Наука административного права и ее значение в современном обществе

Наука административного права и ее значение в современном обществе

The science of administrative law and its importance in modern society

 

Кухарчук Анастасия Андреевна

Kukharchuk Anastasia Andreevna

Студентка  ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

kuharchukanastasia@mail.ru

 

Аннотация. В предложенной статье описано поэтапное, раздельное совершенствование административного права как науки. Указана компаративная характеристика всевозможных концепций и теорий, оказывающих влияние на развитие науки административного права. А так же указано значение отрасли в современном обществе и практике.

Annotation. The proposed article describes the gradual, separate improvement of administrative law as a science. The comparative characteristic of various concepts and theories influencing the development of the science of administrative law is indicated. As well as the importance of the industry in modern society and practice.

Ключевые слова: административное право, отрасли, система, нормы, институты, ученые, наука, режим.

Keywords: administrative law, branches, system, norms, institutions, scientists, science, regime.

Административное право – немаловажная отрасль правовой системы любого государства. В России такая область права занимает одно из наиболее важных мест, так как такие факторы как большая территория, внушительный объем государственной собственности, многонациональный состав населения, обусловили значение административного права, административной власти в жизни нашего общества.

Административное право – это объемная по своему содержанию отрасль правовой системы, которая регулирует качество деятельности и организации аппарата управления, систему органов исполнительной власти, сферы социального, экономического и политического развития. Не стоит забывать, что административное право это мобильная отрасль, которая при помощи своих норм может определить правовое положение граждан, их статус и связь с государством.

По мнению ученого Ю.А. Тихомирова административное право, сложилось в России в конце ХХ в. В момент, когда государственный аппарат подвергся регулярному реформированию. Административное право заметно изменилось, как по масштабам, так и по содержанию правовых норм. Автор считал, что современные условия административного права должны выполнять не одну функцию, а сразу же несколько – это формирование и построение государственного управления, государственного регулирования, охрана публичных интересов и самореализацию гражданских прав. [4]

Выдающийся ученый А.П. Коренев представил свою «классическую» расшифровку системы административного права, которая выражалась как совокупность отдельных административных норм и институтов, взаимосвязанных между собой. Нормы, регулирующие общественные отношения, по содержанию подразделялись на: регламентирующие управленческие отношения общего характера; регулирующие общественные отношения в сферах государственного управления и регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности. [2]

Так же стоит забывать о том, что административное право – это четкая система норм и принципов, которые осуществляют свою деятельность в сфере государственного управления, а так же формируют взаимосвязанные отношения в управленческой деятельности, административном процессе и в структуре управления.

Но были и иные точки зрения, вот например профессор И. Ш. Килясханов выдвинул институциональный подход к изучению административно-правовой области. Цель институционной системы была выражена в заключительном переносе гражданско-правовой схемы в сферу административного права, раскрывая глубину норм и отраслей. Достижение системы заключается в том, что она группирует основную часть правовых норм вокруг основополагающих субъектов государственно-управленческих отношений, которыми являются исполнительная власть, общественные объединения и граждане. Они в свою очередь образуют правовые институты, охватывающие нормы административного права, упорядочивающие общественные отношения государственного управления. Разделение на процесс и право. [3]

Соединяющими между отраслями являются институты и режимы, они закрепляются законами, которые регулируют деятельность государственных учреждений и институтов, ведомств и министерств.

Еще одной особенностью административного права является то, что оно тесно связано с частным правом имущественных отношений. Но предметом частного права являются сами имущественные отношения, устанавливающиеся на личной собственности (договоры, взаимные обязательства), то предметом административного права являются такие отношения, которые возникли в силу распоряжений органов государственной власти (передача имущества в результате реорганизации от одного органа к другому, конфискация имущества.)

Распространенным явлением в современной реальности является то, что частные правоотношения регулируются административным правом, первоначально там, где другие отрасли в полной мере не могут урегулировать данные правоотношения.

По мнению Ю. А. Тихомирова, в современном мире не стоит рассматривать отрасли и сферы государственной жизни, классически входящие в Особенную часть административного права, только через сферу управления, потому что, по его мнению, возрастает вес элементов косвенного регулирования.

Так же, в иной своей работе Ю.А. Тихомиров, выдвинул мнение разделить административное право на подотрасли, по его мнению, при определении предмета и системы следовало бы отказаться от классического деления административного права на Общую и Особенную части, из-за не точной нормативной структуры. Ведь Особенная часть имеет структуру не по правовому критерию, а по экономически управленческому типу. Все это привело к созданию отрасли права, выражающейся размытой структурой, отсутствием системного порядка и построения. [4]

Многие ученые отмечают, что наука административного права, попала под влияние совершенствования и изменения российского законодательства, сюда можно включить социальные и политические реформы, структурные преобразования аппарата управления, данная ситуация разрушается предмет и объект административного права, что усложняет задачу его применения. Отсюда возникает проблема регулирования общественных отношений, ведь именно на них административное право распространяет свое воздействие, упорядочивая и охраняя их.

Административное право не стоит на месте, оно развивается и совершенствуется. Но не нужно забывать какой длительный исторический путь ему пришлось пройти. Истории развития административного права были свойственны процессы государственно-правовых явлений, связь с юридическими науками, с которыми административно-правовая доктрина, была тесно связана, но в процессе формировании новых отраслей, была отделена от них. [1]

Не стоит оставлять без внимания то, что административное право обладает «мобильностью», благодаря ней, оно осуществляет бурное совершенствование общественных отношений в административном регулировании.

Так же административное право взаимосвязано со многими правовыми отраслями: финансовым, уголовным, налоговым и тд. Все это связано с тем, что административное право уделяет внимание  общественным отношениям, которые могут быть урегулированы различными отраслями права.  

Административное право использует метод императивного регулирования общественных отношений, к примеру, защита прав и свобод гражданина, запрет нарушения статуса организации, защита физических и юридических лиц от действия, бездействия органов административного права.

Административное право — это крупная, сложная, системная отрасль российского права. Она присутствует в политических, экономических, социальных отношениях,  и регулирует их нормами. Административное право управленческая и исполнительная деятельность, которая распространилась во всех областях жизнедеятельности общества, ее можно назвать как центральную отрасль в публичном праве и правовой системе.

          Из-за глобальной систематизации норм административного права, особую роль стало иметь системное утверждение норм, в течение всего научного подхода. Ведь только он является необходимым условием эффективности всего административного права.

Многие источники административного права должны иметь доктринальные основания. А их систематизация, однозначность, простоту в понимании правовых предписаний, потому что без этого будет не точное применение действующего законодательства.

Можно выделить необходимые, важные направления деятельности правовой доктрины в упорядочении источников административного права.

К данному направлению мы можем отнести: усовершенствование терминов, формулировок, юридических понятий, четкость и правильность изложения нормативно-правовых актов, смысловое толкование, правильное синтаксическое построение, грамматический смысл, логическая цепочка, все это способствует, безошибочному и точному применению настоящего законодательства, а так же улучшению его понимания и исполнения.

Административное право очень активное направление в юриспруденции, в котором важно принимать во внимание все новшества и преобразования, как в административном законодательстве, так и в государственном управлении России, что является достаточно трудоемкой, сложной и длительной работой в регулярно деформирующих условиях.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что административное право по-настоящему важная и нужная отрасль права, которая поддерживает и регулирует стабильность в обществе, закрепляет права, обязанности, полномочия и компетенции субъектов административного права, устанавливает уровень и пределы нормативно-правового регулирования организаций исполнительной власти. Административное право играет огромную роль во всех сферах современного общества: культурной, социальной, финансовой и экономической, оно не только регулирует их, но и устанавливает необходимый порядок.

Библиографический список:

  1. Анисимова М.В. К вопросу о применении зарубежного опыта организации административной юстиции в России. // Евразийский юридический журнал. — 2016. — №7. — С. 17.
  2. Коренев А.П. Административное право России // Учебник. – 1999. — №3(1). – С. 67.
  3. Килясханов И.Ш. «Предмет административного права и актуальные проблемы структурного построения курса» // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — №1. – С. 24.
  4. Тихомиров Ю.А. «Административное право и процесс: Полный курс». М. – 2011. – С. 256.