Дерков Кирилл Андреевич, Зедгенизова Ирина Ивановна, Мельник Дарья Александровна Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Features of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons

 

Дерков Кирилл Андреевич

Derkov Kirill Andreevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

derkow3099@mail.ru

Зедгенизова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Мельник Дарья Александровна

Mel’nyk Darya Alexandrovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

dar.melnik2013@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности  для иностранных граждан и лиц без гражданства согласно административному законодательству в Российской Федерации в сфере миграции, а также на основании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их прав и обязанностей.

Annotation. This article examines the specifics of administrative responsibility for foreign citizens and stateless persons in accordance with the administrative legislation in the Russian Federation in the field of migration, as well as on the basis of the administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons, their rights and obligations.

Ключевые слова: административное право, административная ответственность, сфера миграции, иностранные граждане, лица без гражданства, административно-правовой статус.

Keywords: administrative law, administrative responsibility, migration sphere, foreign citizens, stateless persons, administrative and legal status.

На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются определённые режимы пребывания в Российской Федерации (далее – РФ). Соответственно, в зависимости от того, какой режим пребывания вводится государством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, будут отличаться порядок въезда в РФ и выезда из неё, а также порядок трудовой деятельности и проживания на территории страны. [5]

Прежде чем раскрыть вопрос о некоторых из особенностей административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства, нужно разобраться в их административно-правовом статусе.

Административно-правовой статус можно определить как комплекс прав и обязанностей, а также гарантии их осуществления, закреплённые  нормами административного права. Статья 62  часть 3 Конституции РФ (далее – КРФ) гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства несут равные обязанности с гражданами РФ, а также пользуются правами (за исключением случаев, которые устанавливают федеральные законы (далее – ФЗ) и международные договоры). Но объём прав и обязанностей неграждан (назовём их так) также зависит от сроков и целей пребывания на территории РФ. [4]

Сразу стоит сказать и о том, что граждане РФ, которые имеют иностранное гражданство, не будут считаться иностранными гражданами и соответственно субъектами административных правонарушений, коих мы определили ранее. Об этом гласит статья 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. [7]

Стоит отметить, что в РФ за нарушение миграционного законодательства ежегодно привлекается к административной ответственности большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Только по показателям 2007 года к ответственности был привлечено 170 тысяч иностранных граждан, а выдворено за пределы РФ около 22 тысяч. Стоит учитывать, что в сфере миграции наблюдается рост числа иностранных граждан, которые незаконно въезжают на территорию РФ, тем самым увеличивая показатель привлеченных неграждан к административной ответственности.

Согласно статье 2.6 части 1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за совершение административных правонарушений на территории РФ. [2]

Но тут же стоит отметить одну из особенностей административной ответственности в виде части 3 всё той же статьи 2.6 КоАП, в которой говорится о том, что дипломаты и консулы подвергаются ответственности в соответствии с нормами международного права.

Так же к особенным чертам административной ответственности, налагаемой на иностранных граждан и лиц без гражданства, можно отнести следующее.

Административное выдворение за пределы РФ – административное наказание, применяемое лишь в отношении иностранных граждан. Данное наказание отличается ещё и тем, что его последствия могут распространяться не только на самих иностранных граждан, но и на лиц, ответственных за соблюдение этим иностранным гражданином законодательства РФ. Это наказание играет роль некоторой профилактики, как бы полагаясь на правосознательность иностранного гражданина и самой страны.

Наказание путём выдворения за пределы РФ не распространяется на военнослужащих иностранцев. Связано это с тем, что иностранные граждане отбывают военную службу по контракту, который даёт им право нахождения на территории РФ. На военнослужащих иностранных граждан, так же, как и в случае с дипломатами и консулами, распространяются нормы международного права.

Немалую роль в привлечении к административной ответственности играют нормы международного права. Приведём такой пример: судебная коллегия по административным делам дала рекомендацию, чтобы, при рассмотрении вопроса о запрете въезда иностранного гражданина на территорию РФ, учитывались обстоятельства, связанные конкретно с личностью иностранца, условиями его жизни, его семьёй и т.п. [6]

С одной стороны, согласно статьи 55 части 3 КРФ и положениям конвенции о защите прав человека и основных свобод, любые права и свободы человека могут быть ограничены только на основании ФЗ с целью защиты общества, обеспечения государственной безопасности. Несоблюдение данных положений будет являться фактом нарушения прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются судом в установленном законом порядке.

То есть из этого следует, что необходимость ограничения иностранного гражданина в его правах и свободах, в случае привлечения к административной ответственности, должна быть достаточно обоснованной. Можно сказать, что Судебная коллегия под административным делам призвала найти баланс между правами и свободами иностранного гражданина (прежде всего человека) и законными интересами общества и государства.

В положениях статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни. То есть, вмешательство со стороны властей в личную жизнь человека не допускается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных данной статьёй. [3]

Даже если иностранный гражданин или лицо без гражданство неоднократно привлекались к административной ответственности, это всё лишь предполагает отказ на въезд в РФ, а не говорит о безусловном отказе (согласно статьи 26 подпункта 4 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года).

Но такая рекомендация не вполне уместна, так как данные критерии не могут быть рассмотрены миграционными подразделениями при вынесении решения о запрете на въезд в РФ. Такие решения выносятся, как правило, в отсутствии иностранного гражданина или лица без гражданства и, соответственно, без его объяснений по поводу сложившейся ситуации.

Но привлечение к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства может повлечь собой нарушение прав и законных интересов гражданина РФ, который состоит в родстве с данным иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Если у иностранного гражданина есть родственник с гражданством РФ, то этот факт не говорит о том, что к иностранному гражданину не может быть применено административное наказание, связанное с запретом нахождения на территории РФ. Но, обычно, в правоотношениях граждан РФ факт родства, особенного близкого, имеет большое юридическое значение. Когда речь заходит об иностранных гражданах, этот круг гораздо шире.

Ещё одной из особенностей административной ответственности, но только уже конкретно с объективной стороны, являются так называемые длящиеся правонарушения, т.е. такие административные правонарушения, которые в длительном невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на правонарушителя обязанностей. КоАП в статьях 18.8 части 1, 18.9, 18.10, 18.11, 18.15, 18.16, 18.17 содержит длящиеся административные правонарушения. Можно сказать, что все административные правонарушения являются длящимися. Чаще они описываются такими терминами как «невыполнение», «уклонение» и т.п. [1]

За совершенные на территории РФ административные правонарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства соответственно следует административная ответственность. Но, проанализировав некоторые данные в статье, мы приходим к выводу, что административная ответственность для неграждан имеет ряд особенностей. На данный момент миграционное законодательство непрерывно развивается, следствием этого является расширение института административной ответственности. Именно поэтому существует резкая необходимость в изучении и систематизации материала, касающегося сферы миграции, в т.ч. особенности административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Библиографический список:

  1. Бахрах Д.Н., Котельникова Е.В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. 2005. № 3. С. 7. 
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// СПС Консультант Плюс.
  3. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с «Протоколом (№ 1)» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СПС Консультант Плюс. 
  4. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
  5. Муравенкова М.В. Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 921—926.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г.) // СПС Консультант Плюс. 
  7. О гражданстве Российской Федерации ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СПС Консультант Плюс.