Величко А.И., Татаринцева О. А. Здоровье формирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни у школьников в процессе обучения

Здоровье формирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни у школьников в процессе обучения

Health Forming Approach as a means of shaping a culture of healthy lifestyle among schoolchildren in the learning process

 

Величко Алексей Иванович

Velichko Alexey Ivanovich

Ст. преподаватель  ФГБОУ ВО КГУФКиТ, г. Краснодар

vecher.ten@mail.ru

Татаринцева Олеся Алексеевна

Tatarintseva Olesya Alekseevna

Специалист ФГБОУ ВО КГУФКиТ, г. Краснодар

olesiatatar@yandex.ru

 

Актуальность. В статье рассматривается новейшей подход к решению проблемы сохранения здоровья у учащихся в системе образования — это здоровье формирующий подход, который нацелен на формирование культуры здоровья в течение всего периода обучения в школе.

Annotation. The article deals with the latest approach to solving the problem of preserving the health of students in the education system — a health-forming approach, which is aimed at the formation of a culture of health throughout the period of schooling.

Ключевые слова: Школьники, здоровье сберегающие образовательные технологии, образовательный процесс, воспитание.

Keywords: Schoolchildren, health-saving educational technologies, educational process, education.

Эффективность обучения и воспитание  детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — значимый фактор работоспособности и слаженного формирования детского организма.

На сегодняшний день в образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые содействуют  утверждению среди школьников настоящего здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, формированию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся. Это связано с нарушениями в психологическом состояние здоровья, что обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в нравственном состоянии здоровья, которое проявляется в системе ценностей, установок и мотивов поведения школьников.

Под здоровье сберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле возможно понять все эти технологические процессы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. В случае если здоровье сберегающие образовательные технологии объединить с решением наиболее ограниченной  задачей, в таком случае к ним будут относиться педагогические приемы, способы, методы и технологические процессы, которые не наносят вреда здоровью обучающихся и преподавателей, обеспечивают им безопасные условия нахождения, обучения и работы в образовательном учреждении. Все эти технологии взаимосвязаны в общею концепцию деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья.  Таким образом, все используемые на занятии педагогом технологические процессы, педагогические способы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье обучающихся.

Здоровье сберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к осуществлению возможных проблем, постоянное желание самого преподавателя к самосовершенствованию. Только лишь в таком случае,  возможно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье развивающим образовательным технологиям, если при осуществлении используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья педагогов и учащихся. Неоспоримо, что главная  задача школы — подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование.

Если рассматривать применение ЗОТ педагогом на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то в таком случае значимая доля в области здоровья окажется за рамками здоровье сбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого педагога согласно подготовке учащихся к самостоятельной жизни подразумевает  потребность к развитию у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, развитие соответствующих навыков[2].

Деятельность школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, может только лишь в таком случае считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологические процессы. Под здоровье сберегающими  технологиями в широком смысле слова необходимо осознавать все эти технологии, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учеников.

  Требование  обучения детей в школе (отсутствие стресса, соответствие условий, адекватность методов воспитания и обучения) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с личными отличительными чертами и гигиеничными условиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным способностям детей, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цели, предусмотренные для осуществления здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологических процессов:

— создание и осуществление представлений о сущности здоровья;

— создание и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

— развитие «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

— осуществление индивидуальных оздоровительных программ;

— освоение методами и методиками современных здоровье сберегающих  и здоровье формирующих технологических процессов, умений применения их при самостоятельных занятиях;

— изучение индивидуальных особенностей организма[4].

Здоровье сберегающая педагогика не может проявляться в определенной образовательной технологией. В таком случае, понятие связывают в себе все направления деятельности учреждения образования по развитию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо си­стематически наблюдать за своим образом жизни и стараться соблю­дать следующие условия: достаточная физическая активность, пра­вильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное зака­ливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни. Двигательная активность человека — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка, ничем не заменимое универсаль­ное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма[1].

Мы полагаем, что для сохранения и укрепления здоровья, каждый индивид формирует свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом гарантирует ему достижения физического, социального и душевного благополучия. На наш взгляд, образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, базирующая на личном опыте, традициях, принятых нормами поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Задача  современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник обязан получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Результат этой задачи на сегодняшний день может быть достигнут с помощью технологических процессов  здоровье сберегающей педагогики, которые рассматривается как совокупность способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учеников и учителей. Педагог, обладая передовыми педагогическими знаниями, в близком взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими сотрудниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Таким образом, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения[3].

Библиографический список:

  1. Анастасова Л.П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. — М.: Вентана-Граф, 2016. — с. 45-50.
  2. Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий / Н.Н. Давлятчина // Начальная школа, 2010. — № 10. — с. 46 — 48.
  3. Летуновская С.В. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников / С.В. Летуновская, Н.Н. Морозова // Интеграция образования, 2010. — № 3. — с. 82 — 89.
  4. Соловьев Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В.М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2011. — с. 15-20.

Брылев Д. А. Анализ функций, влияющих на эффективность управления вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системой

Анализ функций, влияющих на эффективность управления вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системой

Analysis of functions affecting the efficiency of evening school management as an open, flexible, social and educational system

 

Брылев Дмитрий Анатольевич

Brylev Dmitry Anatolyevich

преподаватель ГПОУ НТЭТ, г. Новокузнецк

dmit-87@mail.ru

Аннотация. В статье, предпринимается попытка анализа функций вечерней школы как открытой, гибкой, социально-образовательной системы. На основании статистических данных и многолетнего опыта работы автора статьи, дается общая характеристика, и обозначаются актуальные проблемы и особенности функций структуры управления, образовательных услуг вечерней школы.

Annotation. The article attempts to analyze the functions of the evening school as an open, flexible, social and educational system. On the basis of statistical data and long-term experience of the author of the article, the General characteristic is given, and actual problems and features of functions of structure of management, educational services of evening school are designated.

Ключевые слова: вечерняя школа, социальная среда, социальная роль, планирование, организация, контроль.

Keywords: evening school, social environment, social role, planning, organization, control.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования, с помощью основных функций управления: планирования, организации и контроля деятельности. 

Основные принципы и сущность открытости, гибкости должны проявляться в основных функциях управления вечерней школы в планировании, организации и контроле.

Планирование работы вечерней школы – важнейшее звено управленческого цикла. Тщательно продуманное и обоснованное планирование создает важнейшие предпосылки для целеустремленной деятельности педагогического и ученического коллективов.

Приступая к планированию различных видов деятельности образовательного учреждения, администрация должна опираться на принципиальные положения, позволяющие организовать всю деятельность вечерней  школы на научной основе. [1] Существует ряд универсальных принципов планирования образовательным учреждением – научность, перспективность, целенаправленность, объективность, конкретность, комплексность, коллективность; систем и форм планирования – начиная от общешкольного планирования и годового плана заканчивая личным планированием дня руководителя и педагога. [2]

Все вышеперечисленные принципы, формы и методы планирования вечерней школой детально описаны в научной литературе. Задача нашего исследования определить ключевые особенности планирования в вечерей школе с позиции принципа ее открытости, гибкости социально-образовательной системы управления. 

Первой особенностью планирования работы вечерней школы является то, что администрации школы необходимо учесть и синхронизировать все виды и формы планов по установлению контактов и связей субъектов социальной системы – родительский комитет, комиссия по делам несовершеннолетних, отдел по делам несовершеннолетних, училищами – в которых параллельно получают профессиональную подготовку обучающиеся, предприятиями – на которых работают обучающиеся. [3] Данная особенность планирования соответствует принципу открытости вечерней школы, а именно привлечению множества субъектов внешней среды, заинтересованных или связанных с контингентом обучающихся, к соуправлению. Все вышеперечисленные действия по планированию совместных усилий школы, семьи, училищ, инспекций способствует вовлечению молодежи в обучение. [4] При данном подходе в планировании создаются благоприятные условия для совмещения учебы с работой и профессиональной подготовкой, а также профилактике противоправных действий обучающихся.

Второй особенностью планирования вечерней школой  является планирование контингента обучающихся и меры по предупреждению отсева из групп. Учет потенциального контингента обучающихся служит источником данных для планирования. Данный подход в планировании на начало учебного года позволяет точнее локализовать размещение потенциального контингента в районе обслуживания школы, в отдельных его частях, жилых домах, на предприятиях и дифференцировать потенциальный контингент по возрасту и уровню образования. [5]  В соответствии с этим на начало и в течение учебного года планируются мероприятия направленные на привлечение в вечернюю школу обучающихся и доведении информации  о школе до общественного мнения.  Подобное планирование мероприятий по привлечению и учету будущего контингента обучающихся является особенно актуальным и жизненно важным  для вечерней школы в условиях рынка и конкурентоспособности между образовательными учреждениями.

Организация, следующая немаловажная функция управления вечерней школы имеющая свои особенности в условиях открытой, гибкой, социально-образовательной системы.  Режим управления вечерней школой как открытой, гибкой социально-образовательной системы предполагает высокую интенсивность труда педагогов, поэтому очень важно при организации работы с педагогическим коллективом, администрации руководствоваться следующими принципами, чтобы создать коллектив единомышленников:

  1. опираться на систему ценностей и философию образовательного учреждения, руководствуясь принципами создания благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся;
  2. стимулировать рост профессионализма педагогического коллектива;
  3. создать благоприятные условия для творческого развития и духовно-нравственного воспитания школьников. [6]

В соответствии с данными принципами, администрация должна осуществлять следующими организационными формами взаимодействия с педагогическим коллективом:

  1. обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, совещания при директоре и зам. директоре по учебно-воспитательной работе;
  2. коллегиальное рассмотрение и решение вопросов работы;
  3. партнерство – как особая форма взаимодействия администрации с сотрудниками школы при равноправном участии в организации деятельности. Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются коллегиально, в соответствии с принципом открытости и гибкости, хотя наиболее сложной в этом взаимодействии является проблема мотивации участия учителей в управлении, а именно: участие в распределении педагогической нагрузки, в составлении расписания уроков с учетом валеологических требований, кружковых занятий, графиков дежурств, в содержании и формах промежуточной и  итоговой аттестации учителей их премирования и поощрения. 

Учитывая все это, при организации педагогической деятельности, администрация школы должна предоставлять право членам методических объединений планировать использование часов школьного компонента, обсуждать реализуемые программы, а участие учителей в педсоветах дает широкое право в определении и принятии тех или иных решений, а также в их исполнении.

Несомненно, главной особенностью организации в управлении вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системы является участие учителей в управлении школой, наличие в педагогическом коллективе ценностно-оринтированного единства, сплоченности, взаимопонимания, сработанности, что является важнейшим условием демократического управления школой.

Контроль – одна из функций управления, завершающее звено управленческого цикла. Цель любого контроля, в том числе контроля в вечерней школе – соотнести реальное положение дел с запланированным, выявить качество организации учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы. [7]  Контроль в вечерней школе направлен на решение ряда управленческих задач. Одна из них – проверка исполнения, изучение состояния дела, предупреждение возможных отклонений от поставленных целей.

Особую роль  в вечерней школе играет предупредительный контроль, который направлен на сохранение контингента, подготовку к зачетам, подготовку к проведению зачетных сессий, создание условий для эффективного умственного труда обучающихся. Предупредительный контроль может быть особенно успешным, если он соотносится с графиками и планами прохождения программы, воспитательных и социально-профилактических мероприятий.

Важной особенностью внутришкольного контроля в условиях управления вечерней школой как открытой системы, является его определенная трансформация. Контроль должен реализовывать идею социально-образовательной адаптации, выполнять роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии обучающегося в воспитательно-образовательном процессе. Своевременная информация, полученная в результате контроля, способствует координации планов работы и в случае необходимости активизации воспитательной, социально-профилактической работы субъектов, внешней социальной среды, участвующие в соуправлении школой.

Библиографический список:

  1. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем [Текст]: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  2. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры [Текст] / Под ред. Тройнова – М.: «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
  3. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
  4. Иванова, Б.В. Особенности консультаций в вечерней школе [Текст] / Б.В. Иванова // Вечерняя средняя школа. – 1994. — № 6. С. 45 – 46.
  5. Мухина, М.Н. Проблема качества образования в вечерней школе: как ее решать? [Текст] / М.Н. Мухина//Открытая школа. – 2012.-№ 4. С. 3 – 4.
  6. Бухарова, Г.Д. Системы образования [Текст]: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475 с.
  7. Петрова, Л.И. Основы управления педагогическими системами [Текст]: учебное пособие / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.

Брылев Д. А. История становления и развития муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка контексте в государственной политики в области здравоохранения 1930 – 2000-х гг.

История становления и развития   муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка   контексте   в государственной политики в области здравоохранения  1930 – 2000-х гг.                                                                                                                               

History of formation and development of the municipal clinical hospital №5 in Novokuznetsk in the context of the state health policy of the 1930-2000

Брылев Дмитрий Анатольевич

Brylev Dmitry Anatolyevich

преподаватель ГПОУ НТЭТ, г. Новокузнецк

dmit-87@mail.ru

 

Аннотация. В статье предпринимается попытка проследить влияние государственной политики СССР в 1930-1990 гг. XX в. и Российской Федерации в 1991-2000-е гг. в области здравоохранения на примере истории становления, развития и деятельности муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка.

Annotation. The article attempts to trace the influence of the state policy of the USSR in 1930-1990 of the XX century and the Russian Federation in 1991-2000 in the field of health care on the example of the history of formation, development and activity of the municipal clinical hospital №5 in Novokuznetsk.

Ключевые слова: институциональная история, здравоохранение, государственная политика, больница № 5.

Keywords: institutional history, health care, public policy, hospital No. 5.

 

История отдельных учреждений (институциональная история) не столь популярна и развита на данном этапе развития исторической науки. Возникают методологические проблемы соотношения общегосударственных тенденций и регионального развития. На наш взгляд, актуальностью нашей темы является то, что история города Новокузнецка и государства неотделима от истории становления и развития муниципальной клинической больницы № 5.

При исследовании темы была выявлена следующая проблема – соотношение взаимовлияний государственной политики и региональной социальной среды на развитие системы здравоохранения города. Последствия бурного социально-экономического развития 1930-х гг. сказались отрицательно на здоровье целого класса, социальной категории общества. Пролетарскому государству нужна была не просто армия рабочих и крестьян, а здоровый, трудоспособный член общества.

В соответствии с актуальностью темы мы определили объект исследования: история государственной политики в области здравоохранения в СССР в 1930-1990 гг. и Российской Федерации в 1991-2000 гг., и предмет исследования: история становления, развития и деятельности муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка. Цель исследования: выявить влияние государственной политики СССР в 1930-1990 гг. и Российской Федерации в 1991-2000-е гг. на историю становления, развития и деятельности муниципальной клинической больницы №5.

Задачи исследования:

  1. определить основные исторические этапы становления и развития муниципальной клинической больницы № 5;
  2. выявить влияние государственных и социальных изменений в 1930-1990-е гг. на историю становления муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка;
  3. проследить влияние социальных последствий (распространение эпидемий и рост профессиональных болезней, антисанитарные бытовые условия жизни рабочих металлургических предприятий и угольных шахт), развития угольной и тяжелой отраслей промышленности в регионе, на становление системы здравоохранения в городе Новокузнецке;
  4. выявить влияние государственной политики СССР в 1930-1990 гг. и Российской Федерации в 1991-2000-е гг. на становление, развитие и деятельность служб муниципальной клинической больницы №5;
  5. выявить влияние государственной политики СССР в 1930-1990 гг. и Российской Федерации в 1991-2000-е гг. на становление, развитие и деятельность отделений муниципальной клинической больницы №5.

Методы исследования: сбор, анализ исторической и специальной медицинской литературы; интервью с сотрудниками муниципальной клинической больницы №5 города Новокузнецка; использование фото – документов.

Здравоохранение в Куйбышевском райо­не города Новокузнецка (Сталинска) Кемеровской области начи­нает свою историю развития с 1930 года. В этом году было организовано медицинское учреждение. Оно располагалось в бараках, где было обще­житие рабочих, на той же территории, где и сейчас находится больница, на ул. Димитрова, 2. Большая работа на протяжении десятилетий коллективом больницы проводилась по улучшению амбулаторно-поликлинической службы, совершенствованию оказания медицинской помощи работникам шахт и машиностроительного завода. Укрепление и создание цеховой службы положительно отразились на уровне заболеваемости трудящихся промышленных предприятии Куйбышевского района и в целом города Новокузнецка. [1]

Все организационные мероприятия по улучшению условий труда, оздоровлению условий быта, профилактики заболеваемости проводились в тесном контакте с государственными органами здравоохранении, руководителями промышленных предприятий и профсоюзными организациями. На всех предприятиях были организованы врачебно-инженерные бригады, которые зани­мались изучением условий труда и рабочим местом каждого конкретного рабочего. [2,3]

В сложные исторические периоды слабого и недостаточного финансирования – 1970-е, 1990-е годы, проявилась одна из черт русского характера – подвижничество.  И система здравоохранения не исключение этого процесса. [3,4] Целая плеяда выдающихся врачей, администраторов, медицинских сестер и братьев не только старалась выжить в трудных условиях слабого финансирования или его отсутствия в 1990-е годы, но и умудрялась внедрять новые методы лечения, закупать на деньги спонсоров новое оборудование. [4,5] Люди понимали, что если остановиться в своем развитии сейчас, то догнать общемировые тенденции в сфере здравоохранении будет очень трудно.

В настоящее время в больнично-поликлиническом комплексе, осуществляющем медицинское обслуживание многотысячного населения города Новокузнецка, внедряется ежегодно до тридцати новых методик диагностики и лечения, что обеспечивает растущий спрос жителей района на медицинские услуги. [5,6]

В результате решения задач исследования мы достигли цель исследования и пришли к следующим выводам:

  1. государственные и социальные изменения 1930-1940-х гг. привели к появлению и распространению инфекционных и тяжелых сома­тических заболеваний среди рабочих. Борьба с ними требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Свидетельством решения этих общегосударственных задач является развитие системы здравоохранения в городе Сталинске (Новокузнецке), и в частности основание муниципальной клинической больнице №5;
  2. в результате принятия в 1950–1970-е гг. ряда нормативных правовых актов на государственном уровне, направленных на улучшение оказания медицинской помощи, а так же рост численности населения и развитие хозяйственной деятельности города, привели к дальнейшему укрупнение инфраструктуры муниципальной клинической больницы №5, в частности появлению и развитию новых служб и отделений;
  3. в период политического и экономического кризиса в конце 1980-1990-х гг. органы здравоохранения сделали все возможное для обеспечения бесперебойной работы медицинских учреждений. Это потребовало от коллектива муниципальной клинической больницы №5 изменения системы финансирования, широкого использования экономических методов управления здравоохранением, более широкого привлечения государственных и частных структур;
  4. в настоящее время не только общегосударственная политика в правовой сфере здравоохранения, но и проблемы социальной среды города, способствовала появлению, становлению и развитию деятельности служб больницы №5. Новокузнецк находится в экологически неблагоприятной среде: промышленные предприятия, шахты, мясокомбинат, птицефабрика, фармакологический завод. Это не способствует укреплению здоро­вья населения и создает дополнительные трудности и потребность у населения в качественном медицинском обслуживании, что способствует дальнейшему развитию инфраструктуры муниципальной клинической больницы №5, а так же поиску коллективом учреждения новых методов профилактики и лечения, предоставлению горожанам качественных услуг в области здравоохранения.

Библиографический список:

  1. Доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1993 г. М., 1994.
  2. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая история России: 1927– 1959. М.: Информатика, 1998. 187 с.
  3. Вронская В.М. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан: автореф. дис. канд. юрид. наук. Таганрог, 2009.
  4. Журавков Ю. М. Очерки о районах города Новокузнецка: Куйбышевский район Новокузнецк, 2001. 28 с.
  5. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 1994 г. М., 1995.
  6. Голубев А.А. Правовое регулирование отечественного здравоохранения в 1917-1941 гг.: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

Касаткина К. Н. Использования игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматической компетенции младших школьников

Использования игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматической компетенции младших школьников

The using of games in english lessons as one of the conditions for the formation of grammatical competence of younger pupils

Касаткина Ксения Николаевна

Kasatkina Kseniya Nikolaevna

учитель английского языка МБОУ СОШ 4, г. Иркутск

kseniya-kasatkina@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения грамматике на начальной ступени изучения английского языка. Использование игр является одним из способов обучения грамматике.

Annotation. The article deals with the problem of teaching grammar at the initial stage of learning English. Using games is one of the ways to teach grammar.

Ключевые слова: формирование грамматической компетентности, грамматическая игра, младшие школьники.

Key words: the formation of grammatical competence, grammar game, younger pupils.

Главной проблемой в изучении английского языка младшими школьниками является не способ обучения и способность к языкам, а интерес и мотивация. Обучение становится продуктивным, если ученик сам хочет изучать английский язык.

Наиболее трудной для изучения представляется грамматика. Когда мы разговариваем на родном языке, мы не задумываемся об использовании правильных грамматических конструкций из-за большого опыта общения. Что же касается английского языка, чтобы построить грамматически правильное предложение, нужно выбрать правильную грамматическую конструкцию. Приходится задумываться, например, о выборе времен. Разговор не сводится только лишь к названию и перечислению предметов и явлений, мы обмениваемся информацией, выражаем свое мнение, желание, согласие или несогласие, рассказываем о себе. Для всего этого нужно уметь правильно строить предложения и, следовательно, нужно владеть и уметь использовать грамматические правила английского языка [2].

Как показывает практика, первое знакомство с английской грамматикой часто вызывает скуку у детей. Ребенок, который с радостью изучал лексику, фонетику, зачастую теряет интерес к продолжению изучения языка, так как сталкивается с необходимостью многократного повторения грамматического материала, упорной тренировкой грамматических навыков и самое сложное – выслушивания сухих толкований учителя. Что же делать? Необходимо превратить рутину в игру.

Использование игр при изучении грамматики является одним из широко применяемых способов обучения. Из методистов, которые занимались грамматическими играми, можно назвать И.Л. Бим, Н.Д. Гальскову, Я.М. Колкер, Г.В. Рогову, В.М. Филатова [1].

Целью грамматических игр является:

  • обучение учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создание естественной ситуации для употребления данного речевого образца;
  • развитие речевой активности и самостоятельности учащихся.

     В качестве примера игра «Напиши мой глагол правильно». Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например:

He _________ dance.

We _________ know.

_________ she run?

_________ they work?

What _________ he like?

     Ученикам раздаются карточки (do, does, don`t, doesn`t), им нужно заполнить пропуски, рассказав учителю правила образования данного времени [3].

     Таким образом, применение игровых методов обучения формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность школьников,  помогает избежать монотонность и однообразие в работе над грамматическим материалом и превращает скучную работу в более интересную и увлекательную. Систематическое использование игр при обучении грамматике на уроках английского языка способствует овладению грамматическим навыком.

Библиографический список:

  1. Белоусова, Т. В. Языковые игры на уроках английского языка [Текст] / Т. В. Белоусова, А. А. Третьяков //Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 5. – С. 28-31.
  2. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке [Текст] / Т. Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. – С. 52-57.
  3. Новикова, Е. А. Роль игры на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Е. А. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №4. – С. 73-74.

Власова Е. Л., Барышникова Е. С., Луговая Д. О. Проблемы при обращениях граждан в Конституционный Суд Российской Федерации

Проблемы при обращениях граждан в Конституционный Суд

Российской Федерации

Problems when citizens apply to the Constitutional Court of the Russian Federation

Власова  Елена  Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Vlasovael1963@gmail.com

Барышникова Елизавета Сергеевна

Baryshnikova Elizaveta Sergeevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

baryshnikova.elizaveta@list.ru,

Луговая Дарья Олеговна

Lugovaya Daria Olegovna

 Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

dasha-lygovaia97.1997@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблем связанных с подачей обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Annotation. This article is devoted to the study of problems related to filing appeals to the Constitutional Court of the Russian Federation.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, обращение.

Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, appeal.

Основным гарантом по конституционным правам и свободам граждан Российской Федерации выступает Конституционный суд Российской Федерации.

Обращение является поводом для рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации, представляющееся в форме запроса, ходатайства или жалобы, которые в свою очередь должны отвечать требованиям Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации принимает обращение в письменной форме, это распространяется на: 

  1. Граждан РФ, физических лиц, иностранных граждан, которые имеют право проживать на территории РФ;
  2. Юридических лиц;
  3. Субъектов власти РФ (глава государства, суды, органы местной исполнительной и законодательной власти);

Также закон определяет форму подачи в электронном виде.

Вне зависимости от названия поступившего документа, с которым заявитель обращается в суд, основным является информация излагающая суть обращения. При обнаружении несоответствия определенной нормы права (семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного и т.д), которые закреплены в Конституции Российской Федерации, являющиеся гарантом российского общества, устанавливается факт нарушения конституционных прав граждан.

Проводя исследования в области обращений граждан в Конституционный Суд Российской Федерации можно сформулировать следующие проблемы, которые встречаются наиболее часто:

1) Конституционный Суд Российской Федерации правомочен проверять конституционность закона, если он применен или подлежит применению относительно заявителя в конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором начато или завершено в суде или другом органе, применяющим закон. [1]

Наиболее часто жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод носят фактический характер, в таком случае они не связаны с рассмотрением конкретного гражданского, уголовного или административного спора.

Способна складываться такая обстановка, когда положения федерального закона противоречат нормам Конституции Российской Федерации. Тем не менее, Конституционный Суд Российской Федерации не реализовывает фактический конституционный контроль, а выявляет нарушение прав и свобод человека в связи с применением норм закона в конкретном деле. Из чего следует, что Конституционный Суд Российской Федерации защищает исключительно нарушенные права гражданина, если это имело место быть.

2) Следующая проблема, которую можно выделить, – это наличие правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, которая выражается в соответствующем постановлении Суда, по спорному вопросу.

Когда гражданин принимает решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, он не думает о уже существующей правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу, тем самым препятствует успешной защите его прав.  Для решения данной проблемы может быть только одно предложение, необходимо, владеть информацией обо всех актах, который принял Конституционный суд Российской Федерации, при этом учитывается тот факт, что не малый процент информации предоставлен в полной доступности, необходимо лишь правильно ее интерпретировать в той мере, которая она необходима.

 Однако есть и другая сторона этой проблемы, когда сотрудники Секретариата, деликатно изъясняясь, надеются на правовую безграмотность заявителей. Тем самым стоит вопрос, в какой правовой позиции находятся сотрудники, и будет ли данное обращение принято в суд. В этом случаи остается лишь надеется на добросовестность и понимание со стороны Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации.

3) Отдельно существует проблема обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, когда оспаривается конституционность положений законов, утративших силу. По данной проблеме, позиция Конституционного суда состоит, в том, что (цитата из ответа Секретариата Конституционного суда РФ) «исходя из сути статьи 43 и 97 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» жалоба гражданина, когда нарушены его права и свободы может быть принята к рассмотрению Конституционным судом Российской Федерации, если оспариваемая заявителем норма закона касается его конституционных прав и свобод и является действующей на момент обращения в Конституционный суд.

Часть 2 статьи 43 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном суде РФ» говорит, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прервано. Исключение составляет, если действием данного акта были нарушены конституционные права и свободы заявителя. Смысл приведенного положения заключается в том, что гражданин имеет  право оспаривать конституционность закона, который на момент начала конституционного судопроизводства, является действующим. Но также бывают  случаи, когда действием закона нарушены конституционные права и свободы, суд принимает обращение к своему производству, несмотря на то, что акт был отменен или утратил силу к началу или на период рассмотрения дела. В следствии, если закон утратил юридическую силу до момента начала рассмотрения дела в Конституционном суде, то данное обращение к рассмотрению не принимается. [2]

Данная норма закона не совсем справедлива, поскольку в Федеральном Конституционном Законе нет сроков давности для оспаривания в Суде конституционности положений закона. Некоторые трудности возникают и при толковании термина «начало рассмотрения дела». Федеральный Конституционный Закон выделяет два самостоятельных этапа предварительного рассмотрения обращения, которое проводится как сотрудниками Секретариата Конституционного суда Российской Федерации, так и судьями. Помимо этого, появляется вопрос, когда именно начинается рассмотрение дела, когда суд принимает обращение к рассмотрению или с этапа открытия заседания. Таким образом, если обращение заявителя передано для предварительного изучения судьей, будет ли означать это, что обращение уже принято к рассмотрению Конституционного суда Российской Федерации. Ответы на данные вопросы являются сознательно важными для определения правомерности отказа в принятии обращения по тому основанию, что закон утратил силу к началу рассмотрения дела. Но и стоит, конечно, обратить внимание на исключения, когда Суд все же принимает дело к своему производству по нарушенным свободам и правам гражданина, ведь именно в том заключается основная задача Конституционного Суда Российской Федерации. [4]

4) Зачастую Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения заявителя к своему рассмотрению, когда в данной жалобе устанавливается вопрос не о проверке конституционности положений какого-либо закона, а об изменении действующей нормы закона или восполнении пробела в праве. [3]

Конституционный Суд не делает акцент на том кто прав, а кто виноват. Он должен рассматривать вопрос о соответствии применяемого права норме Конституции Российской Федерации. Также, Конституционный Суд Российской Федерации не правомочен изменить нормы Конституции, его задача направлена исключительно на другие цели, поэтому очень важно перед подачей жалобы правильно поставить вопрос. Суд проверяет только соответствие Конституции законов Российской Федерации, а не приказов, инструкций и постановлений, которые выдают органы государственной власти.

Значимым моментом является тот факт, что если закон применяется в конкретном деле, то судебный акт или акт иного правоприменительного органа должен быть не «в пользу заявителя». Иными словами, если положения закона в действительности противоречат Конституции Российской Федерации, а суд, применив данный закон, вынес решение в пользу интересов заявителя, то невозможно говорить о том, что вследствие применения закона по конкретному делу нарушены конституционные права и интересы заявителя.

Из данной статьи следует, что главным препятствием для принятия и рассмотрения жалобы гражданина Конституционным судом Российской Федерации является неверное понимание требований к жалобе, а именно требования о наличии конкретного спора, в котором применяется или подлежит применению оспариваемый закон.

Как показывает практика, Конституционный Суд Российской Федерации защищает интересы гражданина в том случаи, если его права были действительно нарушены и что немаловажно, правильно аргументированы в предоставляемой суду жалобе. Уровень новых технологий позволяет без труда пользоваться информацией и законами, знакомиться с судебной практикой и консультироваться по своей проблеме с лицами правомочными в интересующем вопросе. Кроме того, при написании обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, очень важна самостоятельная подготовка по всем вопросам, затрагивающую проблему нарушенного права и правильное изложение своей нарушенной позиции.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N237.
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25 июля 1994г. — №13. — Ст.96, 97.
  3. Герасимова Е.С. Как защитить трудовые права. Шесть способов правовой защиты индивидуальных трудовых прав. – 2017. – с. 79.
  4. Зорькин В.Д. Деятельность Конституционного Суда РФ. Решения, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/interview/zorkin3/

Антонова Ю.А., Власова Е. Л., Матинова Н.С. К вопросу о значение фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

К вопросу о значение фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

On the issue of the importance of the compulsory health insurance fund of the Russian Federation

 Антонова Юлия Александровна

 Antonova Yulia Aleksandrovna

 студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

antonova_yuli_97@mail.ru

Власова Елена Львовна
federal Vlasova Elena Lvovna  
К. п. н., доцент ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска

vlasovael1963@gmail.com

 Матинова Наталья Сергеевна

Matinova Natalia Sergeevna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Natalek_matinova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли института фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Был проведен анализ значения фонда для современного общества, а также рассмотрены некоторые проблемы, связанные с его деятельностью.

Annotation. This article is devoted to the study of the role of the Institute of Mandatory Medical Insurance Fund in the Russian Federation. An analysis of its significance for modern society was conducted, and also some problems connected with the activities of this fund were considered.

Ключевые слова: фонд обязательного медицинского страхования, бюджетное устройство.

Keywords: fund of obligatory medical insurance, budget device.

Законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения бюджетного устройства государства как элемент его правового статуса. В связи с чем сложно установить связь между фондами и бюджетным устройством. Однако при подробном изучением категории «бюджетное устройство» можно увидеть прямую связь между конструкцией бюджетного устройства и, например, таким фондом, как Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.         

На основе анализ содержания раздела 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) можно сделать вывод о том, что под понятием бюджетное устройство законодатель понимает совокупность характеристик государства: бюджетную классификацию, бюджетную систему и ее принципы. [2] Бюджетная система как элемент бюджетного устройства включает в себя следующие компоненты с территориальными бюджетами бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Под фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) понимается внебюджетных фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ N 4543-I.

ФОМС существуют на федеральном уровне, и на региональном, так называемые территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные аналоги, и их бюджеты – одна из важнейших составных часть бюджетного устройства современного российского государства, так как создание данных фондов напрямую связанно с обеспечением здоровья населения.

Необходимо отметить значимость создания ФФОМС, которое позволяет более организованно расходовать государственные ресурсы, подвергая их жёсткому контролю и создавая гарантии наиболее эффективного сосредоточения средств для финансирования особо важных затрат – расходов социальной значимости, в частности: выплаты пенсий, охраны здоровья граждан, стабилизации демографической ситуации в стране и т.п. Целью создание ФФОМС так же является исполнением положений  Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно ст. 41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». [1] Так в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Если рассматривать бюджет ФФОМС как особую материальную категорию, он представляет собой государственный централизованный денежный фонд, сформированный вне федерального бюджета и имеющий особое целевое предназначение – охрана здоровья граждан, как публично-правовая категория. Иными словами, бюджет ФФОМС выступает одной из форм реализации общественных интересов в сфере социального обеспечения, что непосредственно создаёт финансовую основу для осуществления государством социально-экономической функции. [3] Бюджет ФФОМС разрабатывается и утверждаются в форме федерального закона, а бюджет регионального фонда принимается в форме закона субъекта РФ. Разрабатываются такие законы в соответствии со статьей 145 БК РФ, а именно в данной статье закреплены положения относительно аспектов создания проектов бюджета государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, которые составляются органами управления фонда, далее такие проекты представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для того чтобы внести в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов». [2]

В проекте бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны быть указаны доходы и расходы. Так в основе функционирования бюджета ФФОМС лежит два основных процесса: формирование доходов и расходование средств, сосредоточенных в бюджете фонда. Образование доходной части ФФОМС происходит за счет следующих составляющих: страховые взнос, доходы от использования временно свободных средств, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы, средства, поступившие от иных источников.

Расходы ФФОМС состоят из затрат на финансовое обеспечение его задач и функций, а также затраты на текущую деятельность фонда. Например, на расходы связанных с обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования; расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках программы обязательного медицинского страхования; расходы на выполнения целевых программ по оказанию медицинской помощи.

Необходимо отметить, что в бюджет государственных внебюджетных фондов могут поступать денежные средства, которые перечислены в числе доходов фонда, так же и расходы из бюджета производятся строго на затраты, предусмотренные нормативно-правовыми актами. В связи с чем, одной из наиболее острых проблем в настоящее время является нехватка денежных средств на покрытие расходов, а также неэффективное использование доходов. В результате чего страдает система здравоохранение, как следствие снижается качество оказываемых услуг, либо они приобретают платный характер. Для сбалансированного бюджета нужно стремится распределять средства так, чтобы расходы были соразмерны доходам. [4]

Бюджет ФФОМС является важным элементом бюджетного устройства российского государства, так как данное звено носит не только бюджетное политический характер, но и представляет собой предмет заинтересованности граждан, ожидающих от государства достойного медицинского обслуживания. При этом законодателем не определенно соответствующим образом функции государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств. Таким образом, остро встает проблема точности информации о поступающих и расходованных государственных средствах системы обязательного медицинского страхования. Для решения проблемы установление функций государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств, требуется создание и внедрение нормативно-методических актов, касающихся оценки результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, разграничения функций и ответственности субъектов медицинского страхования.

Также злободневной проблемой остается и то, что в России существуют региональные различия в финансирование обязательного медицинского страхования, а финансовое выравнивание не дает должных результатов. Итогом становится нарушение прав граждан на равные гарантии в сфере медицинской помощи, поскольку различия в финансирование регионов может превышать в 10, а то и в 15 раз. Решением данной проблемы может послужить выравнивание возможностей субъектов Российской Федерации путем реализации программ обязательного медицинского страхования, которой на сегодняшний день не хватает большей централизации денежных ресурсов, которые в дальнейшем будут распределены между дотационными регионами.

Резюмируя вышеизложенное, в соотнесении с бюджетным устройством России ФФОМС можно характеризовать следующим образом. ФФОМС это государственный внебюджетный фонд, существующий уже 25 лет и имеющий бюджет целевого назначения, сформированный вне федерального бюджета, предназначенный для реализации конституционных права граждан на охрану здоровья, медицинское страхование, и медицинскую помощью.

ФФОМС имеет огромное значение для правового общества, так как предназначен для финансирования медицинского обслуживания граждан, представляя собой связующее звено между бюджетным устройством государства, сферой здравоохранения и медицинским обслуживанием.  В связи с тем, что данный фонд направлен на усиление заинтересованности и ответственности застрахованного лица, государства, а также учреждения, предприятий, организации в области охраны здоровья работников, необходимо устранить выявленные пробелы в его организации и деятельности.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6 – ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 – ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 17 июля 1998 года, в ред. федер. закона от 03.08.2018 N 328-ФЗ, по состоянию на 11 октября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N31. – 3823 с.
  3. Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. – 2016. – с. 79.
  4. Лазарева Е.В. Формирование и использование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования. – 2018. – N6. – с. 5.

 

Психолого-педагогические аспекты организации Лекотеки

Уважаемые коллеги!

Регистрация

Приглашаем педагогов дошкольных образовательных организаций пройти курс повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические аспекты организации Лекотеки», 72 часа.

Содержание курсовой подготовки:

Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение реализации педагогических технологий с детьми ОВЗ с использованием Лекотеки.

Модуль 2. Методы и модели организации занятий с использованием Лекотеки.

Модуль 3. Взаимодействие с родителями детей инвалидов. Социализация.

Курсы пройдут очно с 21 января по 25 января 2019 г. в г. Иркутске. Место проведения: г. Иркутск, адрес сообщим дополнительно. Начало в 10.00.

Стоимость обучения 3500 руб.

В рамках курсов пройдут мастер-классы педагогов. Приглашаем всех желающих выступить с мастер-классом. Каждый выступивший с мастер-классом получает сертификат участника.

Подать заявку для участия в курсах по адресу: posidpo@gmail.com.

Форма заявки (в заявке указать название курса):

Ф.И.О. (полностью) Место работы Должность Телефон Адрес электронной почты

Записаться можно также на сайте: http://reg.posidpo.ru/kursy

Оплатить можно по ссылке: https://securepayments.sberbank.ru/shortlink/916Cx4W7

Задать вопрос по телефону: 89148702313, Ткачук Елена Анатольевна

1 2 3 156