системы или ее отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза

Основные положения проекта «Культура здоровья» как нормативной основы мониторинга результативности здоровьесберегающейдеятельности в педагогическом процессе школы.
Основная задача школы согласно охарактеризованным современным тенденциям развития образования – создание необходимых условий, отвечающихсохранению здоровья школьника. С 2011 по 2014 гг.в МБОУ г. Иркутск СОШ № 67 реализовывался проект «Культура здоровья» по сохранению здоровья и формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, который является участником регионального МЕГАПРОЕКТА «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования» на период с 2011-2014 гг.
Гипотеза: если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к ЗОЖ.
Цель: создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Задачи:
• Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
• Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды.
• Комплексная диагностика.
• Общие оздоровительные мероприятия.
• Профилактические мероприятия.
• Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
• Педагогика здоровья:
– пропаганда здорового образа жизни;
– обучение навыкам ЗОЖ;
– вовлечение родителей в систему общешкольных мероприятий;
– проектная деятельность;
– уроки здоровья;
– психологическая и логопедическая помощь.
Методы:
Эмпирические:
– мониторинг заболеваемости учащихся
-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов
– методы самоанализа и самодиагностики
– метод наблюдения
– анкетирование
– тестирование
Концептуальные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности:
• системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, логопеда, медицинского работника, классных руководителей, учителей-предметников, родителей);
• комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
• индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
• позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
• гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок – не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Реализация проекта «Культура здоровья» ведется по следующим направлениям:
образовательный процесс (в рамках изучения отдельных предметов школьной программы: «Окружающий мир», «Природоведение», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», элективные курсы);
• внеклассная работа;
• психологическая, логопедическая помощь.
Организаторы и участники исследования:образовательный процесс – классные руководители, учителя –предметники; внеклассная работа – заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители; спортивно-оздоровительная деятельность- учителя физической культуры; психологическая, логопедическая помощь–педагог-психолог, учитель-логопед; учащиеся; учителя – предметники, классные руководители, заместитель директора по ВР, медицинская сестра; родители учащихся.
К ожидаемым результатам проекта мы отнесли следующее:
1. Овладение выпускниками I и II ступеней знаниями о ЗОЖ и осознание ответственности за свое здоровье.
2.Организация многосторонней образовательной деятельности и воспитательной работы, как основы для самореализации личности и развития способностей.
3. Готовность учителя, как участника создания здоровьесберегающей среды, строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающей деятельности и повышение педагогической культуры.
Критериально-показательная и инструментальная база мониторинга результативности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе школы
Целями мониторинга в рамках реализации проекта «Культура здоровья» являются: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность работы.
Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни с целью определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни проводится ежегодно. Учащиеся заполняют анкеты для определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Задачи мониторинга:
1. Сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и составление планов работы администрации и коллектива школы.
2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).
Целостное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам:
– физическое развитие школьника и его здоровье;
– социальное развитие и здоровье учащегося;
– психологическое развитие и здоровье ребенка.
По каждому компоненту выделяются четыре уровня в зависимости от степени сформированности критериев и показателей развития учащихся.
Критериями физического здоровья выступают медицинские показания школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни).
Социальное здоровье ребенка представляет совокупность социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для конкретных учащихся, коллектива школы и всего общества. Критериями сформированности социального здоровья выступают уровень воспитанности, обученность детей и социальный статус в ученическом коллективе.
Следующим критерием выступает обученность школьников. Необходимо взять за основу определения уровней обученности следующие требования:
1. ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);
2. оценки используются как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
3. использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;
4. включение учащихся в оценочную деятельность; обучение их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников.
Степень обученности – это совокупность определенных знаний умений и навыков, усвоенных учащимися.
Первый показатель степени обученности учащихся – различение (распознавание) или уровень знакомства – характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания в дальнейшем, процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа предмета в результате повторного воздействия этого предмета на человека.
Второй показатель обученности – запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но, однако, сплошное воспроизведение текста не может служить еще доказательством его понимания. Он в основном характеризует количество усвоенной информации.
Таким образом, более важным и существенным является третий показатель обученности – понимание – как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития.
Четвертый показатель обученности – простейшие (элементарные) умения и навыки. Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой.
Пятый показатель обученности – перенос, т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестан-дартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности.
Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями.[12]

Выделение уровней обученности осуществляется в соответствии с ус-пешностью усвоения школьниками учебного материала на основе стандартов общего образования и программ учебных курсов. Кроме того, нами используется методика измерения степени обученности (СО) класса или группы учащихся по формуле В.П. Симонова:
СО= – оптимальный уровень;
СО= – допустимый уровень;
СО= – тревожный уровень.
где:
k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
k3 – количество троек;
N – количество учащихся в классе.[12]
Формулу В.П. Симонова мы адаптировали под тест «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни».
СО= – оптимальный уровень;
СО= – допустимый уровень;
СО= – тревожный уровень.
где
k5 – количество обучающихся, набравших количество баллов, соответствующих высокому уровню представлений;
k4 – количество обучающихся, набравших количество баллов, соответствующих достаточному уровню представлений;
k3 – количество обучающихся, набравших количество баллов, соответствующих недостаточному уровню представлений;
k2 – количество обучающихся, набравших количество баллов, соответствующих отсутствию воспитательного эффекта.
N – количество учащихся в классе.
Еще одним критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
С помощью социометрии можно изучать поведение школьников в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых школьников.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. С целью оценки актуального состояния психологического здоровья, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций нами выделены следующие критерии: мотивация к здоровому образу жизни и умение вести его, психоэмоциональное состояние школьника и соответствие психического развития возрастным нормативам.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой является формирование у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей; сохранение здоровья в младшем школьном возрасте; обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом; физическое и нравственное самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на ведение здорового образа жизни.
Мы выделяем 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у учащегося:
• оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию, т.е. не просто отмечает необходимость ЗОЖ, но и аргументированно это доказывает;
• допустимый – отражает положительное отношение школьника к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
• тревожный – ребенок признает необходимость ведения здорового образа жизни, но в структуре мотивов данная мотивация занимает второстепенное положение;
• критический – мотивация ЗОЖ у учащегося не сформирована.
Реализация задач возможна при таких условиях:
1. Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся;
2. Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;
3. Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и рекреативного подхода в моделировании процесса обучения;
Объект мониторинга. Объектом мониторинга здоровья является здоровье обучающихся. Субъект мониторинга. Субъектом мониторинга являются сами учащиеся.
Участники мониторинга.Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:
1. Учащиеся;
2. Классные руководители;
3. Родители;
4. Учителя физической культуры;
5. Психолог;
6. Медицинская сестра школы.
Основные методы и средства сбора и хранения информации Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:
1. Ежегодный медицинский осмотр;
2. Тестирование;
3. Анкетирование;
4. ИКТ-технологии
Планируемые результаты
1. Оформление паспорта здоровья для каждого ученика, класса.
2. Определение уровня здоровья всех учащихся;
3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;
4. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).
Методики диагностики эффективности
1. Тест тревожности А.М. Прихожан.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
3. Методика диагностики учебной мотивации «Цветовой рейтинг предметов» (модифицирована Винобер Т.А. на основе цветового теста Люшера).
4. Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
5. Методика «Социометрия» Джордж Морено.
6. Оценка физической подготовленности обучающихся.
7. Анкета «Мое здоровье».
8. Анкета «Домашнее задание»
9. Анкета «Учебная нагрузка»
10. Тест Аппелса.
11. Анкета «Вредные привычки»

На протяжении трех последних лет в школе ведется работа по реализации проекта «Культура здоровья». На данном этапе можно говорить о сложившейся системе мониторинга.

Заключение
Современный этап модернизации образования, усложнения его функций обострил необходимость внедрения мониторинга как инструмента для отслеживания здоровьесберегающей деятельности. Непрерывное отслеживание и адекватная оценка здоровья учащихся могут быть осуществлены посредством мониторинга. Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у школьников основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья – ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления ее деятельности.
Здоровьесбережение даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом.
Таким образом, внедрение мониторинга здоровьесберегающей деятельности, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед администрацией школы.
1. Система мониторинга представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Выступая подсистемой управления, она является открытой, деятельностной системой.
2. Важнейшей характеристикой мониторинга здоровьесберегающей деятельности является его полифункциональность, то есть предназначение собирать сущностную информацию, производить ее анализ и адекватную оценку с учетом взаимовлияния всех составляющих его компонентов, оказывать стимулирующе-мотивационное воздействие на субъектов образования.
3. В ходе проведения мониторинга должен быть обеспечен полный его цикл (последовательное осуществление сбора информации, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки коррекционных мер), так как пропуск (или искажение) любого из этапов этого процесса негативно отразится на качестве мониторинговой информации, а затем – и на принятых управленческих решениях.
Проведенное исследование позволило определить, что управление, основанное на результатах мониторинга, проведенного в рамках проекта «Культура здоровья», предполагает наличие более четко прописанных функций всех субъектов здоровьесберегающей деятельности, в том числе на уровне должностных инструкций, управленческих решений, а также повышение компетентности в прогностической, аналитической деятельности, в работе с текущей информацией. Данная работа не претендует на завершенность, имеет перспективу в исследовании.
Список использованной литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.
2. Министерство образования РФ. Приказ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от 29 декабря 2001 г.
3. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. – СПб., Питер, 1998. – 192 с.
4. Бережков, Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. – М., 1997.
5. Вербицкая, Н. Мониторинг и саморазвитие школьного управления [Текст]. / Н. Вербицкая, В. Назаров // Директор школы, 1999. №6. С. 15 – 19.
6. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе [Текст]. / В.А. Вишневсикй – М., Просвещение, 2002.- 86 с.
7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе // Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
8. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. СПб., 1998. 344 с.
9. Моисеева Н. А. Разработка критериальньх показателей мониторинга состояния среды и здоровья детей: Автореф. дис. – М., 2001.
10. Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся. – М., 2003.
11. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе. [Текст]. / С.Е. Шишов, В.А. Кальней – М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
12. Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом [Текст] – М.: Педагогика, 1987. – 160с.