Перегуд В. О. Смешанное обучение как инновационный учебный процесс

Смешанное обучение как инновационный учебный процесс

«Blended Learning» as Innovative Educational Process

Перегуд Виктор Олегович

Peregud Victor Olegovych

преподаватель  Прибрежненский аграрный колледж (филиал), г. Саки

viktor.peregud@gmail.com

 

Аннотация. Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. В статье рассматриваются модели смешанного обучения (blended learning), их преимущества в обучении, а также проблемы, которые могут возникать при их использовании.

Annotation. Blended learning is one of the trends of modern education and according to prognosisists estimation, this type of learning will be the leading one in the nearest decade. The research work, described in the article, is devoted to the models of blended learning, its benefits in the educational process and possible difficulties which can occur while their using.

Ключевые слова. Смешанное обучение, образовательный процесс, взаимодействие, интерактивные учебные средства, самообразование, индивидуализация обучения.

Key Words. Blended learning, educational process, interaction, interactive learning means, self-educational, individualization of learning.

Затрагивая вопросы глобалистики, следует заострить внимание на  мировом развитии современных информационно-коммуникативных технологиях, сразу же укоренившихся практически во всех областях жизни человека. Столь прогрессивное новшество не обошло стороной и образования. Социально-экономические трансформации требуют от юного поколения соответствия заявленным требованиям, чтобы, в свою очередь, молодые специалисты показали высококвалифицированный уровень не только на российском рынке труда, но и на международном. Затрагивая вопросы образования, следует отметить, что активное использование информационно-коммуникативных технологий сразу же закрепилось на первом месте и является одним из его составляющих ХХI века.

Сегодня общество требует от молодого человека на выходе из вуза обладать теми навыками, которые только внедряются или пока не получили широкого использования. Но где же можно их получить, если школа остаётся верна консервативным методам развития, лишь постепенно внедряя интерактивные методы обучения?

В сложившейся системе образования, в которой, с одной стороны, осуществляется переход к современным образовательным моделям и технологиям, а с другой – сохраняется консервативный подход к определению содержания обучения и дисциплинарный принцип, возникает необходимость анализа существующих моделей обучения, их особенностей и недостатков для сравнения и выбора, а также поиска наиболее оптимальных из них.

Стремительное «устаревание» технологических знаний обуславливает потребность в получении информации из интернет-источников, поэтому так необходимо, чтобы будущий специалист смог найти любую информацию, причем в кратчайшие сроки. Современная система образования предполагает, что львиная доля часов должна уходить на самостоятельное обучение, чем обуславливается факт неэффективности и отсталости традиционных форм обучения. Сегодня этого недостаточно для решения поставленных задач. Поэтому возникает необходимость поиска новых технологий и методов получения знаний, к которым смело можно отнести смешанное обучение.

            Для того чтобы охарактеризовать понятие «смешанного обучения», следует узнать об истории возникновения этого термина в педагогике. Поэтому стоит обратиться к зарубежным исследователям, ведь это явление пришло из США. Еще в 1920-1930-е годы американские школы использовали электронную переписку для общения между преподавателями и студентами, а в 1970-е годы эта форма практиковалась в большинстве открытых университетов по всему миру. Blended learning – от англ. смешанное обучение [2]. Его суть заключается в том, что это своеобразное сочетание традиционного и электронного обучения, которое использует свои сильные стороны.

Сегодня просто необходима трансформация образования, ведь за последние десятилетия на пороге появляются новые технологии, к которым прибегают в современном преподавании, вытесняя традиционные методы ведения урока. Это обусловлено рядом причин:

  • Подготовкой к жизни в обществе;
  • Развитие технологий;
  • Открытость и общедоступность знания.

Также претерпели изменения обучающихся, теперь это интернет-поколение:

  • Формируют новые отношения на основе общих интересов;
  • Расширяют границы своих знаний;
  • Преподносят себя в новом образе;
  • Не терпят наставничества, проявляя индивидуальность.

Используя технику смешанного обучения в организации учебного процесса, польза будет тогда, когда видна взаимосвязь цели и результата. Поэтому педагог должен изначально продумать ожидаемые результаты, а также эффективность методики. Сочетание очного и электронного обучения поможет выстроить наиболее оптимальный личностно-ориентированный учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Это позволит организовать интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и в различных формах организации очного обучения.

Не стоит пренебрегать явными преимуществами, которые предлагает смешанное обучение. Во-первых, это способствует модернизации организации учебного процесса, а во-вторых, возможность субъектам соответствовать требованиям высококвалифицированного специалиста. Обучающийся сам может выбрать подходящий ему темп и объём учебного материала, индивидуально подойти к подготовке требуемого задания. Удалённые участники могут выполнять поставленные задания благодаря использованию современных веб-сервисов. Количество участников значительно повысится в сравнении с моделью стандартного обучения.

Все это свидетельствует о наличии обратной связи между участниками образовательного процесса. Такая форма обучения позволяет преподавателю контролировать учебный процесс и вносить необходимые коррективы. Электронное обучение позволит:

— улучшить индивидуализацию;

— повысить степень наглядности;

— расширить поле коммуникации;

— в любое время получать обратную связь;

— получать постоянное интерактивное взаимодействие;

— развивать навыки преобразования информации из одной формы в другую.

Для этого требуются организационные процессы в образовании. С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Изначально понадобятся рабочие места, мобильные классы, личные мобильные устройства обучающихся. Например, для реализации модели BYOD следует принести своё устройство, также для модели «1:1» нужно одно устройство на каждого человека. Но готовы ли современные образовательные организации отказаться от традиционной классно-урочной системы? Ведь смешанное обучение может привести к кардинальным изменениям общей организационной модели учебного заведения [5].

Для преподавателя внедрение смешанного обучения также не может пройти бесследно. Педагог теперь является не единственным источником информации, ему нужно соответствовать заявленным требованиям. Причем постоянно прибегать к креативным методическим приёмам, затрагивая интерактивную методику и не забывая о традиционных формах. Это педагог нового поколения. Он не должен бояться экспериментировать, наоборот, должен быть гибким, владеть высокой ИКТ-компетентностью, разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации. И не следует забывать про организацию учебного процесса в виду индивидуальности каждого обучающегося [3].

В отечественном образовании использование смешанного обучения находится ещё на этапе становления и только как вспомогательный инструмент к традиционному учебному процессу. Хотя образование будущего диктует свои правила. Некоторые преподаватели всё же используют на своих занятиях преимущества информационно-коммуникативных технологий. В образовательном процессе это может реализоваться с помощью совместных проектов, а также созданию и ведению блогов. В учреждениях среднего профессионального и высшего образований студенты могут участвовать в вебинарах, онлайн-конференциях, форумах, групповых дискуссиях, семинарах. Это поможет расширить кругозор и подтолкнёт обучающихся к дальнейшей разработке заинтересовавшей темы.

Очень важный момент: в смешанном обучении деятельность на занятии не должна дублироваться или дополняться деятельностью в интернете, а заменяться ими. В противном случае учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой. Это настоящий вызов для педагога: как структурировать материал таким образом, чтобы обучение стало более эффективным? [6].

В основе смешанного обучения используется методика «перевернутый класс». Преподаватель задаёт в домашнем задании изучить теоретический материал самостоятельно с помощью видеолекций, презентаций или других источников. Аудиторная работа посвящена выполнению практических заданий, тестовой работе на самоконтроль, ответам на вопросы после просмотра видеолекции.

В любом случае задача проектирования электронного обучения начинается с определения планируемых по дисциплине результатов обучения и выбора соответствующих методов их оценивания [4].

Смешанный подход заставит обучающегося быть более ответственным в получении образования, ведь он приобретает знания через личные усилия, что может быть более значимым на индивидуальном уровне.

На сегодня проблема внедрения смешанного обучения зависит в первую очередь от технической поддержки учебных заведений. Также модернизация пространства зачастую является тормозящим фактором. Но, несмотря на все недостатки и противоречия, потенциал смешанного обучения огромен, возможно, безграничен. В рамках развития современных технологий модель смешанного обучения уже сегодня стоит на пороге будущего и диктует свои условия. Стоит ли соответствовать или нет, зависит от многих факторов. Но желание сегодняшнего выпускника соответствовать мировому стандарту высококвалифицированного специалиста требует от сложившегося традиционного обучения значительных трансформаций.

Библиографический список:

  1. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
  2. Евсеева А.М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
  3. Нечитайлова Е.В. Переверните класс или что такое смешанное обучение // Учительская газета. – №46(10543), 2014. –18 ноября.
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-analiz-traktovok-ponyatiya
  5. Соловов А. В. Организационные аспекты электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. – № 12., С. 89–94.
  6. https://newtonew.com/school/blended-learning-school-guide