Общие тенденции развития института передачи лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы

Общие тенденции развития института передачи лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы

General trends in the transfer of persons sentenced to imprisonment

Жукова Алена Алексеевна

Zhukova Alena Alekseevna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

alena-zhukova@inbox.ru

Аннотация. В современном мире, в период глобализации, упрощена процедура перемещения граждан между государствами, что приводит и к росту интернациональной преступности. Ввиду этого, в настоящей статье рассматривается немаловажный институт передачи лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, государствами, гражданами которого они являются.

Annotation.  In the modern world in the period of globalization, the procedure for the movement of citizens between states has been simplified, which also leads to an increase in international crime. Therefore, this article considers an important institution for transferring persons sentenced to imprisonment in whose states they are citizens.

Ключевые слова: уголовное право, международное сотрудничества, экстрадиция, иностранные граждане, уголовный процесс, международное право.

Keywords: criminal law, international cooperation, extradition, foreign citizens, criminal procedure, international law.

Сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства имеет богатую историю, которое говорит о том, что данные отношения между государствами сложились не сразу, а имели тяжелый период становления и проблем. Вообще, любой международное сотрудничество тесно связано с политической сферой, ибо каждое государство на мировой арене преследует, в первую очередь, свои собственные интересы и интересы собственных граждан. Нередки случаи, когда государства намеренно тормозили развитие той или иной сферы международных отношений (в частности – и в сфере уголовной юстиции) с целью помешать осуществлению планов своих международных партнеров.

В целом, есть и другие причины, по которым тормозилось развитие международных отношений в общем, и в сфере уголовного судопроизводства в частности. К этому можно отнести катаклизмы в международных отношениях (войны и изоляции), можно отнести территориальную обособленность стран (Япония), зависимость от формы правления и государственного устройства, от идеологии. Но одним из важных факторов, почему международные отношения получили неимоверный толчок в развитии в двадцатом веке – это развитие техники и технологии. Современные средства связи свели к минимуму все сложности оперативного взаимодействия между государствами в целом, и, в частности, между отдельными органами и должностными лицами. Всё это благосклонно сказалось и на развитии международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Важной особенностью развития сотрудничества в сфере уголовной юстиции в Советский период была особенность идеологии в СССР. Так называемый «железный занавес» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» [3] привели к тому, что сами следователи/прокуроры/судьи не имели возможности самостоятельно взаимодействовать с органами иностранных государств, это было возможно только через компетентные органы. Все это тормозило эффективное развитие международного сотрудничества.

В современной правовой действительности, после принятия УПК РФ [5], международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции получило сильный толчок к развитию. В нашей стране теперь появилась мощная правовая база для существования столь важного, в современном мире, правового института, который призван максимально защитить права общества и отдельно взятых лиц. Но, впрочем, эффективность развития данного института зависит не только от отечественного законодательства, и даже не от международных договоров, а от национального законодательства каждой отдельной страны, желающей взаимодействовать в сфере уголовного судопроизводства на международной арене.

Одним из важных для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является процесс, так называемой, экстрадиции (передача осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является). Данные положения нашли своё отражения в гл. 55 УПК РФ. Кратко осветим данные положения:

— основания передачи лица, осужденного к лишению свободы;

— условия и порядок передачи осужденного;

— случаи отказа иностранному государству в передаче осужденного к лишению свободы для отбывания наказания;

— порядок предварительного рассмотрения ходатайства об отбывании наказания в Российской Федерации;

— порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства.

При этом нам стоит обратить внимание на тот факт, что указанные нормы распространяют своё действие только на факт передачи лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, государствам, гражданами которых они являются. При этом необходимо учитывать оставшийся к отбыванию срок, степень и тяжесть совершенного преступления, а также положения национального законодательства и международных договоров, регулирующих данную сферы (например, Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.[1]).

Помимо лиц, которые приговорены к отбыванию наказания в виде лишения свободы, существует практика также и лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера. В общем и целом, данный институт не получил своего отражения в нормах отечественного законодательства, ввиду чего решение о такой передаче принимает Генеральный прокурор РФ (в соответствии с положениями Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. [2]). Необходимо обратить внимание, что возможность такой передачи полностью отвечает международным нормам о защите прав личности. Также, многие медики, чье мнение по данному вопросу обязательно должно учитываться, ввиду специфичности психических расстройств личности, считают, что применение принудительных мер медицинского характера (по факту – лечения) будет более эффективным, если лицо будет находиться в окружении соотечественников, а также под наблюдением врачей, которые лучше ориентируются в особенностях менталитета и культуры данного лица.

Нельзя не обратить внимание на сходство института передачи лиц, осужденных к отбыванию наказания, и института выдачи правонарушителей. При этом, несмотря на тот факт, что в общем и целом они имеют схожие черты, цель данных институтов отличается. Если нередко, институт выдачи правонарушителей в мировой практике использовался для того, чтобы граждане тех или иных государств имели возможность избежать уголовного преследования, или наоборот, понести более суровое наказание, чем в стране выдающей, то институт передачи осужденных к лишению свободы лиц – призван, в большей степени, позволить лицу отбывать наказание в родном государстве среди соотечественников.

Оценивая данный правовой институт, конечно необходимо обратить внимание и на пугающую официальную уголовную статистику, которая свидетельствует о том, что количество преступлений, которые совершаются иностранными гражданами в Российской Федерации, достигает отметки в десятки тысяч. При этом неудивительным является и факт того, что половина и больше данных преступлений совершается в Москве и Санкт-Петербурге. При этом интересным можно считать и тот факт, что большая часть иностранных граждан, которые совершают преступления на территории РФ, являются граждане стран, бывших членов СССР [6].

Иностранные граждане, которые попадают в места лишения свободны на территории РФ, нередко изъявляют желание отбывать наказание в государстве, гражданином которого они являются. Это ходатайство является триггером, который запускает сложный механизм экстрадиции заключенного.

В общем и целом, современная тенденция развития уголовного законодательства, период глобализации, требует особого внимания со стороны законодательных и исполнительных органов. Так как данный институт является не только возможностью заключенных защитить свои права и отбывать наказание в государстве, гражданином которого они являются, а также прекрасной возможность сократить количество заключенных в исправительных колониях на территории Российской Федерации. Ведь в масштабах страны траты на содержание иностранных граждан могут достигать действительно грандиозных масштабов.

Подводя итог этому краткому научному исследованию, которое своей целью имело приковать внимание к проблеме данного правового института, можно сказать о том, что регламентация института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и, в частности, экстрадиции лиц, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы, явно недостаточна.

На настоящий момент в нормах отечественного законодательства надо досконально зафиксировать все важные аспекты, необходимые для возможности полноценного взаимодействия с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства. В частности, необходимо уделить внимание регламентации института передачи лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера.

Библиографический список:

  1. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. // Бюллетень международных договоров. – 2012. – № 3.
  2. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. // Бюллетень международных договоров. – 2002. – № 5.
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1948. – № 5 (504). – С. 2.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
  6. Шаталов А.С., Крымов А.А. Процессуальные аспекты передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются // Международный пенитенциарный журнал. – 2015. – № 1. – С. 96-101.