Организация проектной деятельности по междисциплинарному курсу «Проектирование узлов и деталей приборов»

Автор: Семёнова Юлия Викторовна, преподаватель ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» Колледж приборостроения и информационных технологий, г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу роли проектной деятельности в обучении студентов СПО. Рассмотрен проект, реализованный студентами, предложены варианты практических занятий.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектирование, колледж, деловая игра, метод обучения.

 

Введение

Междисциплинарный курс «Проектирование узлов и деталей приборов» является частью подготовки студентов колледжа по специальности «Оптико-электронные приборы и системы». В ходе реализации программы курса предусматриваются занятия в форме проектной и исследовательской деятельности студентов. Проектная деятельность является одним из самых активных методов обучения, соответствующего требованиям ФГОС. В ходе работы над проектами студенты закрепляют теоретические знания, полученные на занятиях, а также получают необходимые навыки для прохождения учебной и производственной практики на профильных предприятиях.

Инженер-конструктор — специальность, чья деятельность необходима для создания различных промышленных изделий. В английском языке термин «инженер-конструктор» переводится как designer, и обозначает творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств.

Проектная деятельность – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.

Кроме непосредственного обучения проектированию приборов, задачами проекта служат:

  • обучение проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, навыкам презентации, коммуникативности, умению принимать решения;
  • развитие творческой направленности личности.
1. Реализация проекта на тему «Модификация конструкции советского объектива»

Рассмотрим один из проектов, реализованный студентами коллежа в процессе обучения на курсе проектирования.

Для того, чтобы создать новое устройство, прибор или систему, необходимо сначала найти прототип, в данном проекте в качестве прототипов было выбрано несколько моделей отечественных объективов.

1.1 Актуальность и выбор темы проекта

Оптическая система – это основа любого оптико-электронного прибора. Проектирование новых и модернизация уже зарекомендовавших себя объективов является актуальной учебной задачей.

Тема проекта понятная и простая (что является необходимым условием, так как это первый проект у студентов), однако предлагает достаточно широкое поле для исследования.

1.2 Продолжительность проекта

Проект средней продолжительности. Форма работы над проектом: совмещение занятий в классе (30 часов практических занятий) и самостоятельной работы.

1.3 Основные этапы работы над проектом

В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:

  1. Мотивационный этап.
  2. Планирующий или проектировочный — подготовительный этап. Получение задания, изучение исходных данных.
  3. Информационно-операционный этап. Осуществляется сбор и анализ информации. На этом этапе важно выработать критичность мышления для выявления ненадежных источников информации.
  4. Практический или моделирующий. Этот этап включает в себя: разработку схем объекта конструирования, разработку конструкций с выполнением необходимых расчетов, составление пояснительной записки.
  5. Контрольно-коррекционный. Выполняется в ходе консультаций с преподавателем на всем процессе создания проекта.
  6. Защита проекта.
  7. Рефлексивно-оценочный этап.
2. Методы проведения практических работ при работе над проектом

2.1 Научный поиск

Задачей практических работ по научному поиску являлось получение полной информации для дальнейшего анализа и синтеза разрабатываемой конструкции.

Студенты связывались с производителями объективов (например, Красногорский завод им. Зверева, производящий объективы «Гелиос»), запрашивали документацию, изучали историю своего объектива, оптическую схему объектива, смотрели видео по разработке и сборке конструкции объектива, знакомились с новыми конструкционными материалами, применяемыми в производстве.

Результаты:

  • определение направления исследования – выявление устаревших конструкторских решений, не актуальных элементов.
  • выдвижение гипотезы решения возникающих проблем.
  • исследование современных конструкций, материалов.

2.2 Групповая работа

Данная практическая работа строилась по принципу деловой игры. Происходило моделирование ситуации в игровой форме: студенты разбивались на группы (4-5 человек). Каждая группа представляла собой конструкторское бюро, занимающееся разработкой нового объектива. Каждый студент в группе – специалиста в определенной области.

Игроки в группе:

  1. Главный конструктор – отвечает за конструкцию в целом (студент – разработчик проекта).
  2. Главный технолог – проверяет, можно ли изготовить и собрать конструкцию.
  3. Инженер-оптик – оценивает качество полученного объектива.
  4. Специалист службы нормоконтроля – проверяет документацию на соответствие ЕСКД и ГОСТ.
  5. Директор – оценивает конструкцию с точки зрения экономических показателей и новизны.

Результаты:

  • в результате мозгового штурма студенты выявляли ошибки проверяемого проекта, находили новые методы решения задач;
  • студенты менялись ролями, при этом изучали новые области знания, практиковались смотреть на разработку с разных точек зрения;
  • учились защищать свой проект, отстаивать свою точку зрения;
  • повышался уровень самостоятельности, мотивации.
3. Защита проекта и его оценка

3.1 Оценка работ

При оценке работ была выбрана следующая схема критериев оценки:

  • самостоятельность работы над проектом;
  • актуальность и значимость темы;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность решения проблемы; в том числе, выбор новых методов производства деталей, новых материалов и технологий, юстировочных средств;
  • презентация содержания проекта; кроме чертежей и пояснительной записки, для презентации содержания проекта студент может создавать плакаты, схемы, презентации, поясняющие устройство конструкции, и дополняющие его выступление на защите проекта;
  • использование средств наглядности, технических средств;
  • ответы на вопросы.

3.2 Обсуждение хода работы и полученных результатов

В ходе защиты проекта (или после защиты) студенту предлагались следующие вопросы:

  • Что было самым интересным при разработке проекта? Самым сложным?
  • Можно ли было сделать лучше?
  • Как можно ее модернизировать твою конструкцию?
  • Как ты оцениваешь свое выступление?
  • Каковы твои планы на будущее? Захотел бы ты работать в конструкторском отделе?

3.3 Анализ процесса обучения

При проведении практических работ по разработке проекта была выявлены некоторые проблемы:

  • недостаточная информационная и лабораторная база учебного заведения, ограничение возможности использования компьютерных классов;
  • слабая мотивированность обучающихся к творческой деятельности ввиду большой загруженности;
  • узкие временные рамками на выполнение проекта.
Заключение

Несмотря на возможные проблемы и ограничения, проект является наиболее результативным методом обучения студентов по междисциплинарным курсам.

Проекты и исследования помогают студентам осознать, какое направление работы им наиболее интересно (например, конструирование, лабораторные исследования, выполнение расчетов или программирование), и непосредственно влияют на выбор будущей профессии.

 

Литература

  1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
  2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. — М.,2004.
  3. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. — Новосибирск: Наука, 2005.
  4. Тришкина В.М. Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов колледжа, статья, 2013.