Назаров А. Г. Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Features of civil legal personality of public legal entities

Назаров Андрей Геннадьевич

Nazarov Andrey Gennadievich

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

nersa@yandex.ru

 

Аннотация. В статье с позиции системно-юридического подхода анализируются понятие, признаки и особенности публично-правовых образований, именуемых также юридическими лицами публичного права, исследуются вопросы их гражданской правосубъектности и специфика правового регулирования.

Annotation. In the article from the position of the system-legal approach, the concept, features and peculiarities of public legal entities, also called legal persons of public law, are analyzed, the issues of their civil personality and specificity of legal regulation are examined.

Ключевые слова: юридическое лицо публичного права, юридическое лицо, государство, органы государственной власти, государственная корпорация.

Keywords: legal entity of public law, legal entity, state, public authorities, state corporation.

Организационно-правовые  формы  государственных  и  муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 50 процентов, государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и т.п. применяются публично-правовыми образованиями для решения частноправовыми методами стоящих перед ними в сфере гражданского оборота публичных задач.

Для обозначения данных юридических лиц в науке предложено использовать термин «публичные юридические лица» или «юридические лица публичного права», заимствованный  из  зарубежных  правопорядков.  Признаками  таких  субъектов  являются  их  создание  публично-правовыми образованиями,  специальная  правоспособность,  наделение  их  определенными властными  полномочиями,  участие  в  обороте  с  некоммерческими  целями, невозможность применения к ним процедур реорганизации и банкротства, а также обращения взыскания на определенное имущество.

Публично-правовые образования понимаются как субъекты права, являющиеся участниками различных правоотношений, в том числе и гражданско-правовых. Особенность их в том, что публично — правовыми образованиями являются: государство – Российская Федерация, государственные образования – субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наделенные властными полномочиями. Основы участия публично — правовых образований в гражданских правоотношениях закреплены в главе пятой части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). [1]

Анализ действующего гражданского законодательства, и прежде всего главы 5 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что законодатель ни в коем случае не рассматривает публично-правовые образования как разновидность юридических лиц, несмотря на то, что позволяет применять к отношениям с их участием правил о юридических лицах (если, конечно, иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенностей данного публично-правового образования). Признание законодателем публично-правовых образований юридическими лицами публичного права (т. е. разновидностью юридических лиц) повлечет за собой множество как теоретических, так и практических проблем. Мы не являемся категорическими противниками концепции юридического лица публичного права, но полагаем, что данная концепция в условиях российской действительности применима к государственным и муниципальным органам, с помощью которых публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях, но не к самим публично-правовым образованиям.

В.Б. Базаров именует публично-правовые образования публичными комплексными субъектами права. Именно через категорию юридических лиц публичного права он предлагает оформить косвенное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях [2], что, безусловно, заслуживает внимания.

Е.Б. Крылова придерживается, на наш взгляд, верной позиции. С точки зрения автора, субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, отличны от физических и юридических лиц, причем при участии в гражданско-правовых отношениях они не утрачивают своей публичной природы. Эти субъекты обладают непосредственной способностью к правообладанию, и для участия в гражданском обороте не нуждаются в использовании таких дополнительных правовых форм как казна. [3]

Действительно, публично-правовые образования обладают публичной властью, которая позволяет им самим определять правопорядок в целом, включая основания и пределы своего участия в гражданских правоотношениях. Следовательно, возможностей по участию в гражданском обороте у субъектов РФ намного больше, чем у юридического лица.

О.Е. Кутафин придерживается похожей позиции, полагая, что субъекты РФ нельзя относить к юридическим лицам, пусть и особым. Конституционный Суд РФ признал, что субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, обладают особой природой. Они не преследуют частные интересы. [4] Ученый отмечает, что важная особенность публично-правовых образований и в том числе субъектов РФ – это то, что они не созданы специально для участия в гражданско-правовых отношениях. Что касается казны, то в соответствии с действующим законодательством она считается частью публичного имущества, не закрепленного за государственными юридическими лицами. Это имущество, прежде всего, состоит из средств бюджета.

Наиболее полное и развернутое исследование юридических лиц публичного права в последние годы было проведено профессором В.Е. Чиркиным. Не претендуя на законченность определения юридического лица публичного права, ученый предлагает скорректировать его гражданско-правовое определение таким образом, чтобы оно могло быть приемлемым в отношениях публичного характера. В.Е. Чиркин предлагает оттолкнуться от присущих юридическому лицу публичного права признаков, позволяющих в своей совокупности отличать их от юридических лиц частного права. Формально предъявляемые требования не позволяют нам в рамках данной статьи описать все признаки, обозначенные ученым. Однако, мы соглашаемся с тем, что они очевидны, подтверждают особую природу указанных юридических лиц и могут быть положены в основу нормативного закрепления определения публичных юридических лиц. [5]

Публично-правовые образования возникают на основе «властно-распорядительного», административного акта, статус и компетенция которых определяются нормами не гражданского, а публичного права. Публично – правовые образования создаются в целях осуществления властных функций, веления которых носят общеобязательный характер. Также согласно гражданскому законодательству для участия в имущественных отношениях публично — правовые образования могут иметь своих доверенных лиц (представителей) в лице государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, которые возникают как из договорных, так и внедоговорных отношений. В частности, в сфере договорных отношений они могут выступать в роли государственных или муниципальных заказчиков, заемщиков или заимодавцев. Кроме того, публично-правовые образования могут быть и субъектами вещных правоотношений. Так, законодатель в гражданском праве закрепляет различные формы собственности и, таким образом, определяет круг собственников: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, и муниципальные образования. Причём публично-правовые образования, в отличие от остальных субъектов, практически ни чем не ограничены в объектах собственности.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности, свойственные публично-правовым образованиям как субъектам гражданского права:

1) в отличие от юридических лиц они создаются на основе публично – правового акта, наделены властными полномочиями и преследуют в своей деятельности публичные цели, однако, при этом в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с остальными участниками;

2) публично-правовые образования могут быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота;

3) публично-правовые образования имеют специфические основания возникновения права собственности, не свойственные для других субъектов (например, конфискация, национализация, реквизиция, изъятие земельных участков, приватизация и т.д.);

4) публично-правовые образования имеют право создавать унитарные предприятия, при этом контроль за ними осуществляют министерства и ведомства, выполняющие функции управления государственным и муниципальным имуществом.

Необходимо отметить, что данные признаки, указывая на особое положение юридических лиц публичного права, являются индикаторами проблем, которые уже возникли или могут возникать в связи с регламентацией их гражданско-правового статуса. Специфика данного статуса во многом обусловлена назначением названных юридических лиц решать определенные задачи публичного характера или осуществлять публичные функции, делегированные им государством на основании специального законодательства.

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. Базаров В.Б. Частные и публичные комплексные субъекты российского и гражданского права // Власть. – 2014. – № 2. – С. 127-131.
  3. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010. – С. 8-9.
  4. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 54.
  5. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. – 2010. – № 6. – С. 97.