Мурзина И. В. Актуальное сегодня: молодежь и проблемы

Актуальное сегодня: молодежь и проблемы
Actual today: youth and problems

 

Мурзина Ирина Владимировна

Murzina Irina Vladimirovna

Студентка ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП,  г.Иркутск

ira-murzina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы молодежи в России. Объясняется необходимость решения данных проблем, а также оговариваются возможные негативные последствия.

Annotation. The main problems of youth in Russia are considered in the article. The necessity of solving these problems is explained, as well as possible negative consequences.

Ключевые слова: молодежь, проблемы, общество, ценности, политика, стратегия, пути решения

Keywords: youth problems, society, values, politics, strategy, solutions

Россия в 21 веке очень сильно изменилась. Новое поколение, уже не то, что было ранее. Изменились понятия, ценности, привычки и взгляды на жизнь — изменилось все. Какая она — современная молодежь — современной России?

Будущее любого государства находится в руках молодого поколения. Ведь они вскоре будут возглавлять страну, развивать культуру, хранить ценности своего народа. Поэтому важно знать какие у молодых людей увлечения, чем они занимаются. При необходимости нужно помочь им встать на правильный путь. Около четверти населения России находится в возрасте от 18 до 35 лет. Они активны и настроены формировать современное, отвечающее всем требованиям цивилизации государство. Но не все так гладко. Существует множество проблем молодежи в настоящее время.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах — и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Существенные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями – слишком уж разный этот опыт.

Современная российская молодежь при расстановке приоритетов — жизненных целей отдает предпочтение в первую очередь материальной стороне жизни, и лишь во вторую — семье, связывая последнюю непосредственно с уровнем жизни и способностью воспитать ребенка с позиции материального аспекта. [1] Принципиально иные подходы молодежи к вопросам морали и нравственности. Более половины в возрасте 18–24 лет готовы переступить через моральные принципы и нормы, иными словами, руководствуются девизом — цель оправдывает средства. При этом 40% молодежи считает, что моральные нормы уже устарели, и вероятно со временем эти оценки будут еще хуже в сторону большей утраты понимания того, что такое мораль.

Когда молодым людям не дают достаточно знаний из области нравственного и психологического образования, то у людей нет и ориентиров того, как правильно жить, того, к чему стремиться и главное — как достигать поставленных целей. К сожалению, у нас в стране нет четко продуманной концепции по нравственному воспитанию молодежи. Молодежь часто не осознает свои глубинные потребности, вследствие чего истинные желания подменяются искусственными и навеянными современным миром, и окружающими людьми. [2] Сейчас очень сильно возросла роль материального блага. Общество потребления ставит перед молодыми людьми главную задачу — иметь как можно больше денег. Будут деньги будет счастье! Социальные институты для молодежи теперь не играют значимой роли, не являются ключевым ориентиром, смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и моральных норм, утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей. Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами, к счастью, завершился. В целом российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского, демократического общества, строительства правового государства; В настоящее время по намеченному плану идет осуществление государственной политики в сфере патриотического воспитания. Со школьного возраста начато развитие патриотического духа. Создание всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» несомненно большой шаг в развитии и воспитании потенциально нового поколения молодежи. Начало положено, далее хотелось бы чтобы молодёжь именно студенческого возраста, не прозябала за компьютерами, не гуляла в клубах и не гробила свое здоровье. А постигала какие-то новые сферы жизни, получала неисчерпаемый запас знаний и вела нашу страну к светлому будущему. Именно для этого стоит разработать более подробную стратегию развития молодежи и создания всех условий для этого.

Каждый молодой человек стоит перед проблемами — как стать самостоятельным, занять свое место в жизни и с какими трудностями ему предстоит столкнуться. Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. [3] Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Основные обозначенные проблемы требуют комплексного подхода к их решению. Необходимо не только развивать государственную молодежную политику на всех уровнях становления и развития молодежи, будь то это детские сады и школы, СМИ и Интернет как фактор воздействия на сознание подрастающего поколения, профессиональная ориентация молодежи, структура подготовки профессиональных кадров и структура российской экономики, но и внедрить ту систему ценностей, которая необходима для цивилизованного общества.

Законодатель должен создать такую нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики, чтобы молодое поколение чувствовало себя полностью защищенным и обеспеченным. Государство обязано создать условия для культурного, духовного, экономического, политического и социального развития молодежи.

Большое долю внимания государство должно уделять проблемам трудоустройства молодежи. Оказывать поддержку в организации бирж труда для молодого поколения. Стимулировать малый бизнес на привлечения молодых специалистов, также предоставлять квотированные места на государственных предприятиях, для будущих работников. Создавать места работы на летнее время для подростков и учащейся молодежи. Создать условия для развития бизнеса молодежью, упростить организацию и регистрацию таких предприятий, снизить налоговые обложения, убрать бюрократические барьеры.

В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. Уйти от критики без действий, готовности примириться с внешними обстоятельствами, молодежи предлагается осознать, что именно она — эта основа будущего России и от выбора молодежью профессии, ценностных ориентиров зависит то, в какой России жить молодежи и детям через 20–30 лет.

Библиографический список:

  1. Замостьянов, А. Воспитание и массовая культура // Молодежь и общество. – 2012. – 3. — С.104.
  2. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // СОЦИС. – 998. – №5. – С. 99.
  3. Прутченков, А.С. Концепция «Финансовое просвещение молодежи в России» // Молодежь и общество. – 2012 –№1. — С.4.