Николаенко Ю.П. Использование активных методов обучения в практике профессионального образования

Использование активных методов обучения  в практике

профессионального образования

The use of active teaching methods in the practice of vocational education

Николаенко Юлия Петровна

Nikolaenko Julia Petrovna

преподаватель ГАПОУ СПО БИМТ, г. Братск

yulia150905@yandex.ru

 

Аннотация. Раскрываются  понятия проблемного и развивающего обучения. Показана роль активных методов обучения в преподавании экономических дисциплин. Важное место отведено внедрению современных педагогических технологий в учебную деятельность  студентов и влиянию их на повышение качества профессионального обучения.

Annotation. The concepts of problematic and developing learning are disclosed. The role of active learning methods in the teaching of economic disciplines is shown. An important place is given to introduction of modern educational technologies to learning activities of students and their influence to rising of the professional education’s quality.

Ключевые слова: активные методы обучения, профессиональное образование, качество образования.

Keywords: active learning methods, professional education, the quality of education.

Развитие профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учётом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Поэтому современная ситуация в преподавании социально — экономических дисциплин требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. [1]

В основе реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. [2]

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д. 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

На занятиях по дисциплинам экономического цикла нами  наиболее  часто используются следующие методы активного обучения: деловые  и ролевые игры, метод кейсов, метод мозгового штурма  и др.

Деловые игры наиболее близки к реальной профессиональной деятельности студентов. В учебной деятельности деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышают интерес к занятиям, активизируют и обостряют восприятие учебного материала.

В процессе применения, значительные результаты дают  имитационные деловые игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие. Например, мы используем имитационные игры при изучении дисциплин «Менеджмент», «Экономика организации».

Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у студентов в процессе изучения экономических дисциплин. За короткое время студент имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том, или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретённым в ходе игры. Также на занятиях нами широко используется метод кейсов, который позволяет студентам познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решения, разработки стратегии и тактики. Грамотно составленный кейс провоцирует дискуссию, заставляет студентов обратиться к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придётся столкнуться на практике, кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.  [4] На занятиях мы предлагаем студентам конкретные ситуации, помогающие, закрепить теоретические и практические знания по экономическим дисциплинам.

Наибольший интерес у студентов вызывают занятия, в процессе которых используется метод мозгового штурма. Мозговой штурм применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, т. е. задачей является продуцирование идей. Такая организация учебного процесса исключает возможность не­участия в познавательном процессе: каждый студент оказывается в ситуации, когда, получив определённое ролевое задание, он должен по нему публично отчитаться или когда от его деятельности будет зависеть качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

При проведении анализа занятий с использованием вышеуказанных форм и методов активного обучения, в целом, наблюдается положительная динамика в уровне формирования общих компетенций студентов. Так, анализ результатов работы студентов на практических занятиях с применением кейс —  метода показал, что студенты для решения кейса  активнее применяют  навыки  поиска, отбора, предъявления информации. Они научились разворачивать небольшую проблемную ситуацию, выделяя главное и применяя информацию, полученную ранее на других дисциплинах,  применять для решения ситуации  дополнительные источники информации.

В рамках работы с кейс — технологией  разработано методическое пособие к практическим занятиям по учебной дисциплине «Менеджмент», которое  включает наглядный, раздаточный и другой иллюстративный материал, методические рекомендации «Как работать с кейсом», критерии оценки работы по этапам и др. За период  применения данной технологии (2016 – 2018 уч. г.) было проведено исследование, которое показало, что  качество обучения студентов ГАПОУ «Братский  индустриально – металлургический техникум» по дисциплине «Менеджмент» возросло на 27 %. Исследование проводилось на группах специальностей 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий и 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.

В том числе, наблюдается улучшение  в овладении студентами навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых и социально – экономических ситуаций, при их анализе обосновывают свои доводы положениями из нормативно-правой документации, учатся намечать перспективу дальнейшего развития действий той или иной организации, проблемы которой они решают с помощью кейс —  метода.

Использование форм и методов активного обучения формирует у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуаций и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию,  способствует профессиональному становлению студента, является важным шагом для достижения высокого качества обучения.

Библиографический список:

  1. Андрейченко З. М. Применение компетентностно — ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // Среднее профессиональное образование.  — 2016. № 5. — С.133 — 137.
  2. Земцова Н. Ф. Ролевая игра как средство развития профессиональных и коммуникативных компетенций студентов // Среднее профессиональное образование. — 2015. № 8. — С.127 — 133.
  3. Парамонова Т. Н. Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие/Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов. – М.: КНОРУС, 2014. — 416 с.
  4. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II.  — Челябинск: Два комсомольца. — 2016. — С. 58-69.