О задачах духовно-нравственного воспитания молодёжи (на примере Национальной Организации «Витязей»)

0 руб.

О задачах духовно-нравственного воспитания молодёжи (на примере Национальной Организации «Витязей»)

On the tasks of spiritual and moral education of young people (on the example of the National Organization «Knights»)

Морозова Юлия Владимировна Morozova Julia Vladimirovna Преподаватель ГАПОУ ИО ИКЭСТ, г. Иркутск Ulyana-0101@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема постановки задач духовно-нравственного воспитания молодёжи в системе современного российского образования.

Annotation. The article considers the problem of setting the tasks of spiritual and moral education of young people in the system of contemporary Russian education,

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, педагогика, образование, национальная организация «Витязей», религия

The keywords: Spiritually-moral education, education, education, the national organization “Knights”, religion

 

В наше время проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи является особенно актуальной. В 2015 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. В ней определены цели, задачи и приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания.

Одними из приоритетов государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей.

В соответствии с разделом III, части 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами.[1]

В современных образовательных организациях нет достаточного количества чётко сформулированных программ духовно-нравственного воспитания обучающихся. Сложность заключается в постановке задач и способах достижения формирования единых фундаментальных ценностей для всех обучающихся.

Ярким примером в формировании у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России является действующая на территории России Национальная Организация «Витязей» (Далее – НОВ).

Созданная в 1934 году Николаем Федоровичем Федоровым (1885–1984) во Франции в среде русской эмиграции НОВ ставит себе целью воспитание детей и молодежи под девизом „За Русь. За Веру“, для служения Православной Церкви и России,  призывая их к хранению русской культуры, развитию православной веры и живому свидетельству о подлинной России перед лицом всего мира».

На официальном сайте Православный Саров написано: «Что вдохновляет Витязей и Вожатых? Их девиз: За Русь, за Веру! За веру христианскую, православную — основу жизни и источник творчества. За Русь, святую, исконную, национальную и великую, за устроение жизни России на любви к ближнему и на правде Христовой».[2]

Официальный сайт Свято-Троицкого Храма города Улан-Удэ содержит информацию о том, что в памятке НОВ 1990 г. говорится, что в НОВ принимаются дети, молодежь и взрослые. Работа НОВ носит характер воспитательный вне зависимости от политических партий.[3]

Инструктора и руководители НОВ занимаются со своим отрядом по установленной в организации программе. «Витязи» ездят в лагеря. Есть лагерь под Псковом, Курском, есть лагерь на берегу Байкала.

Байкальский район Витязей создан в 2006 г. С декабря 2009 года в Александро-Невском храме города Иркутска был организован «Невский отряд байкальского района Санкт-Петербургского округа НОВ». Ребята помогают в храме, вожатые поют на клиросе, а витязи помогают в алтаре. Ходят в походы, учатся разводить костры, ориентироваться на местности, а летом осуществляют выезды в «витязевские» лагеря. На воскресных занятиях изучают историю Родины и организации НОВ, географию и Закон Божий. Изучают азы медицины (оказание первой медицинской помощи). К большим православным праздникам готовят творческие номера, с которыми выступают на утренниках воскресной школы и в детских домах. Игры в отряде являются формой сплочения коллектива. Данное добровольное движение распространено от Центрального Федерального до Сибирского Федерального округа.

Среди современных молодых людей есть люди добрые и нравственные, но при этом не религиозные. В силу разных внешних обстоятельств нравственные ценности у конкретного молодого человека не в полной мере проявляют себя в конкретных жизненных ситуациях. Что должно лежать в основе постоянной духовно-нравственной стабильности человека? Ответ на этот вопрос очевиден – религия и вера.

С момента образования организации НОВ прошло уже более 86 лет. Начиная свою работу далеко в эмиграции, она стала, востребована в начале 90-х годов прошлого века на территории России, прежде всего, среди молодёжи и год от года её ряды пополняются новыми членами.

В чём секрет её популярности среди молодёжи сегодня?  Ответ очевиден, её цель и задачи соответствуют «духу» времени. Они вытекают из фундаментальных традиционных духовно-нравственных базовых ценностей, которые основаны на вере в Бога и так актуальны сегодня. Способны восполнить или расширить недостающие духовно-нравственные потребности молодых людей.

Во-первых, в НОВ чётко сформулирована цель-воспитание в детях и молодёжи православного сознания и гражданственности.

Во-вторых, доступным и понятным языком определены задачи духовно – нравственного воспитания Витязей и Вожатых НОВ (согласно уставу 1960 г.), а именно:

— развитие правильного сознания своего долга в отношении Церкви, Родины, ближнего и общества;

— развитие и выработка характера на началах христианской любви к ближнему, беззаветной преданности Православной Церкви и усвоения ее учения как основы жизни;

— развитие сознательного чувства любви и преданности своему Отечеству и веры в его лучшие стороны, через ознакомление с историей России, ее культурой, великими людьми и подвигами их, бытом, народным творчеством, географией, природой, экономикой;

— развитие положительных качеств характера, таких как: безупречная честность, ответственность, самоотверженность, дисциплина, верность и чистота в мыслях и поступках;

— развитие чувства внимания и заботливости, взаимной поддержки, братского милосердия, сострадания и сочувствия к ближнему;

— подготовка к самостоятельной жизненной борьбе через всестороннее физическое воспитание, развитие природных способностей, трудолюбия и самодеятельности.

Природа человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества в коллективе определяется уровнем культурно-нравственного развития его участников. Чем более духовно нравственным становится молодой человек, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других. В идеале вся система образования и воспитания должна опираться на традиционные духовно-нравственные ценности. Если оторвать процесс получения знаний от процесса формирования нравственных и этических ориентиров, то мы не получим духовно зрелую и нравственно ориентированную личность. Для того чтобы достичь положительных результатов в процессе воспитании молодого поколения, необходимо привлекать к этой деятельности разного вида общественные институты. В своём выступлении на молодёжную тему Святейший Патриарх Кирилл говорит, «задачи совместной работы по воспитанию молодёжи должны определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества».

Следовательно, для определения задач духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении необходимо привлекать представителей разных религиозных конфессий, которые в силу своей деятельности и опыта работы будут участвовать не только в создании программы нравственного воспитания в конкретной организации, но и принимать непосредственное участие в формировании духовно-нравственных ценностей будущего поколения на практике.

Список источников:

  1. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  2. Православный Саров: [Сайт] RL:https://pravsarov.su/vityazi/248.html
  3. Свято-Троицкий Храм г. Улан-Удэ [Сайт] URL: http://tr-uud.cerkov.ru/vityazi/
  4. Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. – М.: Даниловский благовестник, 2009. – с. 185