Образ войны в художественной литературе

Образ войны в художественной литературе

The image of war in literature

Брюхно Евгения Валерьевна

Bruhno Evgeniya Valerevna

преподаватель ГБПОУ ИО  ЧПК, г. Черемхово

Jean77777@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается отражение военной действительности в художественной литературе (на примере произведений К.М. Симонова «Дни и ночи», М.А. Шолохова «Судьба человека», Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие», В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»). На основе приведенного анализа определено, что война – это страшное явление для всего человечества. Это явление, противоестественное жизни. Это всегда боль, страдания людские, переживания и смерть.

Annotation. The article considers the reflection of military reality in fiction (for example, the works of K. M. Simonov “Days and nights”, M. A. Sholokhov “The fate of man”, B. L. Vasiliev “And the dawns are quiet here”, V. P. Nekrasov “In the trenches of Stalingrad”). Based on the above analysis, it is determined that war is a terrible phenomenon for all mankind. This is a phenomenon that is unnatural to life. It is always pain, human suffering, experiences and death.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, писатель, солдат, подвиг, человек, героизм, Родина, трагизм.

Keywords: Great Patriotic war, writer, soldier, feat, man, heroism, homeland, tragedy.

 

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира – они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. [7]

В великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи М.А. Шолохова, А.Н.Толстого, Л.М. Леонова, стихи А.Т. Твардовского, К.М. Симонова, А.А.Суркова. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни, произведения живописи находили горячий отклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.

Написанные на основе неисчерпаемого материала произведения затрагивают фронты, армии, дивизии, полки, батальоны, роты, рода войск, штабы и блиндажи, множество военных профессий, а с ними – бои, полевой быт, память гари, пороха, плена, партизанских отрядов, и еще – надежду, отчаяние, минутную слабость, величие духа, беспредельность любви, нерасторжимую связь фронта и тыла. Это тысячи деталей всенародного подвига, лихолетья. Они передают то, что не всегда находишь в науке. По ним немало дискуссий, пристрастных суждений, которые рассудит время. Но хочется выделить хотя бы некоторых из авторов. [2]

Война изображается как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. В повести К.М. Симонова «Дни и ночи» о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. К.М. Симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной литературе. Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания». [4]

В сюжетосложении рассказов и повестей вначале обозначилось тяготение к простой событийности. Произведение большей частью было ограничено кругом событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения. События исключительные и обычные в своей исключительности становились основой сюжета. В них в первую очередь обнаружилось движение самой истории. Не случайно в прозу 40-х годов входят новые сюжетные построения. Она отличается тем, что в ней нет традиционного для русской литературы контраста характеров как основы сюжета. Когда критерием человечности становилась степень причастности к совершавшейся на глазах истории, конфликты характеров меркли перед войной. [5]

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни Андрея Соколова, смелого, доброго и открытого трудового человека. Как и многих других, война лишила его дома, тихого семейного счастья, отняла самых близких – жену и детей.

Солдат в одиночестве встретил победу. От дома в Воронеже осталась воронка, сын погиб от выстрела снайпера. Но и тут проявились долготерпение и твёрдость характера русского человека. Соколов начал жизнь заново, взяв на воспитание мальчика Ваню.

М.А. Шолохов не случайно использовал в названии рассказа нарицательное имя – «Судьба человека». Тысячи людей в годы Великой Отечественной войны могли иметь похожую судьбу. Но главная мысль произведения – в любых обстоятельствах, как бы ни пришлось тяжело, нужно оставаться человеком. [6]

Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» стала одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. Автор проводит горькую мысль о том, что совсем не для войны предназначены вчерашние школьницы. Им бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют своей жизни.

Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. [1]

Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о её всегда героическом поведении человека в трудных военных условиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить военное время. Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не «человеком со стороны», а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратегического плана где-то в штабе. В.П. Некрасов показывает человека во всех его проявлениях — в величии подвига и низменности желаний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. В романе В.П. Некрасов отразил быт войны, поведение представителей армии на разных уровнях. [3]

В лучших повестях изображаются не крупномасштабные, панорамные события войны, а локальные случаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повлиять на исход войны. Но именно из таких «частных» случаев складывалась общая картина военного времени, именно трагизм отдельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.

Литература и искусство по тематике войны поднялись на уровень лучших образцов, обладают большой энергетикой воздействия. Эти произведения говорят о том, что человек выше войны, что он способен устоять, сохраниться, прорваться даже в самых ужасных условиях. «И в том бою, в строю неистребимом / Любимые чужие сыновья / Идут на смену сыновьям любимым,/ Во имя правды, большей, чем твоя», написал об этом П.Г. Антокольский, потерявший своего юного сына. Рассказывали, что в Австралии на мемориале, посвященном II мировой войне, появился венок с надписью «Любимым чужим сыновьям». [7]

Огромной мощью обладают произведения поэтов – как павших, так и вернувшихся с фронта, где «мы прошли с обугленными ртами и мужество как знамя пронесли» (Н.П. Майоров). Так же, как пронзительные стихи и поэмы о войне поэтов других поколений. Все они заслуживают отдельного рассмотрения.

К сожалению, многое стало забываться, оказывается невостребованным. Более того, немало суррогатных, даже фальсифицированных версий о войне. Есть и попытки втиснуть те события в нынешний формат боевиков, развлечений, комиксов, сенсаций «желтой прессы». Появляются возмутительные, оскорбительные, лживые книги и фильмы. [2]

Хотя и сегодня создаются талантливые произведения, по-новому вглядывающиеся в неизвестные страницы, непознанные грани войны. В таких поисках еще не раз будут удачи, поскольку пространство войны никогда не будет освоено полностью. Это и имел в виду К.М. Симонов, сказав, что всю правду о войне знает только народ. Социальная память, может быть, главная духовно-культурная ценность, которую мы обязаны передать следующим поколениям. Чтобы 22 июня 1941 года больше никогда не повторилось, а наша Великая Победа навсегда оставалась предметом восхищения и гордости, источником силы России. [5]

Список источников:

  1. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. Повесть // Детская литература. – 1972. – с. 191.
  2. Великая Отечественная война в художественной литературе // Национальная библиотека Республики Татарстан. – 2014. – https://kitaphane.tatarstan.ru/victory/lit.htm
  3. Некрасов В.П. В окопах Сталинграда // Библиотека школьника. АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 2011. – с. 360.
  4. Симонов К.М. Разные лица войны: дневники, стихи, проза // Эксмо [авт. вступ. ст. А. Симонов]. – 2004. – с. 639.
  5. Сиорина Н.Г. Великая Отечественная война в русской литературе // Научно-исследовательская работа. – 2015. – https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-velikaya-otechestvennaya-voyna-v-russkoy-literature-3471528.html
  6. Шолохов М.А. Судьба человека: рассказ // Детская литература. – 1985.– с. 240.
  7. Ямалов М. Художественный образ Великой Отечественной войны // Бельские просторы. – 2012. – № 5. – https://litbook.ru/article/1430/