Зедгенизова Ирина Ивановна, Кузнецова Ангелина Павловна, Минтаева Владислава Евгеньевна Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в Российской Федерации

Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

 в Российской Федерации

Violation of the rights of persons with disabilities in employment and occupation

 in the Russian Federation

Зедгенизова Ирина Ивановна

Zedgenizova Irina Ivanovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП 

54irina@bk.ru

Кузнецова Ангелина Павловна

Kuznetsova Angelina Pavlovna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

angelina_kuznetsova_99@mail.ru

Минтаева Владислава Евгеньевна

Mintaeva Vladislava Evgenievna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

vlamin99@mail.ru

Аннотация. В данной статье поднимаются основные проблемы людей с ограниченными возможностями при трудоустройстве и нарушение их прав. А так же, предлагаются пути решения этих проблем.

Annotation. This article raises the main problems of people with disabilities in employment and violation of their rights. And also offers ways to solve these problems.

Ключевые слова: Инвалидность, трудоустройство, занятость, конкурентоспособность, рынок труда.

Key words: Disability, employment, employment, competitiveness, labor market.

В настоящее время, особо остро встал вопрос о нарушении прав инвалидов в сфере трудоустройства и занятости. Одним из основных прав граждан Российской Федерации (далее РФ), является право на труд. Это право присуще каждому, в том числе, и для людей с ограниченными возможностями. Но многие годы основным принципом государственной политики в отношении инвалидов была изоляция их от общества.

В современном мире среди людей до сих пор существует мнение о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не хочет работать, что он живет за счет средств близких людей и страны. Но среди инвалидов есть такие люди, которые желают трудиться, и быть финансово независимыми. В силу ограничения своих физических возможностей эти люди испытывают определенные трудности в поиске работы и часто сталкиваются с нарушением своих прав на труд. При этом, в условиях рыночной экономики они должны быть конкурентоспособными по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда.

Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны.

Любой работник имеет право на защиту своих трудовых прав. Согласно статье 64 Трудового Кодекса РФ, в которой говорится, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, а так же, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. [4]

При этом инвалиды — это отдельная категория граждан, права которых закреплены не только Трудовым кодексом РФ, но и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который более полно описывает права инвалидов в разных сферах, в том числе и в трудовой. [2]

К тому же статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.  [1]

Помимо этого, существуют международно-правовые нормы, в которых говориться, что политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. [3]

Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства.

Но на рынке труда складывается совсем иная ситуация: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение.

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество.

С введением с 1-го января 2005 года поправок в Федеральный Закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», основной объём обязанностей по созданию «специальных рабочих мест для инвалидов», в том числе и их финансирование, перекладывается с государственных структур на самих работодателей. Но, на данный момент, полностью отсутствует заинтересованность структур бизнеса в труде инвалидов, так как, по объективным причинам, он зачастую является менее эффективным, чем труд сотрудников без инвалидности, а для того, чтобы его использовать, необходимо вложить финансовые средства для специального оборудования рабочего места. Естественно, всё это делает трудоустройство людей с инвалидностью практически нереальным. Поэтому необходимо принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. В том числе, можно предложить:

— Изменить основы формирования «специальных рабочих мест для инвалидов». В любых организациях должен быть какой- то процент работающих людей с ограниченными возможностями, или определённое количество рабочих мест (квотирование рабочих мест).

— Организовать техническое обеспечение (установка лифта, пандуса).

— Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида (плата за аренду, электро- и тепловую энергии, средств связи и т.д.).

Анализируя свою работу, мы можем сделать вывод, что низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям — негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов. Эти проблемы надо решать, так как людям с ограниченными возможностями не прожить на свою пенсию.

Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Данные мероприятия должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции данных предприятий, увеличению объемов производства, сохранению действующих и увеличению (созданию) новых рабочих мест инвалидов.

Библиографический список:

  1. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. По состоянию на 2017 год. — Москва: Издательство «Э», 2017. – 64 с. – (Актуальное законодательство). [Дата обращения: 17.09.2018 г.];
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 19.09.2018 г.];
  3. Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» 20 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://законодавство.com/pravovi-akti-mijnarodni/rezolyutsiya-generalnoy-assamblei-oon231039.html// [Дата обращения: 19.09.2018 г.].
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru// [Дата обращения: 19.09.2018 г.].