Организация перевозок на пригородном автобусном маршруте № 436 город Иркутск – деревня Карлук

Организация перевозок на пригородном автобусном маршруте № 436

город Иркутскдеревня Карлук

Organization of transportation on the suburban bus route No. 436 Irkutsk city – Karluk village

 

Корчева Дарья Владимировна

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

daria.korcheva@gmail.com

Филатов Евгений Вадимович

студент  ГБПОУ ИО «ИТТриС», г. Иркутск

yevgeniy.filatov.2021@mail.ru

 

Аннотация. В статье изложен оптимальный план перевозки пассажиров, который подразумевает минимальные издержки в процессе перевозки по выбранному маршруту. Актуальность данной темы обусловлена тем, что автомобильный пассажирский транспорт общего пользования является составной частью общей транспортной системы страны и осуществляет перевозки пассажиров, которым необходимо своевременно совершать поездки по трудовым и культурно-бытовым целям. Одним из основных показателей качества обслуживания пассажиров является время, затрачиваемое на поездку.

Annotation. The article describes the optimal plan for passenger transportation, which implies minimal costs during transportation along the selected route. The relevance of this topic is due to the fact that public automobile passenger transport is an integral part of the general transport system of the country and carries passengers who need to travel in a timely manner for work and cultural purposes. One of the main indicators of the quality of passenger service is the time spent on the trip.

Ключевые слова: транспорт, пассажирские перевозки, пригородный маршрут, расчет основных технико-эксплуатационных показателей.

Keywords: transport, passenger transportation, suburban route, calculation of the main technical and operational indicators.

В статье рассматривается пригородный маршрут № 436, проходящий через Центральный рынок, улицу Рабочего штаба до деревни Карлук. Протяжённость маршрута 24,04 км. В процессе организации пригородных пассажирских перевозок одним из важнейших критериев является качество обслуживания пассажиров, сюда можно отнести время поездки и комфортабельность транспортных средств, используемых на пригородном маршруте№ 436 «Иркутск» – «Карлук». Данные получены при помощи натурного обследования пригородного маршрута. На выбранном маршруте используются автобусы KIA Granbird и Hyundai Aero City. На основе собранных данных были построены эпюра пассажиропотока по часам суток (рисунок 1). [1]

Рисунок 1 – Эпюра распределения пассажиропотоков по часам суток маршрут № 436 Иркутск – Карлук

В пассажирских перевозках так же очень важно понимать на какое расстояние передвигается пассажир, чтобы максимально удовлетворить потребность в перевозке, поэтому на основе собранных данных была построена эпюра распределения пассажиропотока и по длине маршрута (рисунок 2). [1]

Рисунок 2 – Эпюра распределения пассажиропотока по длине маршрута № 436 Карлук – Иркутск

Для организации перевозок на пригородном автобусном маршруте № 436 город Иркутск – деревня Карлук необходимо рассчитать основные технико–эксплуатационные показатели работы автобуса, результаты расчетов сведены в таблицу 1. [2]

Таблица 1

Технико-эксплуатационные показатели работы автобуса.

Наименование показателя Условное обозначение Едини измерения Величина
Время сообщения tс ч 0,64
Время рейса tр ч 0,8
Время оборотного рейса tоб ч 1,94
Техническая скорость vт км/ч 47,7
Скорость сообщения vс км/ч 37,5
Эксплуатационная скорость vэ км/ч 27,4
Объем перевезенных пассажиров Q пасс пасс 132
Пассажирооборот Р пасс.км 2413,21
Коэффициент неравномерности кн 0,95
Средняя дальность поездки пассажира Lср км 18,3
Пробег с пассажирами на маршруте за сутки Lпасс км 366,54
Среднесуточный пробег Lсс км
Коэффициент использования пробега за сутки 𝛽 0,91
Списочное количество автобусов на маршруте Ас авт 3
Потребное        количество

автобусов          в час «пик»

Аэ авт 3
Частота движения автобусов h авт.ч 1,5
Интервал движения автобуса J мин 39
Коэффициент использования вместимости γвм 0,87

Для оценки социальной и экономической эффективности организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей организации перевозок пассажиров и улучшению показателей эффективности использования автобусов необходимо рассчитать итоговые показатели работы автобуса за год, результаты расчетов приведены в таблице 2. [3]

 

Таблица 2

Итоговые показатели работы автобуса за год

Наименование показателя Условные обозначения Величина показателя
Количество автобусов по расписанию, ед Аэ 3
Списочное количество автобусов, ед Ас 3
Авто/дни в хозяйстве, а-д АДх 1095
Авто/дни в эксплуатации, а-д АДэ 941,7
Коэффициент выпуска αв 0,86
Время в наряде, ч Тн 14
Пробег с пассажирами за год, пасс.км Lпасс 215178,45
Общий пробег за год, км Lобщ, 195812,34
Среднесуточный пробег автобуса, км Lcc 17,5
Средняя дальность ездки одного

пассажира, км

Lср 18,3
Количество провезенных пассажиров за год, пасс Qгод 937650,7
Пассажирооборот за год, пасс.км Pгод 17065242,7

При организации перевозок на пригородном автобусном маршруте № 436 город Иркутск – деревня Карлук необходимо составить расписание движения автобусов – это главный документ отдела эксплуатации, регламентирующий режим движения автобусов, их использование по времени, организацию труда автобусных бригад и основные эксплуатационные и экономические показатели работы АТП. Основным расписанием движения автобусов является сводное маршрутное расписание, которое составляется для пригородных маршрутов в табличной форме. Расписание движения автобусов по маршруту представлено в таблице 3. [4]

Таблица 3

Сводное маршрутное расписание Иркутск – Карлук

№ в ы хо да Пункт начала движения Время выезда

из АТП

Нулевой проб ег,ми н. Карлук Софьи Перовская Карлук Софьи Перовская
п о п о п о п о
1 Хомутово 5-30 30 6-00 6-10 7-00 7-10 8-00 8-10 8-50 9-00
2 Хомутово 6-10 30 6-40 6-50 7-40 7- 50 8-40 8-50 9-40 9-50
3 Хомутово 6-40 30 7-10 7-20 8-10 8-20 9-10 9-20 10-20 10-30
1 9-50 10-50 11-40 11-50 12-40 12-50 13-40 13-50 14-40 14-50 15-40 16-50
2 10-40 11-40 12-30 12-40 13-30 13-40 14-30 14-40 15-30 15-40 16-30 17- 40
3 11-10 12-10 13-00 13-10 14-00 14-10 15-00 15-10 16-00 16-10 17-00 18-10

 

 

Согласно исходным данным и проведённым расчётам для организации движения и обеспечения перевозок заданного количества пассажиров на маршруте № 436 город Иркутск – деревня Карлук, протяженностью 24,04 км, потребуется 3 автобуса большой вместимости.

В соответствии с распределением пассажиропотока по часам суток движение на автобусном маршруте начинается в 6:00 и заканчивается в 20:10. Время оборотного рейса составляет 1 час 56 мин, интервал движения в течение всего времени на маршруте равен 39 минут. Эксплуатационная скорость движения по маршруту равна км/ч. Одним автобусом за день выполняется 14 рейсов.

Так же в данной статье было определено время автобусов в наряде. Оно определяется так же по сменам, оно равно 14 часов. За один день всеми автобусами выполнен общий пробег в размере  км, причем коэффициент пробега равен соответственно 0,96.

Регулирование контроля за движением автобусов и регулирование их движения осуществляется автостанциями конечных остановочных пунктов, имеющих между собой и предприятием телефонную связь.

По расчетам можно сделать вывод, что АТП выгодней выпустить 3 автобуса большей вместимости, вместо 2 автобусов.

Автобусы большей вместимости позволят увеличить пассажирооборот на маршруте, пассажиры будут перевозиться в лучших условиях, расписание автобусов будет более частое, что повысит комфорт пассажиров, так же это увеличит прибыль организации. Так же уменьшится вредное воздействие на окружающую среду, следовательно, вред экологии будет причиняться значительно меньше.

Список источников:

  1. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2011. – 272 c
  2. Володин Е. П., Громов Н. Н. Организации и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом. М.: Транспорт, 1981.
  3. Пассажирские перевозки: Учебное пособие / сост. Т.А. Менухова, С.В. Егоров. − СПб.: Свое издательство, 2017. − 162 с.
  4. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник. – М.: Транспорт, 2010. – 400 с.