Осипова А. В. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Illegal remuneration on behalf of a legal entity (Article 19.28 of the Administrative Code of the Russian Federation)

 

Осипова Алла Вадимовна

Osipova Alla Vadimovna

Студентка ИЮИ (ф) УП РФ, г. Иркутск

osipova_alla97@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица в Российской Федерации. Исследуются статистические данные правоприменительной практики, а также предлагаются пути более эффективного применения административных правонарушений, предусмотренных статей 19.28 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Annotation. The article discusses the problematic aspects of administrative liability for illegal remuneration on behalf of a legal entity in the Russian Federation. The statistical data of law enforcement practice are explored, as well as ways are proposed to more effectively detect administrative offenses under articles 19.28 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Ключевые слова: административное правонарушение, коррупция, юридическое лицо, ответственность, прокурор.

Keywords: administrative offense, corruption, legal entity, responsibility, prosecutor.

В Российской Федерации не предусмотрена уголовная ответственность для юридических лиц. За нарушение установленного порядка управления в сфере противодействия коррупции и коррупционных правонарушений юридические лица привлекают к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [2].

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, состоит в совершении следующих противоправных действий:

  • незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;
  • оказание услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;
  • предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического вышеуказанными лицами действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Части 2 и 3 ст. 19.28 КоАП РФ предусматривают ответственность юридических лиц за вышеперечисленные действия, совершенные в крупном и особо крупном размере соответственно.

От имени или в интересах юридического лица могут действовать: уполномоченные совершать такие действия (бездействие) на основании закона, иного правового акта, устава, договора или доверенности; занимающие должность в органах управления или контроля юридического лица; имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определять его действия (бездействие) или решения в силу прямого или косвенного участия в уставном (складочном) капитале этого юридического лица, закона, иных правовых актов или договора; иные лица по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц, действующие в интересах юридического лица.

При этом Федеральный закон «О противодействии коррупции», не исключает возможности одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст.19.28 КоАП РФ, в интересах которого действовало это физическое лицо [4]. Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года» также указал, что возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица [6].

Состав данного административного правонарушения взаимосвязан с составами преступлений, предусмотренных ст. 204 и 291 УК РФ, т.к. за совершение указанного деяния руководителем юридического лица должностное лицо подлежит уголовной ответственности, а юридическое лицо – административной. Поводом к возбуждению уголовного дела и дела об административном правонарушении являются данные об одном событии правонарушения.

Полномочие по возбуждению дел о вышеуказанном административном правонарушении принадлежат прокурору, которые активно его используют [1]. Например, в 2016 году было возбуждено 479 дел по ст. 19.28 КоАП РФ и судами наложено штрафов на сумму 654 млн. рублей. В свою очередь, в 2017 году возбуждено 672 дела по ст. 19.28 КоАП РФ и судами рассмотрено 674 дел по ст. 19.28 КоАП РФ [10].

Приказом Генерального прокурора РФ от 28.08.2017 № 590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было указано прокурорам обеспечить ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ [5]. Это было сделано во исполнение требований пункта 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым закреплен запрет на участие в закупках юридического лица, привлеченного в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.

Кроме того, изменениями, внесенными в КоАП РФ от 03.08.2018 юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство (за исключением административных правонарушений, совершенных в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок) [3].

В заключение, следует отметить, что при квалификации противоправного поведения физического лица, передавшего, предлагавшего или обещавшего материальные блага должностному лицу, необходимо устанавливать мотивы его поведения. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, образуют действия физического лица, совершенные в интересах юридического лица, следовательно, необходимо выяснять, соответствовали ли эти действия интересам юридического лица. Правоохранительным органам, расследующим соответствующие уголовные и административные дела, следует устанавливать то, как действовало физическое лицо: единолично либо вступив в сговор с представителями юридического лица; являлось ли физическое лицо организатором либо исполнителем преступления; как оно получило передаваемые в качестве незаконного вознаграждения средства; какова была цель физического лица – получение преимуществ для себя персонально либо для юридического лица; выступало ли физическое лицо от имени юридического лица, в интересах которого оно действовало?

Кроме того, мы поддерживаем позицию тех авторов, которые считают необходимым привлекать к административной ответственности юридических лиц за нарушение запрета, в течение двух лет с момента привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, участвовать в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе путем мошенничества в сфере компьютерной информации [7, 8, 9].

Библиографический список:

  1. Маматов, М.В., Маслов, И.А. Актуальные вопросы практики осуществления прокурорами административного преследования по ст. 19.28 КоАП РФ [Текст] / М.В. Маматов, И.А. Маслов // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 5. – С. 118–125.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : [в ред. от 3 авг. 2018 г. № 326-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текстовые дан. – М., 2005–2018. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (03.10.2018).
  3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 03 авг. 2018 г. № 298-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текстовые дан. – М., 2005–2018. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808030084?index=0&rangeSize=1 (03.10.2018).
  4. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ : [в ред. от 3 авг. 2018 г. № 307-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текстовые дан. – М., 2005–2018. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657 (03.10.2018).
  5. О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : приказ Ген. прокурора Рос. Фед. от 28 авг. 2017 г. № 590. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 10 апр. 2013 г. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В. и [др.]. Криминология. Особенная часть в 2 т. Том 1. Учебник / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 312 с.
  8. Евдокимов К.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательства России и зарубежных стран, регламентирующего уголовную ответственность за совершение компьютерных преступлений // Юридический мир. 2017. № 3. С. 45-49.
  9. Евдокимов К.Н. Особенности уголовно-правовой квалификации преступлений, предусмотренных статьями 159.6, 272 УК РФ, на стадии возбуждения уголовного дела // Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 2 (20). С. 161-173.
  10. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Сайт]. — URL : http://www.genproc.gov.ru (03.10.2018).