Мотивация обучающихся посредством ролевой игры

0 руб.

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры

Motivation of the students through role playing game

 

Трифонова Жанна Юрьевна

Triphonova Janna Yurevna

преподаватель  ГБПОУ ИЭК, г. Иркутск

janna-tjyu@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается  мотивация как один из ключевых факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка. Сообщается, что ролевая игра является эффективным способом повышения мотивации обучающихся на занятиях по иностранному языку.

Annotation. The article discusses motivation as one of the key factors determining the success in learning a foreign language. It is reported that the role-playing game is an effective method increasing students’ motivation at the foreign language lessons.

Ключевые слова: ролевая игра, речевая деятельность, диалог, мотивация.

Key-words: role-playing, speech activity, dialogue, motivation.

 

В настоящее время учителя постоянно ищут резервы, повышающие качество и эффективность обучения иностранному языку. Эффективность любой деятельности, в том числе и педагогической, зависит не только от понимания целей и задач, но и от того, какие средства люди выбирают для их достижения. Поставленные цели теряют свою привлекательность, если процесс обучения не доставляет удовольствия ни ученику, ни преподавателю, вызывают скуку, не приносят радости познания себя и окружающего мира. Первостепенное значение здесь имеют побуждения и потребности обучающихся, то есть их мотивация, от которой зависит качество обучения и его результат.

Мотивация является одной из фундаментальных  проблем  психологии и педагогики. В отечественной педагогике в трудах М.А. Данилова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения обучающихся в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности.

В современной методике мотивация рассматривается как процесс выбора обучающимися учебных целей и активного, целенаправленного участия в учебном процессе (на основе личностного решения), направленного на достижение определенного результата, опосредованного поставленной целью.[1]

От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться. Согласно исследованиям ученых, результаты деятельности человека лишь на 20 процентов зависят от врожденного интеллекта, а на 70-80 процентов от мотивации.

Одним из действенных путей повышения интереса, мотивации и эффективности обучения является ролевая игра. В ролевой игре смоделированы ситуации общения, которые приближают речевую деятельность на занятии к реальной коммуникации. Игра вовлекает учащихся в активную речевую деятельность, сопровождается эмоциональным подъемом и создает предпосылки для развития самостоятельности и творчества учащихся.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не  вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на английском языке. И в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.[2]

Ролевая игра – это игровая деятельность, учебный характер которой обучающимися не осознается, но при этом сохраняет большие учебные возможности. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения и, тем самым, понимает, как приобретенные знания могут быть применены на практике.

В данной статье рассматривается организация ролевой игры по теме  «Earth Calling»  по дисциплине «Английский язык». Занятие проходило в группе студентов 2го курса в среднем профессиональном учебном заведении. В начале занятия преподаватель сообщает студентам о задачах занятия, о задачах и этапах игры:

– Students! You’ve taken new words, new vocabulary and texts, new grammar and that’s why let’s repeat, do some exercises and speak about what we can do to help preserve our environment. You will act out different roles and speak about the importance of preservation our environment.

Ролевая игра состоит из трех основных этапов: подготовительного, собственно игры и заключительного этапа. На подготовительном этапе учащиеся повторяют лексику в различных упражнениях, знакомятся с ролевой ситуацией, настраиваются на принятие роли и активное участие в игре.

При распределении ролей преподавателю необходимо учитывать языковую подготовку и индивидуальные особенности учащихся. Так как ролевая игра обычно проводится на заключительном этапе работы над темой, то лексический материал, используемый в описании ролей и необходимый для их исполнения, уже отработан. На занятии достаточным может быть повторение ключевых слов и выражений в различных подстановочных, трансформационных и ситуативных упражнениях. Вот некоторые из них:

1.Соотнесите колонки и образуйте составные слова. Form compound nouns and match two columns. Which of the collocations are used to describe threats to the environment? Which describe possible ways to solve environmental problems? В таблице 1 представлены материалы ля выполнения упражнения 1.

Таблица1 – Упражнение 1

homeless park
wildlife people
acid effect
greenhouse rain
urban sprawl
  1. 2. Соотнесите проблемы окружающей среды с последствиями и путями их решения. Problems, effects and solutions. Match the problems to their effects and their solutions. Then in pairs discuss. Это упражнение служит опорой для проведения ролевой игры. В таблице 2 представлены материалы для выполнения упражнения 2.

Таблица 2 – Упражнение 2

Problems Effects Solutions
A Global warming 3 b
B Pollution
C Hunting/Overfishing
Effects:
1.                  Many animals and fish wiped out
2.                  Change in world’s climate -ocean levels rising-extreme weather conditions
3.                  Very poor air quality in cities-rivers and lakes full of industrial waste
Solutions:
а.                  Have stricter laws and  harsher punishments for illegal hunting and fishing
б.                  Reduce gases emitted from factories. Use public transport instead of cars
в.                  Reduce use of aerosols. Use alternative source of energy

Приведенные упражнения являются хорошей подготовкой к ролевой игре, так как они вовлекают учащихся в речевое общение, и им приходится высказывать свою точку зрения, строить фразы с использованием лексики, соглашаться или нет, доказывать свою точку зрения.

Второй этап – это сама игра. Студенты исполняют различные роли, тем самым осваивая учебный материал в условиях, приближенных к реальному общению. Деятельность преподавателя сводится к наблюдению и контролю за ходом игры. В случае необходимости преподаватель может вмешаться в игру, направляя деятельность учащихся. Вот пример ролевой игры-диалога, в которой корреспондент берет интервью у представителя из группы по защите окружающей среды «Greenpeace».Опорой для высказываний учащихся является материал выше приведенного упражнения.

  1. Корреспондент: What is the effect of global warming?
  2. Представитель Greenpeace: Global warming is causing a change in the world’s climate. Oceans levels are rising and we are seeing more extreme weather conditions. We need to do something before it’s too late.
  3. Корреспондент: What can we do?
  4. Представитель Greenpeace: We could reduce the use of aerosols.We could also use alternative sources of energy.

В ходе игры преподаватель чаще держится в стороне, давая студентам возможность самостоятельно справиться с заданием. Роль преподавателя в ролевой игре – организационная и направляющая, в определенной степени – корректирующая. Он оказывает помощь тем, кто к нему обращается, или кто, как он видит, в ней нуждается.  Преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

На заключительном этапе участники должны принять согласованное решение, сообщить свои особые мнения и установить степень соответствия принимаемого решения целям игры. В конце преподаватель дает развернутую оценку участия в игре каждого из обучаемых, объясняет значение игры для дальнейшей профессиональной деятельности обучаемых. Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней учащихся, преподавателю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

Таким образом, ролевая игра методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком и эффективный способ повышения мотивации обучающихся.

Список источников:

  1. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум// А. Н. Шамов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 269 с.

Дьяченко Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.//Проблемы современной науки и образования: Издательство: Олимп – 2015. – № 4 (34). – с. 146-150.