Проект «Детский сад здоровья» — МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»

Паспорт проекта «Детский сад здоровья»

Основания для разработки программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
2. в Российской Федерации»
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
4. «Об утверждении федерального государственного
5. образовательного стандарта дошкольного образования»
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание
личности гражданина России.
7. Концепции воспитания детей Иркутской области
Основные разработчики: Бухарова О.М. заведующий; Остапенко Ю.А., зам. зав. по ВМР

Сроки реализации Проекта: 2019-2024 гг.
Цель: создание и развитие здоровьеформирующего пространства детского сада, как фактора становления развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Основные разделы Проекта

Раздел 1. Информационно-аналитическая справка.
Раздел 2. Концептуальный (концептуальные подходы, теоретико-методологические основания организации деятельности ДОУ в новых условиях
Раздел 3. Практический (этапы развития педагогической концепции).
Раздел 4. Организационный
Ожидаемые результаты:

1. Развитие личности дошкольников и повышение качества дошкольного образования через создание здоровьеформирующего пространства в ДОУ.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса по формированию культуры здоровья.
3. Положительная динамика инновационной деятельности педагогов в сфере развития здоровьеформирующего пространства детского сада.

1 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга» — (муниципальное дошкольное образовательное учреждение) – детский сад комбинированного вида. Лицензия на образовательную деятельность № 8809 от 13.01.2016г.; свидетельства о государственной регистрации права на здание 38-38-08/013/2008-087 от 25.08.2015г., свидетельства о государственной регистрации права на землю 38-38-08/012/2008-704 от 25.08.2015г., Юридический адрес: 666305, Российская Федерация, Иркутская область, г. Саянск, мкр. «Октябрьский», дом 35.

1.1. Информация о внешней среде
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Радуга» открылось 25 мая 1989 года как дошкольное образовательное учреждение для детей от 1,5 до 7 лет. В связи с возникшей демографической ситуацией за последние пять лет число мест в дошкольном учреждении сократилось в связи с низкой рождаемостью в стране. Дошкольное учреждение посещают воспитанники со всех микрорайонов г. Саянска, Промбазы.
Дошкольное учреждение посещают воспитанники с разным социальным статусом и материальным положением в обществе. Результаты анализа социального паспорта ДОУ позволил определить следующее:
— полных семей – 77%; неполных – 23%, с опекуном – 2%; многодетных семей – 8%;
— возраст родителей: до 25 лет – 8%; до 30 лет – 40%; до 40 лет – 41%; старше 40 лет – 11%;
— образовательный уровень недостаточно высок: имеют высшее образование – 26%; среднее специальное – 54%; среднее – 19,5%; студенты – 0,5%.
— социальное положение родителей: работники бюджетной отрасли – 21%; служащие в других отраслях – 35%; предприниматели – 5%; рабочие – 29%; безработные – 10%;
— бытовые условия: удовлетворительные – 93%; социально-опасные – 1,5%; нет жилья – 5,5%.
Несмотря на удаленность дошкольного учреждения от центра города, взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
1. Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления.
2. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
3. Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры.
4. Взаимодействие с общественными организациями.
Формированию базы данных о состоянии здоровья, активизации индивидуальных психофизиологических и резервных возможностях организма способствует взаимодействие с МУЗ «Детская поликлиника г. Саянска». Благодаря взаимодействию с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7, №3» традиционными стали экскурсии, совместные праздники для будущих первоклассников и их родителей. Сотрудничество ДОУ с ЦНТ, Музейно-выставочным структурным подразделением МБУК «ДК «Юность» прослеживается через участие детей в досуговых городских мероприятиях. Совместные познавательные встречи с Музеем истории города для воспитанников ДОУ расширяют кругозор воспитанников. Эстетическое воспитание у дошкольников формируется через посещение детской художественной школы, сотрудники библиотеки «Берегиня», картинной галереи приглашают воспитанников в музей «Русская изба», организуют выставки, познавательные викторины. Совместно с тренерами ДЮСШ наши воспитанники учатся быть здоровыми и сильными. Вместе с Советом ветеранов и партией «Единая Россия» по пятому микрорайону осуществляем патриотическое воспитание детей.
Наряду с положительными тенденциями существует ряд проблем:
— недостаточный образовательный уровень родителей;
— снижение уровня общей культуры социальной среды;
— удаленность семей по месту жительства в разных микрорайонах города;
— резкое социальное расслоение.
Таким образом, проблемы внешней среды остаются актуальными.

1. Информация о внутренней среде
В дошкольном учреждении функционируют 10 групп, которые посещают дети в возрасте с 1,5 – 8 лет, общей численностью 226 воспитанников:
две группы для детей раннего возраста (51 ребенок);

— две группы для детей с нарушением речи (38 детей);

— шесть общеобразовательных групп для детей дошкольного возраста (137 детей).
Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что в нынешнем учебном году отмечены положительные сдвиги в движении детей по группам здоровья, а именно увеличилось количество детей со II группой здоровья за счет уменьшения детей с III группой здоровья.
Однако, несмотря на осуществление систематической работы по оздоровлению воспитанников, количество детей с 1 группой здоровья остается недостаточным. Такое состояние здоровья детей связано в первую очередь с тем, что более 85% детей при поступлении в дошкольное учреждение, имеют 2 и 3 группы здоровья и ряд хронических заболеваний.
В связи с экономической ситуацией в стране, часто родителей вынуждены сократить пребывание своего ребенка в детском саду, тем самым нарушается система оздоровления и сохранения здоровья ребенка, а повышается риск заболеваемости. Это связано с низким уровнем компетентности ряда родителей в вопросах оздоровления детей, отсутствием проведения закаливающих процедур, несоблюдением режима дня и пр. Поэтому проблемой остается заболеваемость детей после выходных и праздников, так называемая «родительская» заболеваемость. Ее уровень, по-прежнему, достаточно высок и составляет 18%.
Поэтому, приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция и профилактика отклонений в развитии. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Работу по данному направлению осуществляют воспитатели и квалифицированные медицинские работники: медицинские сестры, врач городской детской поликлиники, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни, физическое развитие детей, коррекция и профилактика отклонений в развитии осуществлялась через различные формы:
— ежедневная утренняя гимнастика во всех возрастных группах;
— самостоятельная двигательная активность детей;
— физкультурные занятия в спортивном зале и занятия плаванием;
— спортивные секции «Фишка»;
— комплекс закаливающих процедур: полоскание горла травами, точечный массаж, взбадривающая гимнастика, закаливание;
— коррекционно-профилактические занятия (по профилактике плоскостопия и вялой осанки, коррекции речи, коррекции психоэмоциональной сферы);
— прогулки 2 раза в день;
— использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
— проведение спортивных праздников и досугов;
— сбалансированное пятиразовое питание.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет медицинское обслуживание каждого воспитанника, с целью ускорения полного выздоровления:
— санитарно-гигиенические мероприятия: влажная уборка, проветривание, кварцевание групп (с этой целью в группах приобретены и установлены бактерицидные настенные лампы);
— лечебно-профилактические мероприятия: регулярный осмотр детей врачом городской детской поликлиники, прививки;
— дополнительные медицинские услуги: ФИТО-лечение, индивидуальные консультации врача, старшей медсестры.
С целью профилактики во всех группах проводятся следующие процедуры:
— закладывание оксолиновой мази в носик;
— фитотерапия;
— дибазолопрофилактика;
— ежедневная витаминизация третьих блюд;
— витаминотерапия (в течение осеннего, зимнего и весеннего периодов);
— полоскание зева;
— точечный массаж;
— кислородные коктели;
— дыхательная гимнастика;
— использование с первым блюдом фитонцидов (лук, чеснок). Эти мероприятия позволяют повысить иммунитет детей.
Одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения по обновлению коррекционно-оздоровительной работы является организация режима, разработанного для каждой возрастной группы (с 1,5 до 8 лет), с учетом направления коррекции. Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия: в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – логоритмические упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, оздоровительные игровые массажи, подвижные игры.
Коррекционно-развивающее направление включает: развитие познаватель-ных процессов; диагностику и коррекцию интеллектуального развития, речевых нарушений, нарушений коммуникативной и личностной сферы; коррекцию звукопроизношения, развитие слухового внимания и памяти, связной речи; обучение грамоте и чтению; развитие логического мышления; профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Направление реализуют специалисты: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, 2 музыкальных руководителя.
Физкультурно-оздоровительное направление включает: проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, обучение плаванию; организацию двигательного режима в течение дня; спортивные праздники и досуги; спортивные секций «Фишка», «Дорожка здоровья»; комплекс закаливающих и профилактических мероприятий; корригирующая гимнастика; использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе; прогулки 2 раза в день; сбалансированное пятиразовое питание, коррекционно-профилактические занятия (по профилактике плоскостопия и вялой осанки).
Направление реализуют специалисты: врач-педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, воспитатели.
Таким образом, в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Оборудован медицинский блок, включающий: медицинский, манипуляционный, прививочный кабинеты, изолятор с необходимым набором оборудования.
Развивающая среда дошкольного учреждения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает физическое развитие:
— спортивный зал (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, мягкие модули, гимнастические мячи, батуты и т.д.);
— бассейн (разделительные дорожки, доски из пенопласта, надувные круги, мячи, нарукавники и т.д.);
— физкультурные уголки (во всех возрастных группах);
— массажные кабинет (тренажеры, гимнастические валики, рефлекторные дорожки, нетрадиционные пособия);
— прививочный кабинет;
— медицинский кабинет;
— спортивная площадка (беговая дорожка, бумы, волейбольная площадка и т.д.);
— фитобар, кислородный коктейлер;
— игровые площадки (малые формы для лазания, метания, ходьбы и др.);
познавательное развитие:
— кабинет математики (наглядный, дидактический и раздаточный материал, дидактические игры, мини музей часов, методическая и детская литература);
— уголок леса, огород, цветники, зоны отдыха;
речевое развитие:
— 2 кабинета учителей-логопедов (коррекционные игры, пособия, демонстрационный и раздаточный материал, картотеки, методическая и детская литература и т.д.);
— кабинет развития речи (наглядный, дидактический и раздаточный материал, разные виды театров, музей книги, детская библиотека, музыкальный центр, аудиотека, видеотека);
художественно-эстетическое развитие:
— музыкальный зал (пианино, музыкальный центр, баян, фонотека и др.);
— театральный уголок (ширма для кукольного театра, разные виды театров);
— изостудия (дидактический материальный фонд, образцы предметов декоративного искусства, слайды, диапозитивы и др.);
социально-коммуникативное развитие:
— «уголки уединения» (в каждой возрастной группе);
— кабинет педагога-психолога (игры по социально-эмоциональному развитию, психолого-коррекционные игры, «Центр воды и песка», медиотека, библиотека);
— центр «Речевичек» — «Музей книги»;
— группа №12 «Музей кукол»;
— группа №2 мини-музей «Русская изба»;
— педагогическая гостиная (мультимедийный проектор, видеотека, аудиотека, библиотека).
На базе дошкольного образовательного учреждения реализуются программы дополнительного образования: «Бумажная сказка», «Веселые музыканты», «Пластилиновые человечки», «Росточек», «Головоломки», «Ручейки от кончиков пальцев к творческой мысли». Всего охвачено занятиями в кружках и секциях 36% воспитанников среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Традиционно в ДОУ проводятся мероприятия:
— спортивные и досуговые праздники, ярмарки;
— концерты-поздравления;
— интеллектуальные марафоны;
— спартакиады;
— познавательные викторины и конкурсы и др.
Все это способствует участию и победам дошкольников в конкурсах различного уровня. Сведения о выпускниках ДОУ констатируют, что на протяжении последних лет сохраняется положительная динамика поступления выпускников в школы с углубленным изучением предметов и успешностью их обучения. Сведения о количестве выпускников, их речевой, мотивационной и школьной готовности отмечают положительный эффект и прирост на 3%.
В дошкольном учреждении работает слаженный педагогический коллектив, в котором трудятся 26 педагогов: педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, 20 воспитателей.
Из них имеют:
— высшее образование — 5 человек (19%);
— среднее специальное образование — 19 человек (73%);
— неоконченное среднее специальное образование — 2 человека (8%);
— высшую кв. категорию – 3 педагога (9%);
— первую кв. категорию – 13 педагогов (50%).
Педагоги ДОУ являются участниками международных, всероссийских, региональных НПК, победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, 21 (62%) педагогов имеют персональные информационные ресурсы.
Однако, наряду с положительными результатами, выявились следующие проблемы:
— недостаточный уровень аналитической культуры педагогов;
— недостаточный уровень организации социально-психологической помощи воспитанникам и родителям;
— недостаточная позитивная динамика к приоритетам-ценностям: Человеку, Природе, Семье.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения.
Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.
— блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса, используемыми технологиями обучения, организацией образовательного процесса;
— блок кадровых и мотивационных проблем;
— блок проблем, связанных с обновлением и эффективным использованием материальной базы образовательного процесса.
— блок взаимодействия с родителями (законными представителями).
Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ДОУ.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
Необходимость разработки данного проекта обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
— расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
— разработку и внедрение новых педагогических технологий;
— сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;
— духовно нравственное воспитание детей;
— инициирование работы с родителями, направленной на формирование культуры здоровья.

2 РАЗДЕЛ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности создания различных моделей дошкольных образовательных учреждений, перестраивающих работу всех своих звеньев. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом обновлении дошкольной организации, чтобы эффективно и результативно выполнить социальный заказ государства и социума воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, умственных, духовных и физических способностей, сохраняя его здоровье.
Новая целевая установка – создание здоровьеформирующего пространства дошкольного учреждения призвано решить следующие задачи по развитию:
1. Создать систему здоровьеформирующей деятельности учреждения, как фактора становления развития всех участников воспитательно-образовательного процесса через:
— обеспечение эффективного функционирования педагогической «Академии здоровья» и «Кафедры здорового родительства» в целях постоянного роста профессиональной компетентности, как педагогического коллектива учреждения, так и коллектива родителей;
— организацию работы творческих объединений детей и реализацию проекта «Формула здоровья», способствующих развитию личности воспитанников.
2. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.

Теоретико-методологические основания организации деятельности ДОУ в новых условиях

Системно-деятельностный подход – это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Данный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, а также деятельностной парадигмы образования.
Аксиологический подход раскрывает сущность гуманистической педагогики, человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Средовой подход в воспитании включает теорию и технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития личности ребенка.
Теоретическое обоснование программы основано на психолого-педагогических принципах JI.C. Выготского, основополагающих взглядах П.Ф. Лесгафта, академиков Р.И. Айзмана, И.И. Брехмана, рассматривающих проблемы здоровья с различных точек зрения.
Методологическими основами данной программы являются научные подходы и принципы: И.В. Дубровиной о психологическом здоровье, аспектах формирования у дошкольников готовности к здоровому образу жизни нашли отражение в фундаментальных исследованиях В.А. Ананьева, М.Я. Виленского и вносят нравственный смысл в понимание проблемы здоровья.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьеформирующих технологий:
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьформирующего педагогического процесса.
Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьеформирующего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьеобогащения.
Систематичности и последовательности в организации здоровьеформирующего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.
Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьеформирования, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Данная программа реализуется посредством здоровьформирующих технологий. За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В.А. Деркунской: Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».
Здоровьеформирующие образовательные технологии:
1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
3. Технологическая основа здоровьесформирующей педагогики.
Можно выделить следующие виды здоровьеформирующих технологий,
используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьеформирующие образовательные технологии.
Составляющие компоненты медико-профилактических технологий:
— организация мониторинга здоровья дошкольников;
— разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей;
— контроль за физическим развитием дошкольников;
— закаливание;
— организация профилактических мероприятий в детском саду;
— организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
— организация здоровьеформирующей среды в ДОУ.
Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.
Составляющие компоненты физкультурно-оздоровительных технологий:
— развитие физических качеств, двигательной активности;
— становление физической культуры дошкольников;
— дыхательная гимнастика;
— массаж и самомассаж;
— профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.
Технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка:
— в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
— эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьеформирующие образовательные технологии: к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка. Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьеформирующую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «всесторонностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьеформирующей.
В соответствии с ФГОС ДО, направленным на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения будет обеспечивать возможность создания благоприятных условий развития детей и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья ребенка.
Инновации в ДОУ по развитию здоровьеформирующей образовательной среды
По характеру инновации в нашем ДОУ относятся к комбинаторным, то есть предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. По масштабу – локальные, то есть независимые друг от друга изменения компонентов. По проблематике – инновации, направленные на разработку новых форм, методов воспитательно-образовательного процесса.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, их запросы и потребности, а не руководителя, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способность раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями в ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Направления развития инновационных процессов
Инновации в управлении:
— широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ через создание Педагогической академии здоровья;
— изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм (Лайф-коучинг и педагогический кампус), делегирование контрольных функций (менторинг);
— создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
— развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов через организацию Педагогического брифинга «Здоровому городу – здоровое поколение» и Симпозиум «Детское здоровье – достояние цивилизационного общества».
Инновации в содержании:
— разработка и апробация нового авторского подпроекта «Формула здоровью), механизмами реализации которого станут подпроекты: Соль без беды» (эко- направление); «Пуд соли» (fit-направление); «Соль земли русской» (страта- направление); «Солянка» (био-направление); «Домисолька» (арт- направление).

Инновации в организации деятельности:

создание творческих объединения детей («Тайны здоровья», «Кристалл добра», «Олимпийский резерв», «Сетевичок»), направленных на формирование знаний детей о себе, развитие физических качеств и двигательной активности, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия воспитанников в процессе общения со сверстниками и взрослыми, безопасности в Интернет-пространстве;
создание «Кафедры здорового родительства», механизмами которой станут: газета «ЖЗД» (жизнь здоровых детей), «Ассоциация поваров детского питания», виртуальный кабинет здоровья.
Таким образом, в инновационном развитии ДОУ определены три направления:
1. инновационная деятельность педагогов ДОУ с детьми и родителями в здоровьеформирующем пространстве с целью развития личности воспитанников;
2. инновации в повышении профессиональной компетентности в вопросах здоровьеформирования через интерактивные, сетевые, дистанционные и другие новые формы профессионального саморазвития;
3. инновации в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса через создание здоровьеформирующей среды.

Условия успешности реализации Проекта

Основным содержанием работы ДОУ становится деятельность по созданию условий для обеспечения эффективного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности в вопросах здоровьеформирования педагогического коллектива учреждения и коллектива родителей, способствующего развитию личности воспитанников и, как следствие, повышение качества дошкольного образования через обогащение здоровьеформирующей среды ДО.
1. Материально-техническое обеспечение предполагает приобретение игровых пособий, спортивного оборудования, современной спортивной площадки, двигательных центров, комнаты психологической разгрузки.
2. Обеспечение рационального и эффективного использования здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование данных технологий будет направлено на повышение результативности образовательного процесса, позволит существенно повысить мотивацию детей к здоровому образу жизни, предоставит возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.
3. В ходе реализации проекта будет происходить информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ.

4. В ходе реализации Проекта будет происходить информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг.

В комплекс мероприятий для родителей мы включим: функционирование виртуального кабинета и Ассоциацию поваров детского питания, выпуск газеты «Жизнь здоровых детей».
Исходя из всего вышесказанного, условиями успешности реализации является:
— функциональное распределение обязанностей педагогов в соответствии с новой целевой установкой: создание здоровьеформирующей системы ДОУ (творческая группа по разработке инновационных подпроектов, «Пилотная группа» и др.);
— разработка документации в качестве научно-методологического сопровождения жизнедеятельности ДОУ (педагогическая диагностика, позволяющая проследить уровень здоровья воспитанников, профессиональный рост педагогов, использование здоровьеформирующих технологий; построение модели повышения уровня здоровья у дошкольников;
— благоприятный социально-психологический климат в детском саду;
информационно-разъяснительное обеспечение процесса обновления дошкольной жизни (TV, радио, печать, внутрисадовская система информирования (экран об успехах и неудачах);
— научно-теоретическое обеспечение новинками литературы, организация методологических и теоретических семинаров и др.);
— моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование здоровья дошкольников;
— инициирование работы с родителями воспитанников.
— материально-техническое обеспечение в качестве условия для соответствующего здоровьеформирующего уровня среды.

Критерии эффективности реализации проекта

1. Критерий новизны в создании условий для формирования здоровьеформирующей среды (цель, содержание, формы, технологии).
2. Критерии успешности создания здоровьеформирующей – образовательной среды ДОУ (обновление содержания образования, расширение образовательного пространства).
3. Критерий эффективности организации деятельности ДОУ по усилению инновационного потенциала педагогических работников (скоординированная работа педагогов ДОУ, распространение инновационного опыта на различных уровнях, рост числа педагогов, реализация инновационных подпроектов, демонстрирующих здоровьеформирующие технологии).

3 РАЗДЕЛ ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основные этапы реализации Проекта
I этап проектный (2019г.): анализ состояния дел в дошкольном учреждении, разработка подпроектов, а также методическое и другое обеспечение проекта.
Цель: формирование нового педагогического мышления, сплочение единомышленников.
II этап поисковый (2020-2022 гг.): включение новых подпроектов в режимные моменты ДОУ, расширение нововведений до рамок целостного воспитательно-педагогического процесса, анализ и оценка промежуточных результатов.
Цель: четкое оформление структурных компонентов целостного воспитательно-образовательного процесса.
III этап (2022-2024) обобщающий (в рамках настоящей программы является пролонгированным и может быть рассчитан на 3-5 лет)
Цель: расширение воспитательно-образовательной системы ДОУ до воспитательного пространства города.

Программа действий по построению целостного воспитательно—образовательного пространства МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»

I этап — проектный этап (2017-2018 гг.)
Нормативно-правовое обеспечение

1. Изучение и анализ состояния дел Сроки:январь
2019; ответственные: администрация;
2. Программно-методическое обеспечение проекта (корректировка педагогической концепции, подготовка диагностических материалов ля проведения констатирующих замеров по определению эффективности воспитательно-образовательного процесса) Сроки: февраль 2019г.; ответственные: администрация

Воспитательно-образовательный процесс с педагогами:

— семинары-практикумы,
— специальная курсовая подготовка по формированию и пропаганде ЗОЖ, здоровьеформирующим технологиям;
-конкурсы перспективных планов по оздоровлению детей в группах (для обобщения опыта педагогов)

с родителями:

В течение 2019-2021гг.Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

— повышение педагогической и психологической компетентности родителей через «Кафедру здорового родительства»
— смотры-конкурсы по благоустройству групповых комнат, участков, территории детского сада для создания необходимых условий для двигательной активности детей;
— субботники по сооружению построек, спортивных площадок;

с воспитанниками:

— интегрированные занятия, реализующие здравотворческий подход;
— насыщение режимных моментов здоровьеформирующими технологиями;
— работа творческих объединений детей.

Педагогическое проектирование Введение инноваций:

— Разработка подпроектов оздоровительной направленности, входящих в общий проект в 2019- 2020гг. Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

Менеджмент Подпроект «Лайф-коучинг здоровья» — условие реализации задач ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО» Сроки: в течение 2019-2021гг. Ответственные: заведующий, зам. зав по ВМР

Кадровый потенциал

  • Менторинг «Семинария здоровья», как средство повышения эффективности работы по развитию гармоничной личности ребенка»;
  • Педагогический кампус (дистанционное обучение педагогов) В течение
    2019-2020гг. Ответственные: зам. зав по ВМ
  • II этап — поисковый этап (2020-2022 гг.)
    ППРС (пространственная предметно-развивающая среда)
  • Обновление содержания детских Центров развития для разных видов деятельности, способствующих оздоровлению. Сроки 2020г. Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

Инновационная деятельность

— Концепт-проект Введение локальных инновационных подпроектов для детей. Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР
— «Формула здоровья», как условие формирования здоровой личности дошкольника». 1. Образовательный подпроект «Пуд соли» Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР инструктор по физической культуре
2. Образовательный подпроект «Соль земли русской» Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР, педагог-психолог
3. Образовательный подпроект «Солянка» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, учитель-логопед
4. Образовательный подпроект «Соль от беды» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, воспитатель
5. Образовательный подпроект «Домисолька» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, музыкальные руководители

III этап — этап обобщающий Сроки: 2022 и далее

— Социальный подпроект «Виртуальный кабинет здоровья» Отслеживание результативности работы родительской общественностью за период 2019-2022 гг.
2022 Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов
— Концепт-подроект «Педагогическая академия здоровья», как условие формирования здоровой личности дошкольника»

Отслеживание результативности работы педагогами, администрацией за период 2019- 2023 гг. сроки: Май 2022
— Педагогический симпозиум «Здоровому городу — здоровое поколение»

Обобщение опыта работы в образовательном пространстве нашего города, области.
Сроки: 2022-2023 Ответственные: администрация

4 РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Перспективный план по укреплению материально-технической базы ДОУ на 2019-2023гг.

1 Приобретение физкультурного оборудования на сумму 50000
Сроки: 2019
2 Приобретение оборудования для комнаты психологической разгрузки
на сумму 50 000 Сроки:2019-2020
3 Приобретение учебного оборудования на сумму 100000 Сроки:2020-2021
4 Оборудование солевой комнаты на сумму 150000 Сроки: 2022-2023
5 Оплата курсовой подготовки педагогов на сумму 100000 Сроки: 2019-2020
6 Телевизор (трансляция режимных моментов ДОУ) на сумму 40000 Сроки:2020

ИТОГО:580000

Эффективность реализации проекта

1 Построить систему здоровьеформирующей деятельности учреждения. — реализация модели здоровьеформирующего пространства;
— появление новых структур и органов в деятельности ДОУ в соответствии с целями создания здоровьформирующего пространства (экран здоровья, совет отцов и т.д.)
— появление новых форм работы с родителями в условиях здоровьеформирующей ППРС (часы здоровья, совместные походы и др.)
2 Разработать комплекс мероприятий по формированию здоровьформирования всех участников образовательного процесса (педагоги воспитанники, родители, администрация) — создание здоровьеформирующих зон на территории ДОУ;
— эффективность использования здоровьеформирующих методик;
— положительная динамика в снижении заболеваемости воспитанников и сотрудников; -повышение удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;
— повышение уровня духовного, социально-нравственного, валеологического, художественно-эстетического, безопасного, психического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса; деятельности, конкурсов, направленных на сохранение здоровья;
— увеличение числа педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории;
— положительная динамика числа педагогов, распространивших и обобщивших свой опыт через участие в научно-методических и научно- практических семинарах, конференциях, публикациях.
3 Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением
— повышение эффективности образовательного процесса на основе здоровьеформирующей системы организации и поддержки воспитательно-¬образовательного процесса;
— положительная динамика в обеспеченности оборудованием

Рецепты для школьного питания

Рецепты для школьного питания

Приглашаем педагогов образовательных организаций, детей и их родителей принять участие в разработке рецептурных блюд для школьного питания.

В рамках реализации Федерального проекта «Здоровое питание»  Национального проекта «Укрепление общественного здоровья», а также в соответствии с приказом Федеральной службы Роспотребнадзора № 29 от 25.01.2019. «Об утверждении плана Роспотребнадзора по реализации мероприятий Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» запланирована подготовка сборника рецептур национальных блюд для организации питания детей в общеобразовательных организациях и организациях дошкольного образования.

В рамках проекта просим присылать свои предложения рецептуры блюд. Каждому участнику будет выдан сертификат автора рецепта в рамках реализации Федерального проекта «Здоровое питание»  Национального проекта «Укрепление общественного здоровья». Рецепты просим прислать до 20 мая 2019 г.

Рецепты будут размещены на сайте posidpo.ru и переданы для разработки технологических карт для сборника рецептур национальных блюд для организации питания детей в общеобразовательных организациях и организациях дошкольного образования. Сборник рецептур будет утвержден Роспотребнадзором и рекомендован для использования образовательными организациями.

Рецепты присылать в соответствии с приложением №1.

 

Задать вопрос по телефону: 89148702313, Ткачук Елена Анатольевна

 

 

 

Приложение №1

Рецепт блюда для школьной столовой

 Наименование блюда
Фото готового блюда (и его сервировки)
Принадлежность к национальной кухне — русская, бурятская и т.д.
Рецептура из расчета на приготовление 1 блюда и 10 порций
Технология приготовления, с указанием особенностей технологии (если они есть)
Ф.И.О. автора рецепта
Место работы
Должность
Электронная почта
Телефон

 

Вы можете снять видео ролик о приготовлении блюда и прислать нам. Мы его разместим на нашем сайте posidpo.ru, либо разместить видео на YouTube, а нам прислать ссылку на видео.

Областная научно-практическая конференция «СОХРАНИМ  ПРОШЛОЕ  И  БУДУЩЕЕ  БАЙКАЛА»

ПОЛОЖЕНИЕ

 областной научно-практической конференции

«СОХРАНИМ  ПРОШЛОЕ  И  БУДУЩЕЕ  БАЙКАЛА»

посвященной исследовательской и волонтерской деятельности на берегах Байкала.

 

  1. Общее положение.

    Региональная научно-практической конференция   проводится для образовательных учреждений муниципальных районов Иркутской области, педагогов дополнительного образования, студентов, школьников, которые занимаются экологической деятельностью в разных сферах: ведут исследовательскую деятельность по изучению оз. Байкал,  реализуют различные программы по формированию  экологиче­ской культуры, организуют работу добровольческих отрядов в сфере сохранения байкальской природы.

  1. Цели и задачи конференции.
  2. Демонстрировать и пропагандировать лучшие достижения педагогов и обучающихся, опыт работы учебных заведений по организации учебной и научной исследовательской деятельности.
  3. Укреплять научное и педагогическое сотрудничество среди педагогов и обучающихся, учебных заведений, научных руководителей, деятелей науки, образования и общественных организаций для реализации экологических, здоровьесберегающих и природоохранных мероприятий.
  4. Привлечь внимание общественности к идеям сохранения байкальской природы и озера Байкал и повысить значимость работы в сфере экологического образования на Байкальской территории.

  1. Организаторы и учредители.
  • Ассоциация «Защитим Бай­кал вместе».
  • Сетевой институт дополнительного профессионального образования.
  • Визитный экологический центр «НЕРПЁНОК».
  • «Байкальский центр экологии и этнографии «Настоящая Сибирь» ИГУ.
  • Байкальская экспедиция.

Участники.

  • Учащиеся 6-11 классов, студенты, занимающиеся учебной, научно-исследовательской и природоохранной деятельностью.
  • Профессиональные работники: представители общественных организаций и добровольческих отрядов, педагоги, научные работники и специалисты в области природоохранной деятельности.
  • Гости и сопровождающие лица.
  1. Направления работы Конференции.
  • Эколого-биологическое.
  • Историко-краеведческое и этнографическое.
  • Экологическая и природоохранная деятельность.
  • Экология и здоровье.
  • Туризм на Байкале
  • Ярмарка экологических поделок.

Секции формируются после окончания приема заявок.

  1. Формы представления проектов на Конференции.
  • Стендовый доклад
  • Реферат. Доклад.
  • Компьютерная презентация.
  1. Мероприятия Конференции.

Программа для молодых исследователей:

  • стендовая сессия работ участников, в том числе заочная форма представления материалов;
  • публичная защита работ на заседаниях научных секций;
  • эколого-познавательные и туристические экскурсии;
  • эколого-биологический практикум;
  • мастер-класс по верховой езде;
  • Мастер-класс по экодизайну;
  • Посещение контактного зоопарка «Нубийцы на Байкале»

Методические и организационные мероприятия для педагогических работников, руководителей и гостей:

  • публичный доклад   на заседаниях научных секций;
  • круглый стол и мастер-классы по обмену опытом.
  1. Подведение итогов Конференции.
  • Победители Конференции объявляются её лауреатами и награждаются дипломами лауреатов
  • Каждый официальный участник Конференции получает сертификат участника по выбранному направлению Конференции.
  • Научные руководители лауреатов и руководители команд получают сертификаты и соответствующие наградные свидетельства.
  1. Организационные требования.

Для участия в Конференции направляется

  • Заявка (Приложение № 1) .
  • Для заочного участия презентация доклада.

с 27 апреля 2019 года по 28 апреля 2019 года  в  Оргкомитет в электронном виде по адресу:chikalina33@mail.ru

Контактные тел.:  Чикалина Лариса Глебовна-8-914-895-12-00

Сроки проведения:  27-28  декабря 2019 г.

Место проведения: п. Большое Голоустное, ул. Свердлова 18,

 Визитный экологический центр  «НЕРПЁНОК».

  1. Финансирование.

Организационный взнос с каждого участника Конференции:

  • на один день/28.04./ без проживания, с питанием — 500 рублей.
  • на сутки с проживанием и питанием – 900 рублей.

Участники до места проведения Конференции могут приехать:

  1. Рейсовыми автобусами. В 10-00/АВТОВОКЗАЛ/ и в 16-00/стоянка напротив автовокзала/ «Багира». Обратно в 17-00 этого дня или следующего дня /стоимость билета 300 рублей/самостоятельно.

Для участников с проживанием будет организован автобус по заявкам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ЗАЯВКА

на участие в региональной научно-практической  Конференции

 «СОХРАНИМ  ПРОШЛОЕ  И  БУДУЩЕЕ  БАЙКАЛА».

27.-28.04.2019 год

Ф.И. участника

образовательное учреждение

Название

проекта

Секция Руководитель:

Ф.И.О. полностью,

(должность

телефон, эл. адрес)

Срок пребывания

( день/28.04.

1 сутки, 27-28.04.)

         

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Программа

   27 апреля.

12-30  Заезд,  размещение;

13-00  ОБЕД

14-00 Познавательный квест для школьников «Экология и духовное здоровье»

14-00 круглый стол для взрослых участников; Мастер-класс «Проектная деятельность в волонтерском движении»

19-00 УЖИН

20-00 Пленарное заседание; Работа секции «Экологическая и природоохранная деятельность на Байкале»;

22-00 УЖИН/2; Дискотека.

28 апреля.

9-00 Завтрак

10-00 Работа секций по направлениям:   эколого-биологическое, историко-краеведческое и этнографическое, экология и здоровье,  туризм на Байкале.

12-00 для школьников экскурсия на Байкал     «Тропа предков»;

12-30 Круглый стол и  мастер-классы по педагогическому и научному партнёрству для педагогов;

14 00 Обед;

15-00 Итоги  конференции, награждения.

16-00 Мастер-класс по верховой езде.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

  1. Рекомендации по содержанию исследовательских и творческих работ.
    1. В описании работы должны быть четко выделены следующие части:
  • Актуальность проекта, постановка проблемы (задачи)
  • Содержание проекта, методы решения поставленных задач
  • Выводы. Практическое применение.
  1. Презентация может сопровождаться 5-15 слайдами.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Заявка на автобус

Ф.И. Дата рождения Телефон

 

       

Ф.И.О. руководителя, данные паспорта, телефон.

27.04. 10-00 .АВТОВОКЗАЛ 4 ПЛАТФОРМА.

  РЕЙСОВЫЙ         16-00 АВТОВОКЗАЛ 4 ПЛАТФОРМА.

 

 

РУКОВОДИТЕЛИ ГРУПП  ОПЛАЧИВАЮТ ТОЛЬКО АВТОБУС

НА БАЗЕ ПРЕБЫВАЮТ БЕСПЛАТНО

Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса по теме «Профессиональное самоопределение учащихся»

Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса по теме «Профессиональное самоопределение учащихся»

Автор: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

 Смолянинова Алеся Ивановна

Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса

Мастер — класс «Музыка и физкультура»

Автор: Захарова Ирина Борисовна, учитель физической культуры МКОУ СОШ №16, г. Бирюсинска

«Если физическая культура важна для взрослого человека, то для детей она просто жизненно необходима. Уже давно стало аксиомой – каждому человеку необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физвоспитанию с музыкальным сопровождением».

» Read more

Региональное мероприятие по инновационной площадке

Региональное мероприятие

 инновационного проекта МБОУ «СОШ  № 20»

на 2019 г.

 

Мероприятие Планируемые результаты Сроки Место проведения Ответственный
Творческая мастерская

«Я могу научить »

Мероприятия экологической направленности для обучающихся и педагогов 25 Октября

2019 года

Город Тулун

ул. Сибстроя -11 МБОУ «СОШ №20»

Зам. директора по УВР

Коновалова О.Н.

 

Инновационная площадка МБОУ «СОШ №20» Тулун

I . Паспорт учреждения образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 20».

665251, Иркутская обл., Тулун, Сибстроя, д. 11     , Телефоны  8(39530)26409 Факс 8 (39530) 60-0-31.

Директор Орловская Н.С., заместитель директора по  УВР, эксперименту Коновалова О.Н.

  1. Тема инновационного педагогического опыта

Преемственность экологического образования и воспитания на всех уровнях образования.

III. Идея изменений/ гипотеза

Экологическое образование и воспитание — это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех уровнях образования, от детского сада и начальной школы через основную школу, до среднего образования. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира, прослеживаются причинно- следственные связи, определенные закономерности мирового сообщества.

В данное время в школе реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Экологическая мозаика», направленная на формирование  важнейших природоведческих компетенций, расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Программа рассчитана на детей  начального уровня образования. Охват учащихся дополнительным образованием данной категории составляет 15,5%.

В основной и средней школе подобная программа по экологическому образованию не разработана. Исходя из этого, возникла потребность в составлении программы курса внеурочной деятельности по экологии, которая позволит объединить все уровни образования и увеличить количество учащихся интересующихся экологией.

Содержание курса внеурочной деятельности будет ориентировано на современное состояние экологического  знания и реализует  идею преемственности и развивающего характера образования.

  1. Концепция изменений.

Разработка данного курса внеурочной деятельности  будет иметь такие представления об окружающем мире, которые легко могут сформировать собственную систему ценностей. Мы живём в мире природы, который в свою очередь, состоит из множества систем. Всё, что делает один из нас, так или иначе, влияет на других. Как существа разумные, мы оказываем огромное влияние на окружающую нас природу. Мы принимаем решения, которые влияют на всё живое, и зачастую это влияние намного больше того, что мы можем видеть. В основе курса будет положено понимание взаимозависимости в мире природы, понимание того, что любое действие имеет свои последствия и что в сложных живых системах эти последствия не всегда предсказуемы. Темы практических работ учащихся, указанные в программе будут сформированы с учетом региональной направленности. Важное значение будет иметь практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место займёт работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

  1. Условия реализации изменений 

         Планирование содержания будет основано на базовом компоненте, который конкретизируется с учётом местных эколого-географических условий. Методики, применяемые в данном курсе, не потребуют специального оснащения и рассчитаны на минимум расходных материалов. Важно, что ребёнок сможет задуматься о состоянии окружающей среды, внести свою лепту в улучшение экологической обстановки. Преемственность и комплексность курса не будет препятствовать использованию в учебно-воспитательном процессе материалов, как в сокращённом виде, так и в виде отдельных тем.

 

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения курса внеурочной деятельности
  • Увеличение охвата экологическим образованием учащихся школы.
  • Улучшение экологической обстановки микрорайона, города.
  • Привлечение социальных партнеров для решения насущных экологических проблем.

Данный курс будет иметь в своей основе такие представления об окружающем мире, которые легко могут быть усвоены учащимися  и которые помогут сформировать собственную систему ценностей. Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания — к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере — социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

VII. Продукт инновационной деятельности

Программа надпредметного  курса внеурочной деятельности  «Земля у нас одна», позволит не только изучить проблемы экологии, но и научить находить пути решения данных проблем.

Дифференцированное изучение в школе различных явлений природы не дает возможности сформировать целостное представление об окружающем мире и роли в нём человека. Положение не спасают и предпринимающиеся попытки экологизации отдельных разделов окружающего мира в младших классах, географии, а так же химии, физики, биологии — в старших. Обучающиеся не получают всесторонней, взаимосвязанной  информации о живом организме, обо  всех влияющих на него факторах, а главное о  месте — пассивном или активном в системе этих факторов.

 

МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты

                                                Заявка МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты

                                                 на статус инновационной площадки.

I . Паспорт учреждения образования:

  • образовательное учреждение: МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, адрес: 665076, Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Матросова, 5, телефон: 6-12-88;
  • директор: Цаберт Иван Петрович; заместитель директора по УВР: Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Разработчик проекта:   заместитель директора по УВР, учитель английского языка:  Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Научный руководитель: Ткачук Елена Анатольевна, директор Сетевого института ДПО, д.м.н., доцент.

 

  1. Тема инновационного педагогического опыта:

       « Цифровые  технологии   как средство  повышения эффективности и качества образования».

 

III. Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):

сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых  технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.

  Объект  — процесс обучения и воспитания.

  Предмет –  особенности  формирования  цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.

Гипотеза- принято положение о том, что  применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.

Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и  успешной социализации обучающихся.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

— использование цифровых технологий в учебном  и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации  обучающихся;

— внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся  информационной активности и медиаграмотности.

  1. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Концепция изменений

Актуальность представленной работы:  изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Новизна представленного опыта: Проект  соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Целесообразность применения  цифровых технологий  обуславливается рядом причин: оптимизацией  учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении  в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных методических информационных разработок  подтверждается востребованностью  всеми участниками образовательного процесса. 

  

  1. Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)

  Условия реализации изменений. 

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие  локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.

 

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).

Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

    

VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект  образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие  необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.

 Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).

 

По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников  будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:

-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки,  методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;

-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.

 

Предполагаемые продукты:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации учащихся, педагогов.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.

 

Экспертная оценка проекта:  критерии и показатели эффективности проекта:

  • Уровень качества знаний учащихся.
  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
  • Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.

Срок реализации: 2019-2022 г.

 

 

 

«Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования»

                                                Инновационный проект

                                         МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты

      I . Паспорт учреждения образования:

  • образовательное учреждение: МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, адрес: 665076, Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Матросова, 5, телефон: 6-12-88;
  • директор: Цаберт Иван Петрович; заместитель директора по УВР: Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Разработчик проекта:   заместитель директора по УВР, учитель английского языка:  Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Научный руководитель: Ткачук Елена Анатольевна, директор Сетевого института ДПО, д.м.н., доцент.

 

  1. Тема инновационного педагогического опыта:

       « Цифровые  технологии   как средство  повышения эффективности и качества образования».

 

III. Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):

сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых  технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.

  Объект  — процесс обучения и воспитания.

  Предмет –  особенности  формирования  цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.

Гипотеза- принято положение о том, что  применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.

Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и  успешной социализации обучающихся.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

— использование цифровых технологий в учебном  и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации  обучающихся;

— внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся  информационной активности и медиаграмотности.

  1. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Концепция изменений

Актуальность представленной работы:  изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Новизна представленного опыта: Проект  соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Целесообразность применения  цифровых технологий  обуславливается рядом причин: оптимизацией  учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении  в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных методических информационных разработок  подтверждается востребованностью  всеми участниками образовательного процесса. 

  

  1. Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)

  Условия реализации изменений. 

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие  локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.

 

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).

Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

    

VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект  образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие  необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.

 Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).

 

По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников  будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:

-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки,  методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;

-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.

 

Предполагаемые продукты:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации учащихся, педагогов.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.

 

Экспертная оценка проекта:  критерии и показатели эффективности проекта:

  • Уровень качества знаний учащихся.
  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
  • Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.

Срок реализации: 2019-2022 г.

 

  1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение.

 

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

 

Можно  увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала  обучающимися и необходимостью творческого преобразования;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

 

Эти противоречия побудили   к разработке  системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.

 

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Проект  соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

 

 Идея, авторская позиция.

 

Идея  проекта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.

 

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

 

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

 

Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

8.Этапы работы над проектом.

 

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
1. Диагностический Изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка  проекта. Сбор, изучение и обработка необходимой информации.

Планирование проектной деятельности. Составление технологической документации.

 

2019 – 2020 уч.год Формирование цифровой базы школы, планирование и рациональное использование всех ресурсов.
2. Организационный Инновационная работа и формирование   методического банка   и интерактивных  пособий; участие в конкурсах, обобщение  и распространение опыта.

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

 

2020 – 2021 уч.год Разработка и совершенствование фондов медиатеки за счет создания собственных электронных образовательных контентов.
3.Практический Проверка и корректировка,  совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.

 

 

2021 – 2022 уч.год Организация просветительской работы, формирование общего сетевого взаимодействия школы в новом информационном образовательном пространстве.

 

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

 

Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

 

Преимущества использования цифровых технологий:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

 

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

 

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

 

                                                            Новизна проекта.

 

Использование цифровых технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

                                        Условия реализации.

 

Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

 

Использование цифровых технологий  реализует такие принципы:

  • Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

  • Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
  • Принцип доступности.

 Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

  • Принцип системности:

 использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

  • Принцип последовательности

Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

 

План сопровождения инновационной деятельности в 2019-2020 уч.году.

-Семинар «Использование цифровых технологий как средства повышения эффективности и качества образования»- март 2020 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 166