Намжилова С. С., Павлова Н. В. Административная ответственность при противопожарной безопасности в малом бизнесе

Административная ответственность при противопожарной безопасности в малом бизнесе

Administrative responsibility for fire safety in small business

Намжилова Саглана Сергеевна

Namzhilova Saglana Sergeevna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

schupemen@gmail.com

Павлова Надежда Вячеславовна

Pavlova Nadezhda Vyacheslavovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

pavlovvva@gmail.com

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем административную ответственность при противопожарной безопасности в малом бизнесе.

Annotation. In this article, we consider the administrative responsibility for fire safety in small businesses.

Ключевые слова: малый бизнес, пожарная безопасность, административная ответственность, административные штрафы.

Key words: small business, fire safety, administrative responsibility, administrative fines.

Формирование малого бизнеса является показателем стабильности общества, эффективности социально-экономической системы, действенности экономических, социальных и политических институтов страны. Развитие и поддержка малого бизнеса (без прямого вмешательства со стороны государства) — основная задача государства для создания благоприятной «почвы» для существования общества. [1] За счет поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения числа граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса способствуют пополнению бюджета. [2] В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В 2011 году был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Мотивационным фактором данного федерального закона послужило то, что чаще всего компании малого и среднего бизнеса привлекаются к административной ответственности за нарушения в области санитарных норм и пожарной безопасности и требований к доведению достоверной информации до потребителей.

Статьей 4.1.1. КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Так для лиц являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, есть риск неизбежности наступления более строго наказания

Также заменить штраф предупреждением будет невозможно, если предприниматель злоупотребляет доминирующим положением на рынке, ведет недобросовестную конкуренцию, нарушает миграционное законодательство или занимается подделкой документов. Нельзя будет отделаться предупреждением и при передаче чиновникам незаконного вознаграждения от имени юридического лица и при нарушениях в сфере образования. Новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях позволят снизить административную нагрузку и давление на малый и средний бизнес. Также предотвратят злоупотребление субъектами малого бизнеса своим преимущественным положением.

В большинстве случаев компании малого и среднего бизнеса привлекаются к административной ответственности за нарушения в области санитарных норм и пожарной безопасности и требований к доведению достоверной информации до потребителей. Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления не соблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор. За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст.19.5 КоАП РФ). [3]  Штраф налагается на организацию инспектором ГПН МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки. О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН. Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

 В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

Согласно ч.6 ст. 20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека):

для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц – от 350 000 руб. до 400 000 руб.Согласно ч.6.1 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека:

 для юридических лиц – от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Несмотря на то, что новые поправки в законодательство, по сути, смягчают наказание для компаний, они также направлены на профилактику административных правонарушений, поскольку имеют строго ограниченные условия применения. Снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес, безусловно, является важным элементом повышения эффективности предпринимательской деятельности и российской экономики в целом.

Библиографический список:

  1. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007.- 495с. ISBN 5-238-01115-6.
  2. Барашева Е.В., Зедгенизова И.И. Риск-ориентированный подход в пожарном надзоре для малого бизнеса./ Молодежь. Образование. Общество: мат-лы Междунар. НПК (Иркутск, 02 мая 2017) под общ. ред. канд. экон. Наук, доцента Е.В. Барашевой, — Иркутск, Изд-во ООО «СИДПО», 2017. –с. 25.
  3. Салищева Н. Законодательное регулирование ответственности и разграничение полномочий; Студеникина М. Административная ответственность должностных лиц; Терещенко Л. Ответственность в административной сфере // Закон, 1998, № 8. С.5.