Занимательная викторина для учащихся 1- 5 классов по теме «Музыканты в сказках»

Сертификат

Занимательная викторина

для учащихся 1- 5 классов по теме «Музыканты в сказках»

 

Аn entertaining quiz

for 1st- 5th grade students on the topic “Musicians in fairy tales”

Бессонова Виктория Анатольевна

Bessonova Victoria Anatolyevna

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 241» , г. Барнаул

vicbess78@mail.ru

Аннотация. В викторине детям предлагается ответить на вопросы по сказкам, в которых музыка является одним из действующих лиц. Такую викторину можно провести как итог серии уроков после знакомства учащихся с русским народным творчеством. Также необходимо вспомнить писателей и их творчество, работавших в жанре сказки вопросы о которых представлены в викторине.

Annotation. In the quiz, children are asked to answer questions about fairy tales in which music is one of the actors. Such a quiz can be conducted as a result of a series of lessons after students get acquainted with Russian folk art. It is also necessary to recall the writers and their work who worked in the genre of fairy tales, the questions about which are presented in the quiz.

Ключевые слова: сказка, играл, музыкальный инструмент, писатель, русская, народная.

Keywords: fairy tale, played, musical instrument, writer, russian, folk.

  1. На каком музыкальном инструменте играл профессор Груша в сказке итальянского писателя Д.Родари «Приключения Чиполлино»?

– на фортепиано

– на скрипке

– на виолончели

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Свинопас в сказке датского писателя Г.Х.Андерсена «Свинопас»?

 

– на трещотке

– на рожке

– на губной гармошке

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Нильс в сказке шведской писательницы С.Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»?

 

– на дудочке

– на балалайке

– на гитаре

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Кот в русской народной сказке «Кот, петух и лиса»?

 

– на колокольчике

– на гуслях

– на свирели

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Осёл в сказке немецких писателей братьев В. и Я. Гримм «Бременские музыканты»?

 

– на свистульке

– на саксофоне

– на лютне

  1. На каком музыкальном инструменте играл Емеля в русской народной сказке «По щучьему веленью»?

 

– на контрабасе

– на балалайке

– на металлофоне

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Петух в сказке русского детского поэта и прозаика В.Степанова «Петух и хозяин»?

 

– на гармошке

– на тарелках

– на литаврах

 

8.На каком музыкальном инструменте играл Музыкант в сказке немецких писателей братьев В. и Я. Гримм «Чудаковатый музыкант»?

 

– на скрипке

– на барабане

– на маракасе

 

9.На каком музыкальном инструменте играл Шакал в сказке русского поэта К.И.Чуковского «Крокодил»?

 

– на румбе

– на бубне

– на гитаре

 

10.На каком музыкальном инструменте играл Карло из сказки «Золотой ключик» А.Н. Толстого?

 

– на гармошке

– на шарманке

– на дудочке

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Крысолов в немецкой народной сказке «Гамельнский крысолов»?

 

– на балалайке

– на дудке

– на барабане

 

12.На каком музыкальном инструменте замечательно играл сверчок пан Боло из сказки польской писательницы Л.Легут «Музыкальный магазинчик»?

 

– трубе

– на губной гармошке

– на скрипке

 

13.На каком музыкальном инструменте играют бараны в сказке русского поэта К.И.Чуковского «Тараканище»?

 

– на баянах

– на органах

– на барабанах

 

14.На каком инструменте играет Кошка в сказке русского поэта С.Маршака «Кошкин дом»?

 

– на виолончели

– на пианино

– на флейте

 

15.Какой музыкальный инструмент молчал в руках ученика Вити Петрова на концерте художественной самодеятельности в сказке русского писателя В.Г.Сутеева «Волшебный магазин»?

 

– балалайка

– труба

– арфа

 

  1. Какой музыкальный инструмент смастерил себе музыкант, чтобы ходить с ним по свету в белорусской народной сказке «Музыкант-чародей»?

 

– флейту

– барабан

– скрипку

 

17.Этот музыкальный инструмент помог Андрею-стрельцу победить царя в русской народной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

 

– трещотка

– дудка

– волынка

 

  1. На каком музыкальном инструменте играл Солдат в сказке «Беглый солдат и чёрт»?

 

– на ложках

– на скрипке

– на гитаре

 

  1. Какой музыкальный инструмент нашёл Иван-царевич в бриллиантовом царстве в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое»?

 

– рожок

– дудочка

– гобой

 

20. Какой музыкальный инструмент в русской народной «Сказке о молодце удальце, молодильных яблоках и живой воде» купил Иван-царевич и так заиграл, что весь мир-народ удивился?

 

– гармошку

– балалайку

– гусли

 

21.Какой музыкальный инструмент подарила младшая дочь мужика-лешего Ивану-царевичу за спасение отца в русской народной сказке «Королевич и его дядька»?

 

– губную гармошку

– дудку

– барабан

 

  1. На каком инструменте играл Кузнечик в сказке болгарского писателя О. Василева «Кузнечик-музыкант»?

 

– на дудочке

– на скрипке

– на колокольчике

23. Какой музыкальный инструмент сделал Пастушок в русской народной сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»?

 

– варган

– рожок

– дудочку

 

24.На каком инструменте играл Сверчок в сказке советского писателя Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»?

 

– на виолончели

– на скрипке

– на альте

 

25.На каком музыкальном инструменте мечтал научиться играть юноша в сказке шведского писателя Г.Сандгрена «Песнь мельничного колеса»?

 

– на арфе

– на ксилофоне

– на флейте

 

26.Какой музыкальный инструмент нашёл мальчик в сказке шведского писателя С.Топелиуса «Кнут-музыкант»?

 

– губную гармошку

– дудочку

– сопилку

Список литературы:

  1. «Беглый солдат и чёрт» русская народная сказка
  2. «Бременские музыканты» В. и Я. Гримм
  3. «Волшебный магазин» «В.Г.Сутеева
  4. «Гамельнский крысолов» немецкая народная сказка
  5. «Золотой ключик» А.Н. Толстого
  6. «Королевич и его дядька» русская народная сказка
  7. «Кот, петух и лиса» русская народная сказка
  8. «Кошкин дом» С.Маршака
  9. «Крокодил» К.И.Чуковского
  10. «Кнут-музыкант» С.Топелиус
  11. «Кузнечик-музыкант» О. Василева
  12. «Музыкальный магазинчик» Л.Легут
  13. «Музыкант-чародей» белорусская народная сказка
  14. «Песнь мельничного колеса» Г.Сандгрена
  15. «Петух и хозяин» В.Степанова
  16. «Приключения Чиполлино» Д.Родари
  17. «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» русская народная сказка
  18. «По щучьему веленью» русская народная сказка
  19. «Свинопас» Г.Х.Андерсена
  20. «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» русская народная сказка
  21. «Сказка о молодце удальце, молодильных яблоках и живой воде» русская народная сказка
  22. «Тайна запечного сверчка» Г.Цыферов
  23. «Тараканище» К.И.Чуковского
  24. «Три царства – медное, серебряное и золотое» русская народная сказка
  25. «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф
  26. «Чудаковатый музыкант» В. и Я. Гримм
Ответы на вопросы викторины
1 на скрипке
2 на трещотке
3 на дудочке
4 на гуслях
5 на лютне
6 на балалайке
7 на гармошке
8 на скрипке
9 на гитаре
10 на шарманке
11 на дудке
12 на скрипке
13 на барабанах
14 на пианино
15 балалайка
16 скрипку
17 дудка
18 на скрипке
19 дудочка
20 балалайку
21 дудку
22 на скрипке
23 дудочку
24 на скрипке
25 на флейте
26 дудочку

Мозер Марина Валерьевна. Формирование теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура» у детей младшего школьного возраста

Мозер Марина Валерьевна. Формирование теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура» у детей младшего школьного возраста

Сертификат

Формирование теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура» у детей младшего школьного возраста

Formation of theoretical knowledge on the discipline “Physical culture” in children of primary school age

 

Мозер Марина Валерьевна

Moser Marina Valeryevna

Учитель физической культуры

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мамская средняя общеобразовательная школа»

mozer.68@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена проблема необходимости формирования теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура» у детей младшего школьного возраста. Предлагается решение данной проблемы, основанное на прочной теоретической основе для сознательного овладения теоретическими умениями и навыками.

Автором рассматривается и разрабатывается методика формирования теоретических знаний у учащихся начальных  классов в рамках дисциплины «Физическая культура» с использованием активных методов обучения. Методика может быть рекомендована к использованию в образовательных организациях, для повышения уровня формирования теоретических знаний по физической культуре.

Annotation. The problem of the need for the formation of theoretical knowledge in the discipline “Physical culture” in children of primary school age is considered. A solution to this problem is proposed, based on a solid theoretical basis for the conscious mastery of theoretical skills and abilities.

The author considers and develops a methodology for the formation of theoretical knowledge among primary school students in the framework of the discipline “Physical Culture” using active teaching methods. The methodology can be recommended for use in educational organizations to increase the level of formation of theoretical knowledge on physical culture.

Ключевые слова: теоретические знания, активные методы обучения, федеральный  государственный образовательный стандарт начального образования, физкультурное образование.

Keywords: theoretical knowledge, active teaching methods, federal state educational standard of primary education, physical education.

Всё педагогическое сообщество с 01 сентября 2011 года перешло на новые Стандарты образования, которые утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основной программы. Единые требования выдвинуты к  результатам освоения образовательной программы по дисциплине «физическая культура» [2].

Наблюдения и собственный опыт показывает, что для педагогов физической культуры, главная цель занятий является  формирование двигательной активности, физических качеств, сохранение и укрепления здоровья детей. Область знаний по предмету развита не в полном объеме.

Невозможно в полной мере обучить ребенка, без освоения теоретических основ предмета, ведь формирование знаний  по дисциплине «физическая культура» – непременное условие сознательного овладения теоретическими умениями и навыками. Чем больше у детей знаний по предмету, тем активней развивается мыслительный компонент, отсюда выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании  двигательных способностей, привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, потребности в них.

Сейчас понимание такого единства отсутствует, это является причиной низкой физкультурной активности школьников. В связи с этим возникает необходимость формирования у школьников соответствующих знаний.

Одной из первоочередных задач, которая сегодня стоит перед специалистами физического воспитания, является активный поиск путей, повышения уровня знаний детей по физической культуре.

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию в школе ученики вместе с овладением двигательных умений и навыков должны усвоить раздел «Основы знаний», состоящий из определенного объема теоретических сведений [3].

Основой формирования теоретических знаний по физической культуре, которые являются необходимой составляющей физкультурного образования, – являются «способы деятельности», то есть двигательные умения и навыки, за счет которых выполняются различные физические упражнения.

Основной причиной такого положения является то, что на уроках физической культуры практически нет времени для усвоения теоретических знаний, нет испытанных учебников, пособий, учитывающих интересы, возрастные особенности детей разных возрастных групп.

Установлено, что для повышения теоретических знаний учащихся, необходимо использовать активные методы обучения. В большей степени применять эвристический, исследовательский метод, метод-проектов, метод-кейсов. Так же необходимо акцентирование тем, неразрывно связанных с повседневной деятельностью ребенка, такой как распорядок дня, способы построения общеразвивающих упражнений, гигиенические правила, правила составление комплексов упражнений на осанку, плоскостопие [3;2].

Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Мамская средняя общеобразовательная школа», поселка Мама, Мамско-Чуйского района, Иркутской области. В исследовании были задействованы 2 третьих класса, преподавателей, проводивших занятия по гимнастике, с использованием разных методик освоения теоретических знаний по дисциплине «физическая культура»

Педагогический эксперимент позволил проверить эффективность предложенной  методики преподавания теоретических основ знаний по предмету, обнаружить особенности протекания учебного процесса с применением на уроках активных методов обучения, предусматривающих создание прочных знаний по дисциплине «физическая культура».

В исследовании была применены тестовые методики контроля за объективной оценкой теоретических знаний обучающихся начального звена, предложенные  В.П.Беспалько. Оценивание теоретических знаний, осуществлялось по 5-балльной системе.

Для формирования теоретических знаний по физической культуре нами разработана и внедрена в практику работы общеобразовательных школ тематическое планирование уроков физической культуры  по программе гимнастика, с применением активных методов подачи теоретического материала.

Первый урок планирования посвящен изучению теоретической теме: Изучение правил поведения на уроках гимнастики, и сбор информации о том, что в понимании детей слово «гимнастика». Использовался эвристический метод. Совместно, составлен словарь – предметов, относящихся, по мнению детей к понятию «гимнастика», совершили путешествие в страну, под названием «Страна гимнастики», составили  кодекс правил, для «жителей».

На уроках № 8, 9, 10 использовали метод  проектов. На начальном уроке, учителем была поставлена проблема: «Что будет с Физкультуркиным в дальнейшем, если он не выполняет утреннюю гигиеническую гимнастику?». Ребята анализировали ситуацию, искали решения, как помочь Физкультуркину. Затем учащиеся самостоятельно  составляли комплексы утренней гигиенической гимнастики с предметами и без, для того, что бы помочь герою стать здоровым, бодрым с самого раннего утра.

При изучении темы «Осанка», «Плоскостопие» использовался  исследовательский метод. Мультимедийные презентации  в полном объеме помогли ребятам ознакомиться с теоретическим материалом, затем самостоятельно  организовали работу по исследованию  на правильность осанки и  выявление плоскостопия всех членов семьи ученика. В итоге методом «мозговой штурм» предполагалось собрать как можно больше идей, для осуществления помощи в устранении дефектов, с применением физических упражнений.

На уроках № 17,18 при ознакомлении с темой «Режим дня» использовали эвристический метод. Детям предложено сочинить сказку: «Физкультуркин и День непослушания», при обобщении, сделали вывод « с раннего детства неукоснительно будем соблюдать режим дня»

При подаче теоретического материала на уроках № 19,20 применили кейс-метод. Задавали ситуации  по теме «Личная гигиена» приближенные к реальности, дети предлагали варианты  решений. Совместно выбирали наиболее возможный вариант.

Для достижения поставленных целей и реализацию принципа наглядности применили следующие средства обучения:

  1. Вербальные (устное слово, речь учителя, музыкальный центр с дисками);
  2. Визуальные (макеты, наглядные пособия, учебники, персональный компьютер, мультимедийный проектор с презентациями).

Домашние задания, предложенные учащимся для закрепления теоретического материала второй четверти:

  • сделай дома уголок «Настоящего спортсмена» и покажи его одноклассникам;
  • в воскресенье вместе с родителями посети спортивные сооружения нашего поселка. Если есть фотоаппарат, сделай снимки;
  • проверь, кто в твоей семье самый гибкий (вспомни, как на уроке определялся самый гибкий ученик в классе).Расспроси, как сестра, брат стали такими гибкими?;
  • составь, для каждого члена своей семьи режим дня.

После изучения теоретических вопросов во второй четверти  учащиеся должны получить умения:

Регулятивные:

  • руководствоваться правилами поведения на уроках гимнастики;
  • продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гигиенической гимнастики по профилактике нарушений осанки, плоскостопия, гимнастики для глаз руководствуясь правилами;
  • самостоятельно выполнять заданные комплексы физических упражнений, направленных на развитие физических качеств;
  • анализировать и оценивать результаты под руководством учителя, находить возможности и способы их улучшения;

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации,используя справочные материалы;
  • различать виды физических упражнений;
  • устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека;

Коммуникативные:

  • задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
  • высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека,для личного здоровья;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • дополнять или отрицать суждения, приводить примеры.

Сравнение результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп выявил положительную динамику роста теоретических знаний по дисциплине «физическая культура» после примененной нами методики обучения, это выражается в том, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности  теоретических знаний. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что использование данной методики, повышает эффективность формирования теоретических знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры и является эффективным.

В целом, на протяжении всего обучения в младших классах, помимо активной двигательной деятельности на уроках должны быть систематические включения теоретических знаний.

Разработанная методика повышения эффективности формирования теоретических знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры показала положительный  эффект на теоретические знания школьников.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации» от  12.2012  г.  №  273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от  06.04.2015  г.  №  68-ФЗ  (ред.  19.12.2016)) / Российская  Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1355- Текст:электронный// Официальный сайт Министерства спорта РФ. – URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-49-02-01-fizicheskaya-kultura-1355/(дата обращения:07.03.2022).
  3. Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста /Т. Е. Виленская – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – N 5. – С. 18-22.
  4. Горбунов А. Ю. Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника /А.Ю. Горбунов – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 10. – С. 51-59.
  5. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 257 с.

Мозер Марина Валерьевна. Формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

Мозер Марина Валерьевна. Формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

Сертификат

Формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста
Formation of cognitive interest in physical education in children of primary school age

Мозер Марина Валерьевна
Moser Marina Valeryevna
Учитель физической культуры
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мамская средняя общеобразовательная школа»
mozer.68@mail.ru

Аннотация. В статье выявлены и раскрыты основные характеристики внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, возрастные особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста, факторы, влияющие на отношения школьников к урокам физической культуры.
Автором рассматривается и предлагается программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» направленная на формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста. Анализируются результаты внедрения программы «Школа здоровья». Разработанная программа может быть рекомендована к использованию в образовательных организациях, для повышения уровня формирования познавательного интереса к урокам физической культуры для младших школьников.

Annotation. The article identifies and reveals the main characteristics of extracurricular activities of sports and recreation, age-related features of the development of cognitive interest of primary school children, factors affecting the attitudes of schoolchildren to physical education lessons.
The author considers and proposes a program of extracurricular activities “School of Health” aimed at the formation of cognitive interest in physical education in children of primary school age. The results of the implementation of the “School of Health” program are analyzed. The developed program can be recommended for use in educational organizations to increase the level of formation of cognitive interest in physical education lessons for younger schoolchildren.

Ключевые слова: внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления, познавательный интерес, программы внеурочной деятельности, активные методы обучения.

Keywords: extracurricular activities of sports and recreation, cognitive interest, extracurricular activities programs, active teaching methods.

Все педагогическое сообщество с 1 сентября 2011года перешло на новые Стандарты образования. Федеральный образовательный стандарт-это совокупность требований, которые обязательны при реализации основной школьной программы. Единые требования выдвинуты и к результатам освоения образовательной программы по дисциплине «физическая культура» [1].
В Министерстве просвещения, данному вопросу уделяется особое внимание, отмечается, что у обучающихся с 1 по 11 класс, в период обучения в школе значительно снижается состояние здоровья из-за непривлекательности предмета «Физическая культура» отсюда вытекает низкий уровень интереса обучающихся к предмету физическая культура и основная причина этого – отсутствие у детей интереса к физической культуре, а ведь каждый педагог школы желает, чтоб ученики с интересом и желанием относились именно к его предмету. Очень важно в связи с этим, побудить ученика к поиску новых знаний, совершенствованию умений и навыков. Интерес проявляется в желании овладевать новой информацией, в стремлении познавать, изучать, в потребности решать возникающие вопросы с творческим подходом в своей деятельности. Задача педагога заключается в необходимости подготавливать к жизни каждого растущего человека.
Для успешного формирования познавательного интереса необходимо три основных принципа: принцип развития, самоорганизации и самодеятельности. В настоящее время существует проблема создания познавательного интереса в области физической культуры и спорта у детей школьного возраста. Однако более глубокое изучение данной проблемы проводилось поверхностно.
Образовательные организации обязывают создавать условия, при которых у ребенка будет сохраняться, и укрепляться его здоровье, а также формироваться ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей. Именно образовательные организации призваны вооружить ребенка знаниями по ведению здорового образа жизни, уменьшая не всегда правильное воздействие социального окружения. Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как этап, по приобретению социального опыта, положительного отношения к общественным ценностям, опыта самостоятельного общественного действия и все это в процессе воспитания и образования в каждой образовательной организации.
Внеурочная деятельность представлена спортивно-оздоровительным направлением и является обязательным компонентом ФГОС.
Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления – это обучение и воспитание младших школьников бережно относиться к своему здоровью, начиная с самого раннего детства. На спортивно-оздоровительное направление отводится 3 часа в неделю. Необходимо отметить, что в школьных учебниках и учебных пособиях по дисциплине «Физическая культура» для учащихся младшего школьного возраста не достаточно представлены задания способствующие формированию познавательного интереса к занятиям физической культурой [2].
Эти вопросы сегодня остро стоят перед учителями образовательных учреждений организующих внеурочную деятельность и определяют тему нашего исследования «Формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста».
Целью работы является разработка и внедрение программы внеурочной деятельности направленной на формирование познавательного интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы; 2. Методы психологической диагностики; 3. Педагогический эксперимент; 4. Методы математической статистики.
В ходе сбора и анализа научно-методической литературы, осуществлялось изучение особенностей психолого-педагогических аспектов развития познавательного интереса у младших школьников. Были определены возрастные особенности формирования познавательного интереса к физической культуре у детей младшего школьного возраста. Анализу подвергались не только источники из области теории и методики физической культуры, но также литература по педагогике, физиологии, психологии.
Для экспериментальной работы нами были выбраны следующие методики психологической диагностики:
1. Методика «Познавательная самостоятельность детей младшего школьного возраста» А.А.Горчинской.
2. Методика «Познавательная активность детей младшего школьного возраста» А.А.Горчинской.
3. «Методика с конвертами» Г.И.Щукиной.
По итогам первого этапа эксперимента (констатирующего) – путем методов определения познавательного интереса, мы выявили уровни сформированности познавательного интереса контрольной и экспериментальной групп.
Согласно критериям и показателям уровень развития познавательного интереса находиться у детей на недостаточном уровне, тем самым подтверждая, что в рамках реализации программы по физической культуре для общеобразовательных школ, недостаточное внимание уделяется формированию познавательного интереса к урокам физической культуры.
Для решения поставленной цели была составлена Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья». Направленность: спортивно-оздоровительная, для детей младшего школьного возраста [4].
Занятий физической культурой на уроках зачастую бывает недостаточно и поэтому обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.
Мы предполагаем, что организация и проведение разнообразных форм внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности позволит сформировать познавательный интерес к занятиям физической культурой у младших школьников.
Программа включает информационно – занимательные – познавательные модули: «Познай себя и окружающих», «Движение – есть жизнь», « Гигиена и наше здоровье», «Правильное питание – залог здоровья», « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Личная безопасность и травматизм», « Его величество – игра». Для успешной реализации каждого модуля проводилась групповая и индивидуальная работа, с применением различных видов деятельности: занимательных заданий, конкурсов, познавательных беседы, спортивных праздников, игр-путешествий, увлекательных викторин, встреч, экскурсий.
Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» состоит из пояснительной записки, в которой указана аннотация, цели, задачи, формы деятельности, объем программы, планируемые результаты,
Общий объем программы 34 часа, режим работы по 1 часу в неделю. Срок реализации: 1год. Наполняемость класса: 18 человек. Занятия проводятся в спортивном зале, на пришкольном стадионе, в школьном кабинете.
Для осуществления программы «Школа здоровья» в школе созданы необходимые условия: материально – технические, организационные, кадровые, информационно-методические ресурсы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»:
Личностные УУД:
– познавательный интерес к предмету;
– умение взаимодействовать со сверстниками через участие в совместной деятельности;
– понимать значение физкультуры для укрепления здоровья;
– умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Регулятивные УУД:
– определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности;
– умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
– адекватно воспринимать предложение и оценку сверстников, учителя.
Коммуникативные УУД:
– объединяться в группу, строить взаимодействие и сотрудничество;
– договариваться в ходе совместного выполнения работы, устанавливать контакты со сверстниками;
– контролировать свои действия и действия партнера;
– уметь задавать и отвечать на вопросы, строить высказывания.
Познавательные УУД:
– осуществлять поиск нужной информации с помощью учителя, родителей;
– включаться в творческую деятельность под руководством педагога;
– сравнивать предметы, находить общее и различия;
– выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.

Таблица 1. Тематическое планирование программы «Школа здоровья»

ТЕМА
Форма организации внеурочной деятельности Количество
часов
ауди-торные внеа-
уди-
торные
1 Введение: «Путешествие в Школу-здоровья». Игра-путешествие. Групповая работа.
1
МОДУЛЬ №1 « Познай себя и окружающих» 3 2
2 Я не такой как все! Кто я? Индивидуальная деятельность (практикум, оформление анкеты: Я-личность) 1
3 Я и моя спортивная семья. Групповая и индивидуальная деятельность (круглый стол) 1
4 Я и мой любимый класс. Индивидуальная деятельность (час общения, тест) 1
5 Я и мой организм. Встреча с медицинским работником школы 1
6 Соотношение росто-весовых параметров Индивидуальная и парная работа (практическая работа) 1
МОДУЛЬ № 2 « Движение – есть жизнь» 1 3
7 Роль физических упражнений в жизни школьников Индивидуальная деятельность (познавательная беседа, просмотр презентации) 1
8 Изучение комплекса упражнений на релаксацию Практикум. Работа в парах 1
9 Изучение запрещенных физических упражнений Практикум. Работа в парах 1
10 Мои физические возможности Групповая деятельность (соревнования) 1
МОДУЛЬ № 3 « Гигиена и наше здоровье» 1 4
11 Что такое СанПиН? Групповая деятельность (презентация, беседа, викторина) 1
12 Личная гигиена.
Индивидуальная и групповая деятельность(практическая работа) 1
13 Общественная гигиена. Индивидуальная и групповая деятельность (практическая работа) 1
14 Гигиена классной комнаты Групповая деятельность (практикум) 1
15 Гигиена «олимпиоников» Индивидуальная и групповая деятельность(игровое занятие) 1
МОДУЛЬ № 4 « Правильное питание- залог здоровья» 3 2
16 Самые полезные продукты Групповая и индивидуальная деятельность (игра, викторина, анкетирование) 1
17 Питаемся правильо Групповая и индивидуальная деятельность (викторина, кроссворд) 1
18 Путешествие в мир школьной столовой Экскурсия. 1
19 Разработка проекта «Полезный завтрак для моей семьи» Индивидуальная, проектная деятельность 1
20 Здоровое питание – отличное настроение. Игра-путешествие 1
МОДУЛЬ № 5 « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 1 2
21 Природные факторы закаливания. Коллективный просмотр видеофильма (обсуждение) 1
22 Способы и приемы закаливания. Практикум, групповая деятельность (составление дневника закаливания» 1
23 Эстафеты, игры на свежем воздухе Групповая деятельность 1
МОДУЛЬ № 6 « Личная безопасность и травматизм» 2 2
24 «Ловушки» для детей Индивидуальная деятельность (познавательная беседа) 1
25 Поведение на водоемах Встреча с инспектором ГИМС 1
26 «Безопасная улица» Групповая деятельность (защита проекта) 1
27 Оказание ПМП на занятиях физкультурой Индивидуальная и групповая деятельность (встреча с медицинским работником школы, приемы оказания ПМП) 1
МОДУЛЬ № 7 « Его величество- игра» 3 3
28 Летние олимпийские игры Групповая и индивидуальная деятельность (беседа, презентация, викторина) 1
29 Зимние олимпийские игры Групповая и индивидуальная деятельность (беседа, презентация, викторина) 1
30
31 Подвижные и спортивные игры Групповая и индивидуальная деятельность (просмотр презентации, викторина) 1 1
32
33 Подвижные, спортивные игры на свежем воздухе Групповая деятельность (защита проекта «Моя любимая игра») 2
34 Заключительная тема: «Зачисление в Школу-здоровья» Групповая деятельность (спортивный праздник) 1

На втором этапе эксперимента (формирующего) – мы провели практическую апробацию разработанной нами программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности на развитие и формирование познавательного интереса.
Анализ результатов внедрения программы «Школа здоровья» показывает достоверное различие показателей по критерию углового преобразования Фишера, познавательная самостоятельность:* = 3,951, Р < 0,05; познавательная активность:* = 3,951,Р < 0,05; оценка учебной деятельности: * = 4,659, Р < 0,05.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы «Школа здоровья», которая позволила более эффективно формировать познавательный интерес к занятиям физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Можно сделать вывод, что, что познавательный интерес можно рассматривать как один из главных мотивов обучения, эффективное средство обучения и как устойчивую черту личности ребенка. Он формируется в процессе обучения с помощью предметного содержания деятельности учащихся и взаимоотношениями, которые складываются между участниками образовательного процесса. Задача педагога при организации учебно-воспитательного процесса включать в материал элементы новизны и неизвестности, новый занимательный материал, это помогает формированию познавательного интереса и познавательных потребностей у детей младшего школьного возраста. ФГОС НОО требует от педагога применение в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Основные технологии, применяемые для стимулирования познавательных интересов: игровые технологии, информационные компьютерные технологии, технология проектно-исследовательская, а также технология интеграции.
Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Школа здоровья», позволяет сформировать познавательный интерес к своему личному здоровью, совершенствовать все виды движений.
Данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательных организациях, для повышения уровня формирования познавательного интереса к урокам физической культуры для младших школьников.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1355- Текст:электронный// Официальный сайт Министерства спорта РФ. – URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-49-02-01-fizicheskaya-kultura-1355/(дата обращения:07.03.2022).
2. Алиев, М.Н. Двигательная активность младших школьников и пути ее оптимизации в начальной школе / М.Н. Алиев – Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017 .- № 4 .- С. 80-88.
3. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 257 с.
4. Пологрудова, И.С.Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе /И.С.Пологрудова// Молодой ученый.-2012.-№4.-С.336-367.
5. Чащевая,А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры: дис.канд.пед.наук 13.00.04/А.Г.Чащевая;Тюмен.гос.ун-т.-Тюмень,2017.-218с.

Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях по боксу

Сертификат

Казюка Аркадий Николаевич,

тренер-преподаватель по боксу

МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5

Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях по боксу

Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса является неотъемлемой задачей коллектива детско-юношеской спортивной школы, стремящегося создать условия для оздоровления, снятия перегрузки обучающихся  в тренировочный и соревновательный периоды.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – не просто отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Ресурсы спортивной школы (кадровые, методические, материально-технические, партнерские) позволяют коллективу вести круглогодично профилактическую, просветительскую, оздоровительную, физкультурно-спортивную работу как в стенах ДЮСШ, так и вне ее, используя самые разнообразные формы работы. Известно, что здоровый образ жизни является основой профилактики детских заболеваний, вредных привычек, экранной зависимости, переутомления обучающихся. Поэтому в процессе формирования устойчивых умений и навыков здорового образа жизни ребенка важен положительный пример взрослых (родителей и педагогов).

Спорт как вид деятельности обладает оздоравливающим потенциалом. ДЮСШ имеет все возможности активно содействовать укреплению  и восстановлению. Здоровья обучающихся, приобщая их к здоровому образу жизни посредством реализуемых средств и методов работы.

Благодаря своей специфике спортивная школа использует такой ценный вариант медицинской помощи, как врачебно-физкультурный диспансер. Наиболее важно в целях профилактики и укрепления здоровья личности использовать оздоровительный потенциал самой образовательной организации. Кроме того, природная среда Прибайкалья может выступать как эффективное средство восстановления здоровья и формирования у населения навыков рекреационно-досуговой культуры.

Сохранение, укрепление, восстановление здоровья субъектов образовательного процесса может быть совместным и увлекательным, например, в рамках долгосрочного здоровьесберегающего проекта. Проект МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5 «Главный рекорд – здоровье!» носит долгосрочный, комплексный, интегративный характер, ведь добиться цели можно только благодаря целенаправленной, системной и многоаспектной работе.

Задачи проекта:

  • Формирование у обучающихся осознанного отношения к здоровью;
  • Пропаганда здорового образа жизни и здоровьесохраняющих, восстанавливающих технологий;
  • Укрепление связей между поколениями в совместной работе по здоровьесбережению.

Формы реализации проекта разнообразны: спортивно-массовые мероприятия, показательные выступления, дни открытых дверей, дни здоровья, туристические походы и другие мероприятия.

Отзывы участников проекта и количество участников в проводимых мероприятиях являются основными критериями эффективности реализации проекта.

К участию в проекте «Главный рекорд – здоровье!» привлекаются обучающиеся, родители, а также школьники Свердловского округа г. Иркутска.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный. Утверждение проекта, формирование творческих групп по разработке положений, планов, сценариев физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  2. Основной. Реализация проекта через систему запланированных мероприятий.
  3. Обобщающий. Оформление результатов реализации проекта в форме докладов, презентаций, публичных отчетов, конкурсных материалов.

Ожидается, что проект позволит:

– создать условия для укрепления здоровья субъектов образовательного процесса,

– приобщить обучающихся к здоровому образу жизни в настоящем и будущем,

– выстроить систему профилактической работы как в спортивной школе, так и детско-юношеской среде местного сообщества,

– привлечь заинтересованных партнеров к делу формирования у молодого поколения установки на здоровый образ жизни.

Известно, что здоровье – важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, неотъемлемое право человека, одно из условий успешного социального и экономического развития личности.

Приоритет здоровья человека – основополагающий принцип государственной политики России в области образования, закреплён в нормативных документах, воплощается усилиями образовательных учреждений, в том числе учреждениями дополнительного образования.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей – организации занятости в творческих, технических, спортивных секциях.

Общепринятыми мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются:

– организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

– осуществление просветительской работы с обучающимися и родителями по формированию у детей культуры бережного отношения к своему здоровью;

– повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и     здорового образа жизни.

В дополнительном образовании физкультурно-спортивной направленности важную роль играют интерес обучающегося к избранному виду спорта, активность обучающегося в коллективе тренировочной группы, эмоционально теплый настрой к тренеру-преподавателю, понимание престижа обучения в спортивной школе.

Главным фактором формирования познавательного интереса обучающегося к выбранному виду спорта являются средства и методы, привлекающие внимание ребенка, располагающие его к совместной деятельности в группе единомышленников с тренером-преподавателем. Обучающая деятельность тренера-преподавателя должна опираться на опыт и интересы обучающихся, на индивидуальные особенности и запросы, приобретать познавательный теоретический и практический эффект в совершенствовании учебно-тренировочного процесса.

      Тренер-преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, находится в тесном контакте с обучающимися и их родителями, медицинскими работниками. Он совместно коллегами и администрацией ДЮСШ планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

      Основные мероприятия эприменения здоровьесберегающих образовательных технологий на тренировочных занятиях – регулярное тестирование, диагностика состояния обучающихся, отслеживание основных параметров развития организма в динамике для  проекта выводов состояния здоровья обучающихся, внесения изменения в учебно-тренировочный процесс.

 

 

 

 

Качкова Лариса Владимировна. Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Качкова Лариса Владимировна. Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Сертификат

Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Difficulties in learning Russian in grades 5-11 and ways to overcome them

Качкова Лариса Владимировна,

Kachkova Larisa Vladimirovna,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова»,
г. Братск  Иркутской области

kachkoval@mail.ru

Аннотация. В статье представлен практический опыт использования форм и приемов учебной деятельности учителя, помогающих активизировать мышление учащихся, тренировать память, облегчить понимание и запоминание трудных правил русского языка.

Annotation. The article presents practical experience of using forms and methods of teacher’s educational activity that help to activate students’ thinking, train memory, facilitate understanding and memorizing difficult rules of the Russian language.

Ключевые слова: память, ассоциации, воображение, мнемотехника, правила, приемы, знания.

Keywords: memory, associations, imagination, mnemonics, rules, techniques, knowledge.

Обоснование проблемы.

Русский язык традиционно входит в число школьных предметов повышенной трудности, которая увеличивается в 6-7 классах, т.к. большая часть правил правописания изучается в этих параллелях, именно здесь формируется уровень грамотности человека. В 8-9 классах трудность предмета немного снижается:  учащимися уже усвоены основные базовые знания. Затем 10-11классах сложность предмета вновь возрастает в связи с подготовкой к итоговой аттестации  (ЕГЭ). (См. таблицы 1 и 2). [ 1]

Таблица 1.

Шкала трудности учебных предметов на уровне основного общего образования (СанПиН 1.2.3685-21, Таблица 6.10)

Учебные предметы Количество баллов (по классам)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Физика 8 9 13
Химия 10 12
История 5 8 6 8 10
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Математика 10 13
Геометрия 12 10 8
Алгебра 10 9 7
Природоведение 7 8
Биология 10 8 7 7 7
Литература 4 6 4 4 7
Информатика и ИКТ 4 10 4 7 7
Русский язык/Родной язык 8 12 11 7 6
География 7 6 6 5
Изобразительное искусство 3 3 1
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Музыка 2 1 1 1
Обществознание (включая экономику и право) 6 9 9 5 5
Технология 4 3 2 1 4
Основы безопасности жизнедеятельности 1 2 3 3 3
Физическая культура 3 4 2 2 2

 Таблица 2.

Шкала трудности учебных предметов на уровне среднего общего образования (СанПиН 1.2.3685-21, Таблица 6.11)

Учебные предметы Количество баллов (по классам)
Физика 12
Математика (геометрия) Химия 11
Математика (алгебра) 10
Русский язык/Родной язык 9
Литература / Иностранный язык 8
Биология 7
Информатика и ИКТ 6
История, Обществознание (включая экономику и право)

Искусство (МХК)

5
География 3
Основы безопасности жизнедеятельности 2
Физическая культура 1

  Каковы причины затруднений учащихся при изучении русского языка?

Во-первых, русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема усвоения материала  проявляется особенно остро. Работая с обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

Во-вторых, в программе по русскому языку большое количество правил, требующих запоминания, ведь грамотность основывается на знании правил, много исключений из правил, слов вне правил («Это надо запомнить») и т.д.

В-третьих, это психологические причины учащихся: снижение когнитивных способностей, недостатки в развитии мышления, низкий уровень развития кратковременной памяти, следовательно, в долгосрочной памяти информация не отложится, дефицит внимания, отсутствие интереса к учению,  поведенческие проблемы и т.д.

Как преодолеть эти трудности? Что надо сделать, чтобы ученик запомнил скучное и трудное правило? Надо перевести это правило в план воображения, чувств ученика.

Память многих учащихся не приспособлена к «простому запомина­нию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них сим­вола – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

Правила, пропущенные не только через логику, но и воображение, ассоциации, эмоции, удерживаются в памяти прочнее, дольше.

Лайфхаки,  т.е. полезные приемы, хитрости, которые я успешно использую в своей практике, опираются на эмоционально-образную память ребенка, находят живой отклик у учащихся, способствуют активизации мышления. Они незаменимы на «провальных» моментах обучения. Очень хорошо в этом помогает технология мнемотехники.

Мнемоника (мнемотехника) –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Пользуясь этим, технология мнемотехники придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благо­даря которым и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.  Мнемотехника помогает открыть глаза и уши учащихся. Кроме того, технология мнемотехники позволяет решать следующие задачи при формировании УУД:

– образовательную – вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, повышение мотивации к обучению;

– развивающую – развитие воображения, фантазии, творческих способностей, расширение кругозора, эрудиции;

–  воспитательную – воспитание положительного интереса к изучению русского языка.

Предлагаю  несколько лайфхаков, которые я использую на уроках.

Рифмуйте!  (прием звуковых ассоциаций)

Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко, например:

  1. ПломбировАть

Зуб болит. Не горевАть!

Пошли его пломбировАть.

  1. ЩавЕль

Коко ШанЕль любила щавеЕль.

  1. ТОрты

Будешь есть тОрты

И не влезешь в шОрты.

  1. ГазопровОд

Возле нас шумит завОд,

А под ним газопровОд.

  1. ЖалюзИ

Из Парижа привезИ

Нам для окон жалюзИ.

  1. СвЁкла

Баба ФЁкла садит свЁклу.

7.ОптОвый

Открыли нОвый

Магазин оптОвый.

Придумайте фразу-запоминалку!

Облегчают процесс запоминания правил русского языка и различные вспомогательные фразы. Для правильного употребления слов-паронимов одеть – надеть можно использовать фразу «Одеть Надежду, надеть одежду» или стихотворение:

    Нельзя надеть Надежду,

    Нельзя одеть одежду.

    Надеть одежду можно,

    Одеть Надежду можно.

Запомнить, какие безударные гласные пишутся в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, помогает фраза «Целую, милая».

   I спр.         II спр.

цЕлУЮ,   мИлАЯ

Орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные -е и -и можно перепутать местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученики твердо усвоят написание орфограммы.

А вот фразы, помогающие запомнить слова-исключения: «Уж замуж невтерпеж» и «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!».

Смешно представить цыкающего цыгана, но таковы странности человеческой памяти: чем нелепее текст, тем легче и охотнее он запомина­ется.

         Любую фразу-запоминалку учащиеся могут сочинить сами. Важно, чтобы образы были  близки и понятны, даже если они абсурдны и смешны.

Придумайте ассоциации-аналогии

Большое затруднение у учащихся вызывает изучение склонения составных количественных числительных (200-900). Правило звучит так: у составных количественных числительных склоняются все слова и части сложных слов:

  • И.п. семьсот восемьдесят шесть
  • Р. п.  семисот восьмидесяти шести
  • Д.п.  семистам восьмидесяти шести
  • Т.п. семьюстами восмьюдесятью шестью

Предлагаю учащимся такой лайфхак: склоняем как по нотам! Вместо корня -сот- подставить слово нота (-сот- = нота).

И.п. семь нот – семьсот

Р.п. семи нот – семисот

Д.п. семи нотам –семистам

Т.п. семью нотами – семьюстами

П.п. семи нотах – семистах

Таким способом можно подставить любое числительное от двухсот до девятисот.

Еще одной западающей темой в курсе русского языка для учащихся является причастный оборот. Часто ученики не могут разграничить определяемое слово и зависимое от причастия слово. Как доступно рассказать о причастном обороте? Для этого использую следующую схему, где стрелки показывают зависимость – подчинение.

  Царь                            Определяемое (главное) слово   (мальчик),

  Помещик                    Причастие  (включающий)

  Крестьянин                 Зависимое слово  (телевизор).

Визуализируйте! (создание зрительных образов)

Слова можно запоминать и с помощью зрительной опоры, т.е. обычных рисунков. Например, слова-исключения (-н-нн в суффиксах прилагательных)

стекляННый, оловяННый, деревяННый легко запомнить с помощью изображения окна. У окна – рамы деревянные, поля стеклянные, ручки оловянные.

       Приведем пример, как запомнить написание слова поролон.

Поролон мы свернули в рулон.

  Чтобы лучше запомнить правописание трудных слов, обозначающих цвета и оттенки, нужно мысленно представить их в соответствующем цвете, нарисовать их фломастером или цветным карандашом:

багряный,   бордовый,   сиреневый,

фиолетовый,   коричневый,   оранжевый,

салатный,   чёрный,   голубой.

Используйте пиктограммы! (нарисуйте текст)

Это способ запоминания, хорошо подходящий ученикам-визуалам. К ключевым словам и выражениям подбираются пиктограммы — графические образы. Например, если речь о празднике, нарисовать  салют, если о спорте — гантели или мяч и так далее. Этот прием хорошо использовать при работы с текстом для запоминания и пересказа.

 Если  нужно запомнить текст, надо выделить во время чтения ключевые  фразы или слова и нарисовать для них пиктограммы. После прочтения ученик

восстанавливает  смысл прочитанного по своим рисункам.

Таким образом, можно говорить о результативности того или иного мнемотехнического приема на уроке русского языка, который определяет­ся не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей  к изучаемому предмету.

Данные приемы помогают преодолеть затруднения при обучении учащихся, благодаря им нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные.

Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (часто непроизвольному) запоминанию.

Предлагаемый материал находит живой отклик у учеников, способствует активизации мышления, повышению  качества обучения.

Библиографический список:

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ [Дата обращения: 26.08. 2022г.]
  2. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями  //  Начальная школа. – 1994. – №1. – с. 23-27.
  3. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
  4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

 

Журнал “Вопросы здоровья и образования”, выпуск № 1 (август-декабрь 2022 г.)

Технологическая карта как форма проектирования образовательного процесса

Сертификат

Преподаватель: Завацкая Ольга Борисовна

Должность: методист, педагог дополнительного образования

Наименование учреждения: Государственное бюджетное учреждение дополнительного   образования Центр дополнительного образования  «ЭкоМир» Липецкой области  (ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО)

Вид документа: Методическая разработка

Презентация по теме: «Технологическая карта как форма проектирования образовательного процесса»

Технологическая карта

Литература:

 

  1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. В. Щурковой. – М.: Просвещение, 2001. – 171 с.
  2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 2005. – 146 с.
  3. Шаталов В.Ф. Шесть шагов за горизонт // Вечерняя Одесса. – 1986. 5 сент. – 18 с.
  4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979. – 134 с.
  1. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. – М.: МГУ, 2011. – 21 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2013, – 101 с.
  1. Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт учебного процесса. М.: Новокузнецк, 1996. 72 с.
  2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  3. Система Ховарда или школа завтрашнего дня. – URL: http://rebenokigraet.ru/sistema-xovarda-ili-shkola-zavtrashnego-dnya (дата обращения 25.11.2014).
  4. Школа завтрашнего дня Дональда Ховарда. – URL: http://www.7ya.lv/moj-rebyonok/metodiki-razvitiya-detej/shkola-zavtrashnego-dnya-donalda-hovarda.html (дата обращения 25.11.2014).
  5. «Опорные конспекты для подготовки к итоговой аттестации по физике», электронная библиотека ФГБОУ ДО ФЦДО, Москва

Тренировочные упражнения на развитие внимательности и восприятия

 

сертификат

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

– уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;

– уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;

-речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Скачать полностью
1 2 3 198