Налог на имущество физических лиц: основные проблемы и пути их разрешения

Налог на имущество физических лиц: основные проблемы и пути их разрешения

Personal property tax: major problems and ways to resolve them

 

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Ткачева Анастасия Николаевна

Tkacheva Anastasiya Nikolaevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

nastyatkacheva1996@mail.ru

Аннотация. В статье будут рассмотрены основные проблемы, существующие в настоящее время в налоговом законодательстве касательно налога на имущество физический лиц. И одновременно предлагаются реальные пути разрешения этих проблем и меры, способные повысить эффективность реализации основных функций этого налога.

Annotation. The following article will consider the main problems that currently exist in the tax legislation regarding the tax on property of physical persons. At the same time, we proposed real ways of resolving these problems and measures that can improve the efficiency of the basic functions of this tax.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, кадастровая стоимость, налоговая ставка, объект налогообложения.

Key words: tax on property of physical persons, cadastral value, tax rate, tax unit.

Экономический кризис обозначил слабые места российской экономики, в том числе в части налогового законодательства. Нововведения в налоговой системе, вступающие в силу с 2017 года, привели к существенным изменениям в налогообложении и методике исчисления налога на имущество физических и юридических лиц.

Необходимость принятия радикальных мер в системе налогообложения имущества населения и организаций связана с несоответствием налоговой базы имущественных объектов их справедливой стоимости. Основная задача изменений в налоговой системе России – пополнение государственного бюджета, так как за время кризиса резервные фонды истощились, бюджетный дефицит существенно вырос. Также целью выступает введение целого ряда ограничений для налогоплательщиков, при этом практически полностью исключены риски уклонения от уплаты имущественного налога.

Проблема 1. (кадастровая стоимость) До введения изменений в системе налогообложения для исчисления налоговых выплат использовалась инвентаризационная цена имущественного объекта налогообложения. В нее в обязательном порядке включался износ, срок его эксплуатации.

Обновленный порядок налогообложения подразумевает применение кадастровой стоимости. «Кадастровая стоимость – стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату проведения этой оценки»[1]. Она максимально приближена к рыночной. К тому же учитывается и взаимосвязь кадастровой стоимости объекта недвижимости с факторами рыночного ценообразования, в связи с этим ее размеры много превышают размеры инвентаризационной стоимости этого же объекта. Именно данное отличие кадастровой стоимости от инвентаризационной становится проблемой для населения при обновленном порядке налогообложения имущества, так как новый налог на имущество населения увеличится в десять раз. Расчеты налогов на имущество физических лиц будет проводиться на основании новых расчетов, где за основу принимается высокий уровень инфляции, что подразумевает достаточно большие налоговые выплаты[2].

Тем не менее, цель нововведений заключается не в повышении налоговой нагрузки, а подразумевает переход к наиболее справедливому налогообложению, и повышение фискального значения налога на имущество. Результаты кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, которая уже завершена в ряде субъектов РФ, демонстрируют неравномерное возрастание стоимости объектов для целей налогообложения.

Положительным аспектом взимания налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости является возможность пополнения муниципальных бюджетов, главным образом за счёт владельцев значительных объёмов недвижимости. В то же время возникает проблема повышения налоговой нагрузки граждан, в особенности – социально незащищённых слоёв населения. Тем не менее, налогоплательщики имеют возможность оспаривать результаты кадастровой оценки, и, как показывает практика, более трети поданных заявлений удовлетворяются.

К сожалению, на данный момент существует проблема, связанная и с расчётом и проверкой суммы налога на имущество физических лиц самими налогоплательщиками. В налоговых уведомлениях отражена информация о размере налога, рассчитанном налоговой службой, указана кадастровая и инвентаризационная стоимость налогооблагаемых объектов, а также налоговые ставки. Тем не менее, механизм расчёта суммы налогового платежа чётко не определён. В связи с этим целесообразно указывать в налоговых уведомлениях подробный алгоритм с необходимыми пояснениями, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли правильно рассчитать сумму и сравнить её со значением, указанным в уведомлении. Данная мера необходима в рамках обязанности налоговых органов предоставлять информацию и разъяснения налогоплательщикам (в том числе и в письменной форме) в соответствии со ст. 32 НК РФ.

Налог на имущество рассчитывается каждому налогоплательщику – физическому лицу налоговым органом по месту фактического нахождения имущества. Налог на имущество, рассчитываемый на основании кадастровой стоимости, предполагается вводить поэтапно в течение пяти лет. Таким образом, начиная с 2020 года налог на имущество будет исчисляться только по кадастровой стоимости. Такое распределение во времени объясняется тем, что кадастровая стоимость значительно выше инвентаризационной. Поэтому, чтобы не было резкого единовременного увеличения налога большинству налогоплательщиков – физических лиц, законодательно предусмотрено распределение налоговой нагрузки. В связи с чем, при условии, что кадастровая стоимость превышает инвентаризационную, четыре года после принятия закона.

Очевидно, налоговая нагрузка должна сместиться в сторону дорогостоящих объектов недвижимости. Несмотря на это, реализации налогом социальной функции в данном случае не ожидается, поскольку повышенная ставка применяется только в отношении имущества, превышающего по стоимости 300 млн. руб. В результате имущество, для примера, стоимостью 11 млн. руб. облагается налогом по такой же ставке, как и имущество, оцененное в 250 млн. руб. Поэтому в целях реализации принципа справедливости налогообложения существуют предложения по увеличению количества интервалов стоимости недвижимости и соответствующих им налоговых ставок. Кроме того, по мнению экспертов, наблюдается большая склонность местных администраций к повышению ставок, нежели к их снижению[3]. Тем не менее, они не имеют права увеличить ставки более чем в 3 раза, а рост доходов местных бюджетов может повысить заинтересованность местных властей в развитии своей территории.

Проблема 2. (Изменения в налогообложении имущества физических лиц). Объектом налогообложения по налогу на имущество граждан по- прежнему остается: — квартира, — доля, — недостроенная постройка жилого/нежилого типа (оформлено право собственности), — гараж, — дача[4]. Нововведением 2015 года является объект – творческая мастерская, а так же парковочное место. Что касается налоговых ставок, то они так же подверглись пересмотру. Ставки налога на имущество в 2017 аналогичны 2016г.: 0,1%, 0,5% и 2%[5]. Размеры процентов, которые подлежат оплате, дифференцированы по ценам объектов налогообложения.

В 2017 году произошли изменения в налогообложении пенсионеров, которые ранее могли использовать льготы для нескольких объектов имущества. Обновленный порядок налогообложения по налогу на имущество позволяет освободить только один объект, что подразумевает освобождение от уплаты налоговых выплат только за одну квартиру, дом, дачу, все остальное имущество облагается налогом в полном размере. Таким образом, налоговые вычеты уменьшат налоговую нагрузку на собственников квартир в размере 25%, для собственников комнат в размере 75%. При использовании возможных налоговых вычетов, суммарный размер базовой стоимости может становится отрицательной величиной, в этом случае налоговую базу фиксируют равной нулю.[6]

Целесообразно отметить, что в связи с реформированием налога на имущество физических лиц расширяется перечень налогооблагаемых объектов. Как следствие, возникают налоговые коллизии при налогообложении новых категорий недвижимости, например, апартаментов[6]. Спорные случаи возникают также при взимании налога с единого недвижимого комплекса и объектов незавершённого строительства.

В качестве основных мер по урегулированию подобных ситуаций можно выделить: уточнение порядка налогообложения объектов, достижение чёткости и однозначности определения видов имущества, уточнение момента возникновения обязанности регистрации имущественных объектов.

Следует обратить внимание и на вопросы администрирования налога на имущество физических лиц, в рамках которого вводится обязанность самообложения граждан налогом. Налогоплательщики обязаны сообщать налоговым органам о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения. Данное нововведение квалифицируется как шаг к снижению потерь в наполняемости бюджетов. Появляется возможность учёта и налогообложения объектов, по которым у налоговых органов отсутствует информация, а также ранее неучтённых и неоцененных объектов. С другой стороны, подобный механизм не исключает создания проблем для налоговых органов и налогоплательщиков, в частности, уклонения от налогообложения, возникновения вопросов в судебной практике.

Таким образом, налогообложение имущества физических лиц сопряжено с рядом проблемных аспектов. Необходимость максимизации эффективности пополнения бюджетов с одной стороны и реализации принципа социальной справедливости, выполнения социальной функции налога – с другой порождает спорные, нередко конфликтные ситуации. Результаты введения нового порядка исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц пока не имеют однозначной оценки.

Так или иначе, следует отметить некоторые меры, способные повысить эффективность реализации основных функций данного налога. Необходимо совершенствование механизмов кадастровой оценки с целью более адекватного отражения реальной дифференциации стоимости объектов. Целесообразно учитывать уровень доходов налогоплательщиков при установлении размера налога. Это позволит снизить рост налоговой нагрузки на малообеспеченных лиц. Наконец, существует возможность повышения оперативности реализации региональных программ при условии расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, так как ставки, льготы и вычеты будут определяться с учётом местных особенностей.

Библиографический список:

  1. Лиманская Д.В. Проблемы и перспективы введения налога на недвижимое имущество физических лиц // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – № 3-4. – С. 786-792.
  2. Абакарова Р.Ш. Краткий обзор изменений по налогу на имущество физических лиц // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 10-2. – С. 17-19.
  3. Пьянова М.В. Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение // Символ науки. – 2016. – № 3-1. – С. 134-138.
  4. Зырянова Т.В., Овчинникова С.В. Налог на имущество физических лиц: особенности исчисления и взимания в управленческом контексте // Вопросы управления. – 2015. – № 4 (16). – С. 170-181.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Российская газета. – № 148-149. – 06.08.1998
  6. Банин А.И., Набиев А.Д. Последние изменения по налогу на имущество физических лиц // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. — № 1. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016(дата обращения: 04.12.2017).
  7. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц и его влияние на доходы бюджета // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 1. – С. 135-142.