Панюшина Л.П. Система творческой деятельности студентов Иркутского техникума авиастроения и материалообработки в условиях использования информационных технологий

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Система творческой деятельности студентов  Иркутского техникума авиастроения и материалообработки в условиях использования информационных технологий

The system of creative activity of students of the Irkutsk Technical School of aircraft building and material processing in the conditions of using information technologies

 

Панюшина Любовь Петровна

Panyushina Lyubov Petrovna

преподаватель ИТАиМ, г. Иркутск

panjushina@mail.ru

 

Аннотация. Информационные технологии – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Это не исключительные инновации, а жизненная необходимость. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при обучении. Автор уделяет главное внимание вопросам развития творческой деятельности студентов в условиях информационной образовательной среды техникума.  В статье описан опыт организации системы творческой деятельности студентов в условиях использования информационных технологий, которые отражают требования общества к личности, обладающей необходимыми качествами, обеспечивающими его творческую самореализацию в социуме: самостоятельность, информационную грамотность, способность к творческой деятельности.

Annotation. The professional school creativity system of students in the conditions of information technologies use.

Information technologies are an integral part of the modern educational process. It is not an exclusive innovation, but a vital necessity. They allow to solve very important pedagogical tasks such as creative person development, cognitive process activization, motivation level increasing in the education.

The author gives the main consideration to the questions, concerning the analysis of pedagogical innovational practice, new approaches to educational strategies, to students’ creativity organization in the conditions of information-educational environment of professional schools.

In the article the sample of students’ creativity organization is represented in the conditions of information technologies use, that develops independence and responsibility and favors the becoming of an information educated and a creative school leaver, who is capable of dynamic social activity.

Ключевые слова: образовательные технологии, информационные технологии, креативная личность, проектный метод, обучение в сотрудничестве, кейс-технологии, интернет-ресурсы.

Keywords: educational technologies, information technologies, the creative personality, a design method, training in cooperation, a case technology, Internet resources.

 

В условиях информатизации системы образования особое значение приобретает широкое использование современных, ориентированных на всестороннее развитие личности студента, образовательных технологий. Информационные технологии прочно обосновались в образовательном процессе.  Они позволяют решать педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при обучении. [1]

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

Современное  образование ориентировано на совершенствование педагогического процесса средствами информационных технологий, на формирование информационной культуры обучающегося  и преподавателя, на применение телекоммуникаций в их творческой деятельности, на активизацию познавательной деятельности субъектов образовательного процесса с использованием информационных технологий.[2]

Анализ современных подходов к организации обучения, инновационной педагогической практики позволили нам подойти с позиций системного подхода (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Г.Н.Сериков и др.) к организации творческой деятельности студентов в условиях информационно-образовательной среды техникума. В основе разработанной системы лежит модель организации творческой деятельности обучающихся в условиях использования информационных технологий, которая предусматривает определенную логику содержания, активную личностную позицию участников образовательного процесса и технологичность их взаимодействия как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: структурно-содержательного, содержательно-технологического, оценочно-результативного, которые направляют и координируют взаимодеятельность субъектов образовательного процесса, отражают требования общества к личности, обладающей необходимыми качествами, обеспечивающими его творческую самореализацию в социуме: самостоятельность, информационную грамотность, способность к творческой деятельности.

Структурно-содержательный уровень модели отражает идею объединения учебной и внеучебной деятельности на основе использования информационных технологий в рамках целостного педагогического процесса.

Традиционно учебная деятельность в большей степени ориентирована на непрерывную многоуровневую подготовку студентов, на постепенное формирование у них информационной культуры: от элементарной компьютерной грамотности до навыков работы с различными программными средами, которые, будучи усвоенными, служат средством реализации индивидуальных творческих замыслов. [3]

Процесс формирования компьютерных знаний, умений и навыков начинается, главным образом, на уроках информатики. В качестве дополнительной образовательной компоненты в техникуме  предусмотрены факультативы, кружки, спецкурсы, мастер-классы, индивидуальные консультации для всех обучающихся. Проектный метод, обучение в сотрудничестве, в малых группах, кейс-технологии и другие современные технологии,  внедряющиеся в практику работы техникума, способствуют развитию и совершенствованию опыта творческой деятельности обучающихся.

Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся средствами информационных технологий осуществляется в тесной связи друг с другом и расширяет возможности для творчества студентов. Система внеурочной деятельности, создающая благоприятную основу для интеллектуальных творческих объединений обучающихся, позволяет развивать  творческую среду для их познавательной деятельности в свободное от уроков время. Информационный Центр Иркутского техникума авиастроения и материалообработки позволяет организовать планомерную работу по обучению, консультированию, обеспечению доступа к информационным ресурсам техникума и сети Интернет, по проведению обучающих занятий, конкурсов, студенческих конференций (в том числе и телекоммуникационных) и других мероприятий, основанных на использования ИТ.

Содержательно-технологический уровень модели отражает процесс реализации системного содержания учебной и внеучебной деятельности посредством тщательно спроектированной педагогической технологии. [4]

Технология непрерывного вовлечения обучающихся  в компьютерное творчество рассматривается нами как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированного содержания работы со  студентами через формы организации их деятельности  в продвижении   от учебной к самостоятельной  творческой работе. Если в учебной деятельности (на уроках общественных дисциплин)  студенты в основном осваивают образцы деятельности с помощью преподавателя,  а затем способны к самостоятельной работе с элементами творчества (через домашние творческие задания, кружковые  и другие формы работы), то во внеурочной деятельности их творчество носит совершенно самостоятельный характер и реализуется через сложные формы работы: разработка творческих проектов, создание электронных обучающих продуктов, подготовка соответствующих дидактических материалов для изучения общественных дисциплин,  web-сайтов и др. Электронные образовательные ресурсы  дают возможность обучающемуся самостоятельно гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит к обучающемуся. Преподаватель лишь поддерживает обучающегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем, тем самым формирует у него положительную мотивацию к обучению.

По мнению Е.С. Полат, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия успешного усвоения материала для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность обучающихся  в процессе обучения[2].

Оценочно-результативный уровень модели представлен системой диагностических методик, определяющих степень развития творческой деятельности студентов в условиях использования информационных технологий.

Эффективность системы организации творческой деятельности обучающихся  в условиях использования информационных технологий, подтверждается успешными результатами студентов в различных смотрах, конкурсах, конференциях, успешной итоговой аттестации. Обучающиеся  групп по специальности «Мастер по обработке цифровой информации» являются  победителями и призерами региональных и Всероссийских конкурсов по созданию электронных продуктов.

Особое значение сегодня придается  использованию педагогами научно-исследовательской и проектной в учебно-познавательной деятельности студентов. От навыков исследовательской деятельности, полученных студентами  на I курсе, зависит их способность проводить научные исследования или выполнять исследовательские, курсовые  проекты на старших курсах,  и дальше, если они будут обучаться в ВУЗе.

Проектная деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с четкого обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Обучающимися разрабатываются структура проекта по определенному сценарию: цель проекта, задачи, план реализации проекта, ожидаемый результат. Так, например, по теме исследования обучающимися   разрабатывается макет буклета (с использованием программы Microsoft Publisher); подготавливается презентация для защиты проекта (с использованием программы Microsoft PowerPoint), создается веб-сайт (с использованием программ Microsoft Publisher либо Microsoft Word) с использованием интернет-ресурсов по проблеме проекта. [3].

Студентами  техникума разработаны масштабные  творческие проекты «Наша память о Великой Отечественной войне», «Колонизация Прибайкалья», «Правители России через призму веков», «История российской авиации»,  «Престижность профессии и возможности профессиональной реализации студентов техникума на рынке труда», «Как стать успешным в своей профессии»  и другие.

Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Повышается мотивация к обучению.

Наш подход к организации творческой деятельности студентов  средствами информационных технологий, ориентированный на человека, отводит важнейшую роль формированию самостоятельности и ответственности, эмоционально-ценностного отношения к миру и становлению информационно-грамотного и творчески-деятельного выпускника техникума, способного к активной деятельности в обществе.

Список источников:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пе. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Педагогика, 2004.
  3. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991, №4. С. 18-25.
  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.