Наставничество как ключ к успешной профессиональной деятельности

0 руб.

Наставничество как ключ к успешной профессиональной деятельности

Mentoring as the key to a successful professional career

 

Ивасенко Анастасия Анатольевна

Ivasenko  Anastasia

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТРиС, г. Иркутск

mikkol2004@mail.ru

 

Аннотация.  В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессионального образования – одной из важнейших задач сегодняшнего дня.  Уделено внимание развитию системы наставничества на железнодорожном транспорте и укреплению связи учреждений среднего профессионального образования с реальным производством как залогу успешной подготовки кадров.

Annotation. The article discusses the issues of improving the quality of professional education – one of the most important tasks of today. Attention is paid to the development of a system of mentoring in railway transport and strengthening the connection of secondary vocational education institutions with real production as a guarantee of successful training.

Ключевые слова: наставничество, конкурентоспособность, подготовка кадров, профессиональное образование.

Keywords: mentoring, competitiveness, training, professional education.

 

С целью  формирования личностных ценностей учащихся и их профессиональных интересов  в современных условиях реализации подготовки высококлассных специалистов явно прослеживается  необходимость в объединении усилий образовательных учреждений и   предприятий – работодателей  в организации процесса профессионального образования. Актуальность слияния школы, учреждений среднего и высшего  профессионального образования и производственных предприятий вызвана   тем, что на сегодняшний день все участники процесса  подготовки специалистов заинтересованы в получении конечной цели – выпуске конкурентоспособного специалиста на современный рынок труда.

Сегодня  ОАО «Российские железные дороги» позиционирует себя как клиентоориентированная компания с предоставлением высококачественной перевозочной услуги и хорошим уровнем сервиса.

Для достижения высоких результатов в работе компании структурные подразделения нуждаются не только в теоретических знаниях будущих работников, но и в их практической подготовке к предстоящей работе. Особое значение с этой точки зрения имеет теория корпоративного управления, представляющая собой систему взаимоотношений между акционерами компаний и менеджментом общества, работниками компаний и учебными заведениями, готовящими будущих работников железнодорожного транспорта.

Корпоративное управление ОАО «РЖД» – это вид хозяйственного управления, основными задачами которого являются стратегическое планирование развития холдинга по видам деятельности, обновление и развитие видов производства и технологий, достижение конкурентных преимуществ на рынках продукции, обеспечение устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры управления и коммуникационных отношений между её элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и создаваемыми условиями труда [1]. Из представленного определения четко прослеживается мысль, что сегодня каждый работник железнодорожного транспорта от  руководителя до исполнителя должен отвечать высоким требованиям профессионализма.

На сегодняшний день, для многих структурных предприятий ОАО «РЖД» наиболее значимой  проблемой по-прежнему остается текучесть кадров. Не секрет, что молодые специалисты, пришедшие на предприятие после окончания учебных заведений, подолгу не задерживаются, уходят на более высокооплачиваемые рабочие места. Еще одна  причина текучести кадров – это беспомощность молодых выпускников в умении адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям. Современный работник должен уметь согласовывать свои  задачи и действия с целью работы предприятия в целом. Удержать людей на предприятиях – это основная задача, стоящая перед руководством компании в настоящее время. Одним из направлений  решения проблемы текучести кадров является создание  системы наставничества, которая в настоящий момент времени занимает не маловажную роль в подготовке кадров в  ОАО “РЖД”.

Наставничество – форма практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО “РЖД” в целях быстрейшего освоения трудовых навыков, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО “РЖД”.

Согласно Положения о наставничестве в ОАО “РЖД”, утвержденным распоряжением ОАО “РЖД” от 28 апреля 2008 г. N 906р: «Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный работник базового предприятия, знающий особенности и специфику организации и проведения учебной и производственной практик». Основное назначение  наставничества – передача практического опыта от высококвалифицированного  персонала молодым сотрудникам, быстрая адаптация и подготовка новых кадров к самостоятельной работе, повышение качества работы и уверенности молодых специалистов.

Приоритетными  задачами наставничества являются:

1) оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными технологиями и приемами труда, передачи наставником личного опыта;

2) обучение молодого специалиста в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;

3) вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО “РЖД”;

4) воспитание у молодого специалиста чувства  ответственности за выполнение качественных показателей работы предприятия [2].

Анализ применения наставничества на предприятии позволил выявить проблемы и недостатки в этой системе, в частности удалось выявить, что   на практике наставнику невозможно приблизить работника к осуществлению всех поставленных задач на высшем уровне, в связи с отсутствием разработанных методик для достижения в установленные сроки определенных показателей [3]. Необходимо также учесть, что в ряде случаев наставник на предприятии не обладает педагогическими способностями для передачи опыта и знаний. Вышесказанное позволяет сделать вывод о  важности объединения в единое целое процесса подготовки специалиста, начиная со школы и заканчивая производственным предприятием.

Для выполнения поставленной  задачи наставник должен обладать следующими  качествами:   быть общительным,  владеть педагогическими навыками, отличными показателями в труде,  профессиональными знаниями по специальности, личным желанием исполнять роль наставника. Поэтому наставники подбираются из числа  подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе и достижения в учебе, готовых и способных делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом.

Наставники избираются из числа педагогических работников среднего профессионального образования, высших учебных заведений, обучающихся – победителей олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Worldskills, работников предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ.

Организация учебного процесса совместно с производственными предприятиями является ведущим направлением в современной образовательной стратегии, направленной на создание непрерывного корпоративного образовательного процесса. Руководство компании должно понимать важность подготовки специалистов и  активно участвовать в их подготовке еще и по тому, что учебные заведения, обеспечивая выпускников фундаментальными теоретическими знаниями, не всегда располагают высококвалифицированными кадрами, способными дать обучающимся практические навыки для того, чтобы последние  могли полноценно включиться в профессиональную деятельность с первых дней.

Компания ОАО “РЖД” тесно сотрудничает с учебными заведениями, готовящими будущих железнодорожников. Так, например, в 2017 учебном году рассредоточенное прохождение учебной практики было апробировано обучающимися иркутского техникума транспорта и строительства, они прошли ее в цехах локомотивного ремонтного депо, чередуя с теоретическим обучением в техникуме. Рассредоточенная форма проведения учебной практики отличается гибкостью и индивидуализацией: в техникуме обучающиеся овладевают основами профессиональной деятельности, на предприятии – закрепляют полученные навыки. Организация учебной практики в технологии дуального обучения позволила скорректировать программы профессиональных модулей, привлекая в рабочую группу мастеров, работающих в цехах, отведенных для прохождения практики обучающимися.

Такой подход к организации учебно-производственного процесса уже сегодня приносит качественные результаты и, безусловно, дает свои преимущества всем участникам образовательного процесса.

Для работодателя – это подготовка кадров под конкретные технологические процессы, точно соответствующая требованиям предприятия, сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии и снижение затрат на производство продукции.

Для обучающихся – овладение профессиональными компетенциями и умениями для успешной трудовой деятельности, учеба в реальных рабочих условиях. А также, отождествление себя с предприятием и выбранной профессией для получения  больших возможностей для гарантированного трудоустройства.

Для техникума – это повышение статуса учебного заведения,  качества предоставляемых услуг, привлечение высококвалифицированных специалистов предприятия к педагогической деятельности, развитие материально- технической базы, высокий процент трудоустройства выпускников [4].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что наставничество в системе обучения кадров ОАО «РЖД» позволят кардинально изменить всю систему подготовки сотрудников и удовлетворить основные потребности одной из крупнейших компаний России, что непременно скажется на качестве выпускаемой продукции и повышении конкурентоспособности компании.

Список источников:

  1. Ивасенко А. А. Корпоративное управление как способ повышения эффективности производства // Транспортная инфраструктура сибирского региона. Сборник научных трудов. Типография ИрГУПС,  2014 год.
  2. Положение о наставничестве в ОАО “РЖД”, утвержденное распоряжением ОАО “РЖД” от 28 апреля 2008 г. N 906р
  3. Тютюльникова А. В., Калугина Т. В. Наставничество, как инструмент системы обучения персонала предприятий железнодорожного транспорта// Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». N 61-3, 2018 г.
  4. Ломакина Т. Н., Решетникова Е.Ю. Наставничество на производстве как условие профессионального становления обучающихся// Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3.