Особенности взаимодействия субъектов педагогического сопровождения образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе

Особенности взаимодействия субъектов педагогического сопровождения

образовательной деятельности обучающегося  в разновозрастной группе

Features of interaction of subjects of pedagogical support of student learning at various age group

Кротова  Марина  Вениаминовна

Krotova Marina Veniaminovna

аспирант кафедры педагогических технологий,

ФГБОУ ВО  ЯГПУ  им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль

crotow.marina@yandex.ru

Аннотация.  Определяется сущность взаимодействия субъектов сопровождения образовательной деятельности ребенка в разновозрастной группе, обосновывается необходимость такого сопровождения, которое представлено как комплексная технология поддержки ребенка в развитии его способностей и личности в целом, помощь в достижении поставленных целей.  Раскрывается роль педагога на всех этапах организации проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающегося  в разновозрастной группе.

Annotation.  The essence of interaction of subjects of educational activities support the child in a different age group, the necessity of such support, which is represented as a complex technology support the child in developing his abilities and personality in General, indirect aid in the achievement of goals. The role of the teacher in all phases of the organization design of individual learning activities of the learner in different age group.

Ключевые слова:  индивидуальный образовательный маршрут, педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающегося, субъекты педагогического сопровождения, взаимодействие детей разного возраста.

Key words: individual educational route, pedagogical support of student learning, the subjects of pedagogical support, interaction of children of different ages.

Одним из эффективных способов повышения результативности образовательной деятельности обучающегося является реализация индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ), которые могут разрабатываться непосредственно в конкретной образовательной организации и предполагают участие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса, что особенно важно в условиях  разновозрастной группы (далее РВГ) образовательного объединения детей.

 Под разновозрастной   группой  (далее — РВГ) понимают: «…общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи» [2].

Субъектами педагогического сопровождения деятельности воспитанника в разновозрастной группе образовательного объединения являются:

— педагогические работники ОУ;

— обучающиеся  разного возраста;

— родители и другие родственники воспитанников.

При этом у каждого ребёнка, как субъекта педагогического сопровождения, накапливается особый опыт образовательной деятельности, взаимодействия с взрослыми и детьми разного возраста, формируется отличный от других характер личностного развития.

Именно индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, обучающегося в разновозрастной группе определяют содержание и формы педагогического сопровождения его образовательной деятельности.

Особенности проектирования ИОМ исследовали такие выдающиеся представители педагогической науки как В.П. Беспалько, С.А. Вдовина, Е.С Заир-Бек,  Н. Н. Суртаева, А.П. Тряпицына и др..

Мы в своем исследовании опираемся на мнения Л.В. Байбородовой  [4], которая понимает под ИОМ замысел ребенка относительно его собственного продвижения в образовании и А. В. Хуторского,  относящего ИОМ  к образовательным проектам,  в результате реализации которых выстраивается индивидуальная образовательная траектория – «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [6].

Проектирование каждого ИОМ – это совместная деятельность субъектов образовательного процесса, которая будет успешной, если  все участники данного процесса будут учитывать ряд взаимосвязанных и взаимодополняемых принципов.  Л.В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают следующие принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности (далее ИОД)   ребенка, осваивающего образовательную программу [4];

— принцип прогнозирования,  который требует при создании проекта ИОД опираться на уже имеющиеся образовательные результаты обучающегося, наметить цель, предположить внесение возможных изменений, ориентироваться на ближние, средние и дальние перспективы в развитии способностей ребенка; проверять свои предположения результатами анализа объективных данных, предвидеть возможную реакцию воспитанника на условия и обстоятельства проектируемой системы;

— принцип саморазвития означает, что все особенности развития конкретного ребенка предусмотреть невозможно, поэтому проекты ИОД должны быть гибкими и вариативными;

— принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности  предполагает высокий уровень заинтересованности всех субъектов проектировочной деятельности в реализации намеченного;

— принцип субъектной позиции ребенка, реализуя который, педагог должен обеспечить организацию самодиагностики обучающегося, его участие в целеполагании, анализе и рефлексии собственной деятельности, поощрять активность и инициативу ребенка, обучать его самоконтролю;

— принцип взаимодействия участников проектирования  предполагает привлечение к проектированию всех субъектов педагогического сопровождения  образовательной деятельности ребенка, организацию и регулирование совместной деятельности  участников проектирования на всех его этапах с учетом поставленной цели и распределенных функций;

— принцип технологичности, что означает, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности можно представить в виде алгоритма  взаимодействия педагогов и ребенка;

— принцип непрерывности и цикличности означает, что проектирование деятельности ребенка необходимо осуществлять весь период реализации ИОМ, готовый проект будет представлять сумму промежуточных проектов, работая над которыми ребенок будет проходить одни и те же этапы, сходные действия, совершенные при этом, помогут  закрепить полученные учеником навыки.

Вышеперечисленные принципы подчеркивают значимость роли педагога в организации проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка на всех его этапах. Сущность деятельности педагога, таким образом, подходит под определение понятия педагогического сопровождения образовательной деятельности учащегося.

Педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающегося в РВГ определяет позицию педагога, заключающуюся в организации как взаимодействия с каждым отдельным ребенком с учетом его «зоны ближайшего развития», так и в организации и дальнейшем развитии взаимодействия воспитанников разного возраста. Такая позиция характеризуется следующим:

— осознание в качестве  стратегических целей: развитие каждого ребенка в РВГ с опорой на его собственные ресурсы, развитие детского коллектива в целом;

— подчинение педагогических  воздействий  стратегической цели;

— наличие вариативности ответных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений;

— выстраивание педагогического сопровождения на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка, возрастных особенностях младших и старших детей;

— понимание природы различных форм поведения детей разного возраста, требующих  регулирования и организации;

— владение знаниями возрастной психологии и физиологии;

— направленность действий педагога на поддержание доброжелательных отношений между воспитанниками, обеспечивающих каждому ребенку поддержку в его развитии [5].

Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ, является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми разного возраста, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки ребенка в развитии его способностей и личности в целом, опосредованная помощь в достижении поставленных целей.

Для того чтобы педагог мог выстроить продуктивное взаимодействие всех субъектов сопровождения, необходимо разделить весь процесс сопровождения на последовательно взаимосвязанные этапы.  В ходе опытной работы мы остановили свой выбор на этапах психолого-педагогического сопровождения ИОД  обучающегося, предложенных М.И. Рожковым [4],:

— этап проблематизации, в результате которого субъектами проектирования совместно формулируется образовательная проблема, которую необходимо решить;

— поисково-вариативный этап – активный поиск вариантов решения проблемы;

— практически действенный этап — во время, которого осуществляется деятельность, ведущая к запланированному результату;

— аналитический, данный этап предусматривает контроль и оценку результатов, прогнозирование новых трудностей и возможностей корректировки пути продвижения к цели.

Многолетний опыт работы подтвердил, что  проектирование   и поэтапная реализация педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, помощь ребенку в достижении значимых для него целей основывается на сотворчестве взрослых и ребенка в развитии, как индивидуальных способностей воспитанника, так и его личностных качеств, способствует социализации обучающегося.

Библиографический список:

  1. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. – 281 с.
  2. 2. Байбородова, Л.В. Теория, методика, практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. — Ярославль: Академия развития, 2007. – 336 с.
  3. Кротова, М.В. Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе //Ярославский  педагогический  вестник  № 4 — Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2017.  С. 42- 48
  4. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие/ под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Золотаревой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.– 413 с.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот/ Под ред. С.Б. Корниловой и др.– Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 214 с.
  6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.