Организация спортивно-массовых мероприятий как основная форма пропаганды здорового образа жизни

Организация спортивно-массовых мероприятий как основная форма пропаганды  здорового образа жизни

Организация спортивно-массовых мероприятий как основная форма пропаганды

 здорового образа жизни

Organization of sports and mass events as the main form of promoting healthy lifestyles

Ковальчук Анатолий Владимирович

Kovalchuk Anatoly Vladimirovich

Учитель МБОУ СОШ, п. Черский Республика Саха (Якутия)

kovalchuk924@mail.ru

Аннотация: В статье представлен обзор педагогической деятельности учителя физической культуры, направленной на формирование культуры здоровья и пропаганды здорового образа жизни обучающихся средней общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия) Нижнеколымского района.

Annotation: The article presents an overview of the pedagogical activity of the teacher of physical culture aimed at forming a culture of health and promoting a healthy lifestyle for students of the secondary general school of the Republic of Sakha (Yakutia) the Nizhnekolymsky District.

Ключевые слова: физическая культура, спортивно-массовые мероприятия, здоровый образ жизни, пропаганда ЗОЖ.

Key words: physical culture, sports-mass events, healthy way of life, propaganda of HLS.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача – создать здоровье сберегающую среду.

С чем же сталкивается в данное время ученик: отсутствие достаточной двигательной активности; нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов. Для решения этих проблем необходима организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно- оздоровительной работы в школе.

В своей школе мы выделяем пять направлений физического воспитания: урочное, прикладное, физкультурно-оздоровительное, внеклассное, общешкольное

Вся спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Для этого составлен четкий план работы. На уроках осуществляются занятия по учебной программе, проводятся занятия внеурочной деятельностью, есть традиционные общешкольные мероприятия, Дни здоровья.

Программа ОФП включает теоретические и практические занятия, в теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы: физическая культура и спорт в России; физическая культура и спорт – средства всестороннего развития личности; выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх; гигиена, предупреждение травм; врачебный контроль, самоконтроль; оказание первой помощи; правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию, спортивным играм, национальным видам спорта.

В практической части за основу взято несколько видов спорта: – комплексные занятия по лыжной подготовке, национальным видам спорта, спортивным играм;  баскетбол/волейбол, футбол; настольный теннис.

Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.

С целью охранение и укрепление здоровья учащихся в школе создается здоровьесберегающей среды для успешного укрепления здоровья учеников. Решаются следующие задачи: совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни; дополнительное образование учащихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.

Создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся проводится средствами физической культуры и спорта. Обеспечение взаимодействия учебного и внеурочного учебного процессов физического воспитания осваивается с помощью ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом. Формирование физической культуры личности обучающегося осуществляется с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. Проводится дальнейшее развитие системы спортивных секций. Осуществляются мероприятия по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. Улучшаются условия для организации спортивно-массовой работы и оснащения учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем. [1]

Реализация физического воспитания включается функции: воспитания в учеников бережного отношения к своему здоровью; обучения учеников нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков; содействие физическому развитию учеников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. [2]

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование в учеников, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учеников школы оздоровительными мероприятиями. [3]

Методика подготовки и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий

Проведение школьных соревнований и праздников необходимо начинать с первой половины октября, когда учащиеся адаптируются к учебным нагрузкам. Подготовка и проведение спортивных соревнований предусматривает целый комплекс мероприятий по созданию оргкомитета, составлению программы соревнований, разработке сценария (время, место, разметка площадки, подготовка инвентаря и т.д.). Распределение обязанностей среди членов оргкомитета, подготовка информации, тренировка команд, заседание судейской коллегии, подготовка итогов и составление отчета о соревновании. [4]

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа

Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых. [5]

Основная форма спортивно-массовой работы – школьная Спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся. Перед началом любого мероприятия составляем Положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программу и ответственных за проведение.

Положение подписывается директором школы.

Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия, все знакомятся с условиями проведения соревнований, судейство соревнований возлагается на

спортивный актив школы и учителей физвоспитания. Итоги и награждения проводятся в торжественной форме.

Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:

Все 75% – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.

Организационная работа образовательного учреждения

В школе создана воспитательная система физкультурно-оздоровительной и спортивно­-массовой работы.

Спорт, органично включенный в воспитательную систему, дал свои результаты: у ребят повысилась самооценка, они более уравновешены, сосредоточены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, хорошо подготовлены к службе в армии.

Создание в школе необходимых условий для занятий спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди учащихся.

Особое внимание уделяется внедрению в практику школы здоровье сберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.

Принцип профильной направленности содержания образования – выявление профессиональных намерений и планов воспитанников реализуется через изучение программы по физической культуре, в основе которой лежит баскетбол, футбол, волейбол, а также национальные виды спорта-борьба «хапсагай,» «мас-рестлинг». [6]

Школа является единственным центром нравственного и духовного развития в Нижнеколымскоим районе, поэтому продуманы пути всестороннего развития личности ученика.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, спортивные мероприятия, дни здоровья, спортивные праздники.

Задача учебного предмета «Физическая культура»: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт уроков физической культуры неплохо, но мы используем и другие формы работы. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это своими силами через внеурочную деятельность, школьные традиционные мероприятия. 

Оздоровительная роль достигается:

  • организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья учащихся;
  • обеспечения гигиенических условий;
  • предупреждением травматизма. [7]

Участие в районных, региональных программах по физической культуре и спорту.

«Поселковые» соревнования по разным видам спорта.

Районные соревнования по волейболу, борьбе «хапсагай»

Веселые старты

Мини – футбол

Состязания на призы Главы района – Военно-спортивная игра «Зарница»

Шахматный турнир

Ежегодный турнир памяти В.И. Тырылгина. Ежегодный турнир по разным видам спорта, посвященный Дню Победы над фашисткой Германией.

Организация физкультурно-массовой и спортивной работы.

Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных праздников, конкурсов, соревнований составляют основу воспитательной системы, начиная с первого класса. Календарный план физкультурно-массовых и спортивных мероприятий ежегодно утверждается директором, т.к. является определяющим воспитательных планов классных руководителей.

Стали традиционными праздники:

«Веселые старты» (игра-соревнование)

Национальные единоборства (борьба хапсагай, мас-рестлинг)

Дни здоровья

«Мини-футбол» (спортивные игры)

Волейбол. Баскетбол.

«Зарница» (ко Дню Победы)

Новые нетрадиционные формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

  1. Физкультурные паузы на каждом уроке, направленные на коррекцию и предупреждение нарушений осанки, дыхательные упражнения.
  2. Во второй половине дня 2 раза в неделю, занятия внеурочной деятельностью-
  3. Оздоровительный летний отдых, в основе которого физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Физкультурные паузы на всех уроках с учащимися направлены на коррекцию и предупреждение нарушения осанки, укрепление зрительного анализатора, активизируют умственную работоспособность, функции памяти, внимания, восприятия. Упражнения подбираются на методических объединениях с участием учителя физической культуры.

Пропаганда физической культуры и спорта

Сотрудничество со средствами массовой информации, спортивные фотомонтажи. Большую роль в пропаганде физической культуры и спорта играют спортивные соревнования. Они являются составной частью всей системы физического воспитания учеников в школе и проводятся с целью пропаганды занятий физической культурой и спортом как важного средства укрепления здоровья всех учеников школы.

Физическая культура оказывает важное значение для подготовки обучающихся к службе в Армии, выполнению гражданского долга, способствует закаливанию организма, воспитанию силы воли, выносливости, сдачи нормативов комплекса ГТО.

Все мероприятия освещаются на школьном сайте

 Библиографический список:

  1. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004. – 112с.
  2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2004. – 448с.
  3. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. – СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. – 120 с.
  4. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. – 700с.
  5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.
  6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.
  7. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.