Организация и проведение учебного занятия «Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»»

Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»"
Методическая разработка
Автор — Цыганкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, объединение  «Умелые ручки», г. Ангарск

Аннотация: Данная методическая разработка  поможет заинтересовать детей перспективами занятий в кружке «Калейдоскоп увлечений»,  увлечь новыми идеями по изготовлению поделок из разных материалов, познакомить с правилами безопасного труда на занятии кружка.  Может быть использована педагогами дополнительного образования при проведении вводного занятия по дополнительной общеразвивающей программе декоративно-прикладного творчества.

Конспект занятия «Введение в образовательную программу

 «Калейдоскоп увлечений»

Цель: познакомить учащихся с программой  «Калейдоскоп увлечений», заинтересовать детей деятельностью творческого объединения «Умелые ручки».

Задачи:

— заинтересовать детей возможностями занятий по программе «Калейдоскоп увлечений»;

— познакомить с видами декоративно-прикладного творчества: айрис фолдин, квиллинг, авторская открытка, плетение, оригами и др.;

— воспитывать любознательность, аккуратность, умение работать коллективно;

— способствовать развитию мышления, фантазии, художественного вкуса.

Тип занятия: изучение нового материала.

Возраст детей: 7 – 12 лет.

Продолжительность: 90 мин.

Оборудование и материалы: компьютер, магнитофон, работы учащихся, таблички с названиями мастерских, материалы и оборудование для работы в мастерских (схемы, шаблоны, ткань,  цв.бумага, ножницы, клей, иголки, нитки, одноразовые тарелки, фломастеры)

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация готовых работ, демонстрация презентации.

Практические: показ приёмов и способов изготовления изделий.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный этап.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Татьяна Анатольевна, я работаю педагогом объединения «Умелые ручки» в клубе «Альбатрос». Сегодня, я предлагаю вам, познакомится с деятельностью нашего объединения. И надеюсь, что наше занятие пройдёт, увлекательно, с пользой для всех. Как я уже сказала, наше объединение называется «Умелые ручки» и здесь мы научимся делать разные сувениры. А что такое сувенир? (Ответы детей)

Сувенир – это художественное изделие, это — подарок на память.

Из чего можно сделать сувенир? (Ответы детей)

Вы правильно говорите, сувениры можно изготовить из различных материалов. На занятиях объединения « Умелые ручки» мы мастерим сувениры из разных материалов – из бумаги, картона, фоамирана, джута, бросового материала, бумажных трубочек и т.д.

Что называют бросовым материалом? (Ответы детей)

И сегодня, я приглашаю посетить три мастерские и узнать чем мы занимаемся в объединении «Умелые ручки»:

  • в 1 мастерской мы познакомимся с техникой «Йо-йо».
  • во 2 мастерской —  поработаем с бумагой.
  • в 3 мастерской сделаем поделку из бросового материала – одноразовой тарелки.

 

  1. Основной этап

Педагог: Давайте посмотрим, что делают учащиеся на занятиях, из чего же получаются такие работы.  (показ работ детей прошлых лет)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми техниками и материалами, побываем в разных мастерских и изготовим небольшие поделки.

 

1 мастерская «Техника «йо-йо».

Техника «йо-йо» — это один из видов лоскутного шитья с использованием круглых элементов.
Используется для украшения сумочек, одежды, покрывал и еще очень многих вещей.  Цветочками йо-йо очень красиво можно украсить сумки, одежду, броши, пасхальные яйца, новогодние поделки.

Есть очень много разных шаблонов и  приспособлений для заготовки элементов этого вида шитья. Сегодня мы познакомимся с самым простым способом изготовления  элементов в технике йо-йо.

Посмотрите сюда — показываю картину, где изображена ваза. Чего на ней не хватает? Верно! Здесь не хватает букета цветов. Давайте изготовим цветы в технике «йо-йо» и поставим их в вазу. Но прежде чем приступить к работе мы должны провести инструктаж по технике безопасности.

Давайте посмотрим, какие предметы и инструменты могут быть опасными при работе? (ножницы, иголки, нитки, клей).

Инструктаж по технике безопасности

Педагог:  Как надо правильно хранить и пользоваться этими инструментами? (ответы детей)

Вот теперь мы можем приступить к работе.

  1. Чертим на ткани круг диаметром от 7,5 до 15 см. Для этого используем все, что у нас есть под руками – циркуль, картонный шаблон, шаблон из бумаги, стакан, диск и любые другие круглые предметы. Надо иметь в виду, что диаметр круга должен быть в два раза больше размера будущего цветка. Чем больше круг, тем, естественно, больше цветок получится.
    Прошиваем круг по краю швом «вперед иголка», подворачивая край на 0,5 см. Стежки делаем мелкими, нитки используем прочные.
    3. Стягиваем нить, расправляем складочки и цветок готов.
  2. Сторона кружка, которую мы стянули, со складками – правая. Для украшения и чтобы закрыть дырочку, можно пришить бусинку, бисер, пуговицу.

Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»"

Практическая работа

Прошивают кружочки из ткани швом «вперёд» иголкой и затягивают нитку. В серединку приклеивают бусинку.

Педагог: А теперь давайте соберём из наших цветков букет  (приклеивают на листок с вазой, дорисовывают листочки).  Молодцы!  Посмотрите, какой красивый букет у нас получился!

Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»"

Ну а теперь предлагаю отправиться в следующую мастерскую. Чтобы набраться сил перед дорогой, нужно отдохнуть.

 

Физкультминутка:  Давайте встанем в круг, чтобы лучше познакомиться друг с другом и улыбнемся — улыбка подружит сегодня всех нас!

— Улыбнулись! Вижу, что у вас отличное настроение!

-Я буду передавать по кругу цветок, а вы будите называть свое имя и как вас ласково называют близкие.

(руководитель называет себя и передает цветок ребенку)

Очень хорошо! А теперь  садимся на свои места.

 

2 мастерская «Оригами».                                                                                                                        

 

Оригами — увлекательная техника создания объёмных фигур. Фигура может состоять из одной  части или собирается из множества одинаковых частей (модулей), когда каждый модуль складывается из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.  Изначально, этот вид искусства носил религиозный характер, и бумажные фигуры использовались в священных обрядах. Обучение оригами было доступно лишь высшим сословиям и считалось очень важным умением.  После  2 мировой войны оригами распространилось по всему миру и заинтересовало не только взрослых, но и детей разного возраста. Существуют разные виды оригами: простое, модульное, киригами, квиллинг и др. Первоначальное оригами предусматривает использование разноцветной бумаги квадратной формы. Ножницы и клей не используются в традиционной технике. Однако в современном искусстве бумажных поделок иногда отходят от канонов.   Сегодня мы с вами сделаем закладку для книги  способом оригами (показ образцов закладок).

Предлагается выбрать закладку, которую будут делать, подобрать бумагу нужного цвета.

Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»"

 

Практическая работа

Складывают основу закладки и декорируют её мелкими деталями.

  1. Берём квадрат из цветной бумаги и складываем его по схеме (два варианта).
  2. Вырезаем мелкие детали и  оформляем наши закладки.

Педагог: Молодцы!  А я предлагаю вам отправиться в 3 мастерскую.

 

3 мастерская «Нужное из ненужного».

 

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной фантазии.  Самое главное, он всегда под рукой! Для того чтобы сделать поделки из бросового материала, не придется отправляться в магазин или бродить по лесу. Всё необходимое можно легко найти в кладовой, гараже и даже в мусорной корзине! Старые газеты, картонные тарелки, коробки, яичные контейнеры, пластиковые бутылки, пакеты из-под сока и молока, металлические банки и крышки – все это пригодится, чтобы изготовить поделки из бросового материала. Я предлагаю вам сделать вот такого голубя  из одноразовой тарелки (показ образца).
Практическая работа

  1. По шаблонам вырезаем голубя из картонной тарелки.
  2. Приклеиваем крылья к туловищу.
  3. Декорируют птицу мелкими деталями – рисуем глаз, клюв.

 

Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»"

III. Итоговый этап.

Педагог: Вы посетили только одно занятие кружка и смогли сделать такие прекрасные сувениры, а ребята, которые посещают занятия кружка постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов.  В какой мастерской вам понравилось больше всего?  (ответы детей)

Ребята, наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за работу!

Желаю всем творческих успехов!   До свидания!