Перегуд В.О. Наука в современном образовании

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Наука в современном образовании

Science in Modern Education

 

Перегуд Виктор Олегович

Peregud Victor Olegovych

ФГАОУВО «КФУ  им.В.И. Вернадского»

Прибрежненский аграрный колледж (филиал),  г. Саки

 

Аннотация. В настоящее время образование в обществе выходит на первый план, что позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. Модернизация и инновационное развитие в условиях решения этой стратегической задачи является основной тенденцией дальнейшего развития науки.

Annotation. Today education is an essential force in society which gives an ability to Russia to become a competitive unit among European countries in the world. Modernization and innovative development are the main trends in solving this strategical task in further scientific progress.

Ключевые слова: наука, социум, образование, образовательный процесс, государство, культура, общество.

Keywords: the science, society, education, educational process, state, culture, society.

Система образования много сделала для того, чтобы развить науку и связанное с ней образование во всех регионах. Это делалось не только для того, чтобы наука помогала развитию народного хозяйства, а прежде всего для того, чтобы повысить грамотность населения, чтобы мировоззрение человека основывалось на научных представлениях, а не на всякого рода верованиях и предрассудках, т.к. это является необходимым условием эффективного развития общества. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача – обеспечение инновационного характера базового образования.

Вторая задача – модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.

Третья задача – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Четвертая задача – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с  участием потребителей.  [2]

Термин «образование» может толковаться в разных интерпретациях. Образование является одной из важнейших сфер жизни общества.  [4] Образование – это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Таким образом, образование – это процесс, который отвечает следующим признакам:

1) целенаправленность;

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества. [6]

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов

и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. [6]

В данном случае системообразующим фактором является цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Данная система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование.

Важную роль в развитии общества играет наука, которая создает и приводит в систему знания об окружающем мире и человеке. Образование приобщает человека к знаниям и культуре. В современном мире роль образования возрастает. На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов является наука. Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них:

Наука – система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний: общественные науки и естественные науки. [5]

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

В современной интерпретации термин «наука» определяет несколько моделей реализации:

— наука как ведущий элемент общества, основанного на знании;

— наука как открытие;

— наука в социальном аспекте. [1]

Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире,  и практическую деятельность, основанную на ней. Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей. Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека. Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является крайне важной предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно крайне важно и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры. Приобщение человека к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям  о мире, накопленным предыдущими поколениями, начинается с образования. Образование основано на получении систематизированных знаний, освоении  умений и навыков и направлено на развитие личности. Оно включает не только обучение, но и воспитание человека, его нравственных и гражданских качеств. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников, сознательных  и активных граждан. Качественное образование помогает внедрению новых технологий в производство, а это приводит к росту производительности труда и ускоряет темпы развития страны [3]

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе играет немаловажную роль. И этот фактор будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.

Список источников

  1. Белова Ю.Ю., Алиева Н.З., Шевченко Ю.С. Роль науки в современном обществе знания: эпистемологические и социальные аспекты // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5.
  2. Концепция развития образования РФ до 2020 г. от 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1982. — 816 с.
  6. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Ю. Федорова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 176 с.