Опыт работы»Создание эмоционально благоприятного состояния детей на занятиях по физической культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка – детский сад №32»
муниципального образования г. Братска
Презентация опыта работы по теме:
«Создание эмоционально благоприятного состояния детей на занятиях по физической культуре»
Автор – составитель:
Якубовская Полина Александровна
инструктор по физической культуре
МБДОУ«ЦРР – ДС № 32»
(I квалификационная категория)
г. Братск, 2018
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Создание эмоционально благоприятного состояния детей на занятиях по физической культуре».
Развитие ребенка во многом определяется уровнем его здоровья, наличием физического и психического потенциала. Чем раньше он начнет приучаться к здоровому образу жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Не смотря на то, что работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется достаточно активно, все же заметна тенденция к ухудшению здоровья детей. На детей дошкольного возраста влияют следующие факторы:
 гиподинамия;
 несоблюдение режима дня;
 недостаточное время сна;
 нерациональное питание;
 избыток или недостаток массы тела;
 отсутствие закаливания;
 компьютерная зависимость;
 снижение двигательной активности;
 хронические заболевания;
 экологическая обстановка;
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности. Под эмоциями понимается переживание собственного состояния.
Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка — это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети с 3-х лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения.
Чтобы помочь ребенку справиться с современными нагрузками; с неуравновешенным, импульсивным поведением, характерное для быстро возбудимых детей или наоборот, для застенчивых и неуверенных в себе детей; для детей с наличием каких — либо страхов педагогу необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Ведь проблема заключается в том, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, которое ребенок должен сознательно беречь и приумножать, но дети дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей не могут осознанно контролировать свои действия. Проблема предупреждения и профилактики психоэмоциональных нарушений у детей в настоящее время стоит особенно остро.
Поэтому приступив к углубленному изучению данной темы, я поставила перед собой следующую цель и задачи.
Цель: создание условий для организации работы по профилактике эмоциональных нарушений и развитию коммуникативных качеств на занятиях по физической культуре.
Задачи:
1. Обучить детей способам снижения мышечного напряжения, снятия тревожности и релаксации.
2. Развивать у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов: раскрепощенность, развитие творческой активности. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.
Один из методов ее решения – включение в деятельность детей игр, заданий, упражнений, игровых приемов, направленных на снятие напряженного состояния, релаксацию и развития коммуникативных навыков ребенка.
Следуя из собственного опыта, могу сказать, если систематически использовать на занятиях физической культурой сюжетно – игровые приемы, упражнения для развития коммуникативных навыков, упражнения на дыхание и релаксацию, музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты, упражнения для профилактики эмоциональных нарушений, то у дошкольника снижается психоэмоциональное напряжение, создается благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья.
При подборе физических упражнений обязательно учитываю
возрастные особенности и индивидуальные качества, возможности ребенка и на их основе определяю посильные для него задания. Так же большое значение имеет использование музыкального сопровождения, которое помогает обеспечить включение ребенка в процесс сохранения и укрепления своего здоровья.
Немаловажным в системе здоровьясбережения дошкольников считаю сотрудничество с родителями. В моей работе мне помогает педагог – психолог, который проводит беседы о состоянии душевного равновесия ребенка, о положительном эмоциональном состоянии. Проводит индивидуальную работу с родителями детей, эмоционально закрепощенных, испытывающих трудности в социально – психологической адаптации.
Сейчас я познакомлю Вас с теми играми и приемами из собственного опыта работы по данной теме, которые особенно любимы детьми.
«Сухой дождь».
Это атласные ленты, которые закреплены в дверном проеме. Дети, входя и выходя из зала, проходят сквозь «сухой дождь». Если вы ходите активизировать деятельность организма и дать позитивный настрой, то используйте теплые тона. Обычно «теплый сухой дождь» используется при входе в спортивный зал. Если вы хотите наоборот успокоить ребенка, снять внутренне напряжение используйте холодные тона, так называемый «холодный сухой дождь». Для разнообразия и проявления дополнительного интереса у детей осенью можно пришить к лентам листочки, зимой снежинки, а весной и летом – цветы. Дети во время прохождения могут остановиться, сделать глубокий вдох – выдох и проходить дальше. Так же можно использовать и другие приемы, например:
 «Розовые очки» (детям предлагается надеть розовые очки по очереди и посмотреть на мир другими глазами, на мир где нет ссор, обид и т.п.);
 «Веселый звоночек» (при входе каждому ребенку предлагается позвонить в колокольчик, чтобы поднять себе настроение или настроение своему другу);
 «Превращалка» (дети пролезают через обруч и сразу же превращаются в какого-нибудь сказочного героя или зверя, имитируя характерные ему движения);
 «Ведерко для обид» (у педагога в руках небольшое ведерко, каждый ребенок, проходя мимо, шепчет в кулачек свою обиду на кого-то, или избавляется от плохого настроения и сбрасывает это из кулачка в ведерко);
 «Веселая шляпа» (каждому ребенку на голову одевается шляпа на несколько секунд, которая заполняет его голову хорошими, добрыми мыслями и веселым настроением).
Упражнения для профилактики эмоциональных нарушений.
Для профилактики эмоциональных нарушений используем следующие игры, такие как:
 «Бокс» (для мальчиков) – для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии. Перед выполнением упражнения детям необходимо объяснить, что в жизни бывают ситуации, когда кто-то может разозлить, и появляется желание ударить этого человека. Хороший способ избежать этого, а также дать выход злости и агрессии – боксирование. Каждому мальчику предлагается вспомнить подобный случай и ударить по «груше» несколько раз правой и левой руками. Затем можно спросить, стало ли после этого легче.
 «Капризки» (для девочек) – цель та же, что и при выполнении упражнения «Бокс». Лежа на мате, бить по нему руками и ногами, желательно с криком. Как показала практика, после этого упражнения склонные к капризам девочки меньше капризничают.
 «Катание на фитболе» — для полного расслабления. Упражнение выполняется под релаксационную, «космическую» музыку.
 Упражнение «Кричалки – топталки». Дети берут в руки пластиковые одноразовые стаканчики. Подносят их ко рту и, изобразив злость, «выкрикивают» её в стаканчик. Затем ставят его на пол вверх дном и топчут ногой.
Упражнения для развития коммуникативных навыков. Их можно разделить на:
— индивидуальные – направленные на невербальное выражение состояний и отношений;
— парные – помогают детям стать более открытыми по отношению к партнеру, почувствовать, понять и принять его;
— групповые – формируют навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Это всевозможные игры на сближение, общение детьми между собой.
Например, такие как: «Здравствуйте» — где детям предлагается поздороваться разными способами или полюбившаяся игра «Шариковая дискотека» — где дети делятся парами, и разными способами зажимают воздушный шар (руками, животами, лбами, коленями). Задача детей под веселую музыку выполнять разные движения, не уронив шарик. К тому же всем известно, что воздушные шары доставляют детям огромное удовольствие.
Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Дыхательные упражнения (можно использовать методику А.Н. Стрельниковой) проводятся с целью улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для профилактики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Например, после работы с мячом можно провести игру «Насосы». Дети зажимают мяч между ног, в руках держат насос, и, имитируя движения, накачивают мяч. Поднимая руки вверх, дети делают вдох через нос, опуская руки вниз – делают выдох через рот с произношением звука «ш». Упражнение «Горячий чай» очень нравится детям. У каждого ребенка в руках стаканчик и ребенок представляет, что в нем горячий чай с каким-либо вкусом. Прежде чем чай выпить дети его остужают. Делают глубокий вдох и дуют на поверхность стаканчика. К тому же в этом упражнении у детей развивается воображение и фантазия. При проведении релаксации нужно учитывать следующие моменты:
 спокойный голос;
 успокаивающая музыка;
 тихая, спокойная обстановка;
 закрытые глаза;
 различные позы;
 спокойный выход из состояния;
 дать детям возможность продолжить релаксацию, если им хочется;
Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Один из вариантов проведения релаксации, использование цветных ковриков. Для гиперактивных детей – спокойные тона, например зеленого, голубого цвета, а для пассивных детей наоборот нужно использовать яркие цвета. Дети ложатся на них и отдыхают под спокойную музыку.
Таким образом, чем больше мы будем использовать игр и приемов на создание у детей эмоционально благоприятного состояния, тем больше позитива получат наши дети. Они научаться управлять своими чувствами и эмоциями, пребывать в хорошем настроении и относиться ко всем с добротой, уважением и взаимопониманием.